овостиадача была поставлена так: создать машины более мощные, более быстроходные, более удобные || н.-сплуатации. чем автомобиль УАЗ-450. Посредством частных конструктивных доработок сделать это было нельзя. Семейство УАЗ-450 тесно связано с устаревшими сейчас автомобилями ГАЗ-69, и добиться необходимых качеств, базируясь на этой модели, оказалось делом невыполнимым. И вот новое семейство создано. По всем показателям автомобили УАЗ-452 превосходят УАЗ-450. В этом можно убедиться, если сравнить их параметры *. Что же обеспечивает новому семейству преимущества? Вполне естественно, серьезные изменения конструкции отдельных узлов и агрегатов. Рассмотрим их по порядку. ДВИГАТЕЛЬ. На автомобилях нового семейства установлен двигатель УАЗ-451 — тот же самый, что и на «Вол re* (с очень небольшими изменениями по местам крепления), четырехтактный, карбюраторный. четырехцилиндровый, рабочим объемом 2445 см", со степенью сжатия 6,6 и максимальной мощностью в 70 л. с. Нет необходимости более подробно описывать хорошо известную всем автомобилистам конструкцию. Однако давайте сравним его с двигателем автомобилей семейства УАЗ-450. Мощность его была 62 л. с. «Лишние» лошадиные силы это лучшие тягово-динамические показатели, более высокие максимальные и средние скорости движения. Вслед за двигателем подверглись обновлению другие агрегаты автомобиля. Сцепление, правда, как было, так и осталось сухое однодирковое с пружинной ступицей и гасителем колебаний ведомого диска (увеличился только диаметр этого диска — с 225 до 254 мм). Но остальные механизмы существенно усовершенствованы. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ у НОВОЙ модели трехходовая с четырьмя передачами вперед и одной назад, с синхронизаторами на третьей и четвертой передачах. Напомним, что на машинах прежнего семейства коробка передач была двухходовая с тремя передачами вперед и одной назад. Передаточные числа приводились в таблице, в статье «Семейство УАЗ-452» (см. предыдущий номер журнала). Новая коробка передач, т акже как и весь силовой агрегат в целом, увеличивает тяговое усилие на передачах, сокращает время разгона, уменьшает расход топлива. Шестерни второй и третьей передач и привода промежуточного вала имеют спиральные зубья. Разборный промежуточный вал устанавливается в шариковых подшипниках. Переключаются передачи рычагом, установленным на коробке воздуховода. РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА. Автомобили нового семейства (так же как и старого) снабжены раздаточной коробкой. Она имеет две передачи: прямую и понижающую с передаточными числами соответственно 1.00 и 1,94. Все шестерни новой коробки прямозубые, все подшипники валов — шариковые. А это значит, что никаких регулировок не требуется (промежуточный и ведомый валы старой коробки устанавливались на роликовых конических подшипниках, которые приходилось регулировать прокладками). Задняя крышка новой коробки — съемная. Благодаря этому облегчаются ремонтные работы. Крепится новая раздаточная коробка непосредственно на заднем торце коробки передач. Нет уже промежуточного карданного вала — это удобнее и * «За рулем» № 9. 1965 г.СОВЕТСКОЙ ТЕМНИКИмические и экономические качества_ автомобиля. Контрольный расход топлива у автомобилей с отключенными передними колесами снижается до 12 л/100 км. Шкворневой узел поворотного кулака переднего ведущего моста усилен. Удельное давление, которое испытывают детали этого узла, меньше, чем у аналогичных деталей автомобилей прежнего семейства — стало быть, выше их долговечность. Дифференциал переднего ведущего моста у новых машин также четырехсателлитный. РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ состоит из глобоидального червякаи двойного ролика. Но раньше вращение от рулевого колеса передавалось через одноступенчатый редуктор с коническими шестернями и карданным шарниром. Это усложняло и изготовление, и эксплуатацию рулевого устройства. Теперь механизм рулевого управления значительно упрощен, изменено также его передаточное отношение — с 18,2 — до 20,3. ТОРМОЗА по принципу действия не изменены: ножные — колодочные, с гидравлическим приводом; центральный — ручной, с механическим приводом, действует на выходной оси раздаточной коробки. Но конструктивная разница большая. Передние тормоза имеют отдельный привод на каждую колодку. Любому автомобилисту ясно, насколько это увеличивает тормозное усилие и повышает эффективность торможения. КУЗОВ И РАМА. Срок службы грузовых автомобилей во многом зависит от долговечности платформы, а фургонов — от кузова в целом. Стоит только поломаться балкам, к ак нарушается силовая связь. Поэтому у автомобилей нового семейства пол усилен. Рама автомобилей УАЗ-450 состит из сварных лонплоскости. В эти половины запрессованы жеронов закрытого сечения, УАЗ-452 — и дополнительно закреплены электрозаиз лонжеронов швеллерного сечения. Это клепками кожухи полуосей. Все это быне только повышает прочность рамы, но ло иу машин семейства УАЗ-450. В чем и резко снижает трудоемкость изготовже разница? В том, что у ведущих моления, потребность в оборудовании и стов УАЗ-452' дифференциал с четырьмя производственных площадях. У фургонов сателлитами вместо двух у дифференУАЗ-450 задние двери не открывались на циалов УАЗ-450 (кроме выпускаемых с 180 градусов, и вплотную подъезжать к конца 1964 года). Таким образом, удельскладским платформам, погрузочным ное давление сателлитов на свои оси и площадкам автомобили не могли. Ноопорные шайбы резко снижено. А отсювые — смогут. да — и долговечность деталей повыКАБИНА. Рабочее место, к ак говорят, шается и не будет заедания сателлитов второй дом водителя. У новых ульяновна осях (такие случаи раньше бывали). ских автомобилей она отличается больХвостовик ведущей шестерни закреплен шими преимуществами. В ней гораздо в неразборном радиальном подшипнике. больше свободного пространства, удобВнутреннее его кольцо не смещается с нее расположены органы управления, посадочной поверхности и не задевает лучше система вентиляции и отопления, за коробку дифференциала; наружное — удобные сиденья и хорошая обзорность тоже неподвижно, и зубья ведомой шеконтрольных приборов. В крыше кузова стерни за него не цепляются. фургона есть люк для облегчения деПЕРЕДНИЙ, ВЕДУЩИЙ МОСТ. На римонтажа двигателя. сунке этот механизм виден вполне отчетливо. Посмотрите повнимательней на ведомую полуось. У автомобилей семейБольшая мощность, скорость, грузоства УАЗ-4о0 она соединялась с фланцем подъемность, улучшение условий работы ступицы колеса посредством шлиц. Меводителя, долговечность — вот отличиханизма отсоединения не было. Детали тельные особенности автомобилей сепереднего моста находились в движении мейства УАЗ-452 по сравнению с всегда, независимо от того, передавался УАЗ-450. Об этих качествах сказано к ним крутящий момент от двигателя уже подробно. Добавим лишь, что проили нет. Теперь водитель сможет, когда бег до капитального ремонта увеличен это целесообразно, отключить передний с 80—135 тыс. км у УАЗ-450 до 100мост. Для этой цели служит муфта, ко150 тыс. км у УАЗ-452. торая соединяет ведомую полуось со ступицей. С полуосью она связана все Автомобили малой грузоподъемности, время, а из зацепления со ступицей мов которых наше народное хозяйство ис« е т бы^ь выведена центральным болтом. пытывает большую потребность, начи Тогда вращение от колес не будет перенают свой путь от ворот Ульяновского даваться на детали переднего моста. А автомобильного завода. это означает, что детали переднего моста Е. ВАРЧЕНКО, и карданной передачи будут служить намного дольше. Сокращается расход энеринженер гии. и, следовательно, улучшаются динаг. Ульяновск для производства и для эксплуатации. Но одно важное условие работы раздаточной коробки сохранилось: понижающую передачу можно включать только после включения переднего моста. Карданных валов, как уже говорилось, в новых автомобилях два вместо трех. А новые карданные шарниры имеют и новое уплотнение, снабженное грязеотражателем. Игольчатые подшипники шарниров защищены от попадания воды и грязи гораздо более надежно, чем раньше. Да и рабочая кромка сальников изнашивается гораздо меньше. ЗАДНИЙ МОСТ имеет главную передачу (передаточное число 5.125), состоящую из одной пары конических шестерен со спиральными зубьями. Картер заднего моста собран из двух половин, соединенных по фланцу и вертикальнойЗЛ ЕГКИЕ ГРУЗОВИКИУльяновского завода Р ис . 1. Так выглядит промежуточный карданный вал, соединяющий коробку передач с раздаточной коробкой в автомобилях семейства УАЗ-450. В новом семействе этот агрегат не нужен. Раздаточная коробка крепится непосредственно на заднем торце коробки передач.Р ис . 2. Слева — старая конструкция. Передние колеса здесь всегда должны были быть соединенными с деталями переднего ведущего моста. От этого и мост изнашивается быстрей, и расход топлива увеличивается. Не то у новых автомобилей. Поворачивая болт, водитель перемещает зубчатую муфту и тем самым выводит из зацепления полуось со ступицей. Колеса вращаются, а детали переднего ведущего моста — нет. Повышается их долговечность, снижается расход топлива.ввв8илей часто выходил из строя: слишком велико было удельноедавление сателлитов на своп оси и шайбы. Число сателлитом увеличилось теперь до четы рех — значит, нагрузки умень шились, а долговечность вы росла.Р и с. з. Двухсателлитный ифференциал старых автомо