ПЕРСПЕКТИВЫОЦЕНИВАЕТ ЧИТАТЕЛЬ„Мотоциклы ближайших лот"—под танин заголовком в № 11 нашего муриала за 1964 год была опубликована статьи начальника и главного нонструктора Центрального нонструкторсно-анспвриментального бюро мотоцинлоетроения В. Рогожина. Она нашла широкий отклик у читателей. Редакция получила большое количество писем мотолюбителей. Нише мы публикуем ответ автора статьи на эти письма.I| I | I IIII | I | 1 | |Несколько месяцев подряд лю- 1 бители мотоспорта я разных странах с нетерпением ожидали вестей с трасс чемпионата мира по кроссу. Накануне чемпионата не было недостатка в прогнозах, причем с редким единодушием спортивные обозреватели отдавали пальму первенства прошлогоднему победителю бельгийцу Ж. Роберу. | В начале октября была наконец подведена черта под пятнадцатиэтапным чемпионатом 1965 года ои до конца заполнена итоговая I таблица. Но, как известно, на первом месте в ней оказался не В бельгиец, а Виктор Арбеков. | Бесстрашие, неудержимый напор в сочетании с тонким расче- | том и удивительным самооблада- И нием — вот оружие советского гонщика, которым он ниспроверг с чемпионатского трона Робера. § За этим успехом, кроме не-. обыкновенного спортивного дара, стоят долгие годы постоянных I тренировок, огромного труда, непрерывного напряжения воли. Виктору всего двадцать три года, но большая часть его жизни евязана с мотоспортом. Мальчиком в Подольском автомотоклубе пристрастился он к мотоциклам. А < когда подрос — не было ему равных среди юных мотоспортеменов. В Советской Армии, в мото- ] команде ЦСКА под руководством заслуженного тренера СССР Г. Фомина полностью раскрылся спортивный талант молодого гонщика. В прошлом году он стал обладателем двух медалей чемпиона страны и бронзовым призером первенства мира, а недавно завоевал звание чемпиона спартакиады, победителя первенства СССР в двух классах и корону чемпиона мира. Виктор Арбеков с честью пронес знамя советского спорта по нелегким трассам чемпионата. В упорных поединках он продемонстрировал не только свое спортивное превосходство, но и высокий моральный облик: скромность, чувство товарищества и уважения к соперникам. Мы славим первого советского чемпиона мира по мотоспорту и от имени читателей журнала же ­ лаем ему больших успехов., режде всего хочется поблагодарить многочисленных корреспондентов, откликнувшихся на статью о перспективном развитии мотоциклостроения. Их письма лишний раз свидетельствуют о той популярности, какой пользуется у нас мотоцикл. Взаимный обмен информацией между владельцами машин и работниками мотопромышленности взаимно выгоден. Это своего рода конференция, собравшая большую аудиторию, где участники выступают без регламента. Содержание писем самое разное. Мотолюбители высказывают свои суждения о типаже машин, мощности их двигателей, других технических параметрах и отдельных конструктивных элементах. Некоторые критические высказывания о типаже на ближайшие годы послужили темой большого разговора в различных конструкторских организациях. В целом ряде писем читатели просили разъяснить вопросы, касающиеся конкретных моделей. Это яи постараюсь сделать. Не только как инженерконструктор, но и как человек с многолетним водительским опытом. ЗАГЛЯНЕМ В ЗАВТРА Передо мной несколько писем, пришедших из разных городов и написанных людьми, не знакомыми друг с другом. Авторы их высказывают сомнение в целесообразности дальнейшего развития мотоциклостроения. Главный аргумент — необходимость увеличивать производство автомобилей. Бесспорно, автомобиль в сравнении с мотоциклом имеет такие преимущества, как комфортабельность и многоместность. Зато он и намного дороже. В свою очередь мотоцикл обладает такими качествами, как малый вес, маневренность и проходимость. Одноколейный транспорт прекрасно зарекомендовал себя при езде по пересеченной местности, проселочным дорогам, бездорожью, стал незаменимым спутником сельских жителей, а также горожан, к о ­ торым в силу профессии или желания приходится проникать «в глубь природы». Следует принимать во внимание и небольшие расходы на эксплуатацию мотоцикла по сравнению с автомобилем. Все эти преимущества определяют положение мотоцикла, как вида индивидуального транспорта, не противопоставляемого автомобилю или велосипеду, а дополняющего их. С этой точки зрения и надо рассматривать вопрос о развитии мотоциклостроения. 10ПИстекший год не прошел даром для наших инженеров и конструкторов-мотоциклостроителей. На дорогах страны появились новые мотоциклы «Урал-2» и К-750М, выпущенные ирбитским и киевским мотоциклетными заводами. Основные узлы их (за исключением двигателя) унифицированы. Это имеет немаловажное значение для приобретения запасных частей и ремонта машин, а вко ­ нечном счете — для их эксплуатации. Сейчас конструкторы ирбитского и киевского заводов успешно трудятся над созданием максимально унифицированных мотоциклов «Урал-3» (M-6S) и «Днепр-1». В этой работе особое внимание уделяется долговечности, надежности и динамике машин. Внешний вид их будет отвечать современным требованиям технической эстетики. Испытания опытных образцов уже начались. О ни показывают вполне удовлетворительные результаты. Разговор о сегодняшнем дне мотоциклостроения я намеренно начал с тяжелых машин. Они пользуются особенно большой популярностью. Д о сих пор, правда, ощутимы трудности с их приобретением. Такое положение сложилось из-за недооценки спроса покупателей. Не последнюю роль здесь сыграло заимствование статистических данных зарубежного производства, где предпочтение отдается машинам с двигателями малой кубатуры. Сейчас эти ошибки выправляются. В предложениях по перспективному развитию мотоциклетного производства, разработанных ЦКЭБ, наряду с общим ростом всей мотоциклетной продукции производство тяжелых мотоциклов намечено увеличить вдвое. Основанием для этого послужил анализ условий эксплуатации мотоциклов на территории страны. Думается, что наступающий год доставит любителям-мотоциклистам еще не одну радость. Читатели журнала уже знают, что промышленностью подготовлены к выпуску новые машины «Юпитер-2», «Планета-2», а также мотороллер «Вятка-150М». Полным ходом отлаживается производство мотоцикла «Восход», который должен заменить «Ковровец-17SB». Работая над этими моделями, к он ­ структоры особое внимание уделяли совершенствованию двигателей, повышению их мощности (при незначительном увеличении числа оборотов) и экономичности. Не осталась в стороне и другая проблема — плавность хода. Новые машины снабжаются подвесками,