— Послушай, что это за указатель? — Осторожно! Падающие деревья! — перевожу я. Мой спутник недоверчиво смотрит на меня. Видимо, принимает сказанное за шутку. Вдруг за поворотом показывается вереница стоящих автомобилей. Останавливаемся и мы. Знаменитое красное дерево загородило дорогу: корни великана подмыло недавними ливнями. — Ну и ну! Я понимаю удивление моего спутника. В этой небольшой стране многое заставляет удивляться.Б есконечность дороги постепенно утомляет и вает. Неожиданно чувствую толчок в бок.укачиГана. Пятьсот километров морского берега, железнодорожная магистраль, и все же благодаря разветвленности и сравнительной дешевизне дорог основной вид транспорта — автомобили. Наш путь начался вАккрес авеню Независимости — широкого проспекта с нескончаемым потоком машин. Он разнолик и своеобразен. Рядом с приземистыми лакированными лимузинами всех марок спешат «мамми-лари» — приспособленные для перевозки людей грузовые автомобили с роскошным кузовом из красного дерева. Дорожные знаки необычны не только по содержанию, но и по своим размерам, окраске. Чтобы их можно было заметить среди многоцветья джунглей, они больше европейских и покрыты яркой флюоресцирующей краской.Впрочем, ярние цвета имеют не только дорожные знаки . Различные организации покупают машины определенных марок и красят их в «свой» цвет. Особенно броско раскрашены бензовозы. Есть «униформа» и у такси (фото 1) — желтые крылья. К слову сказать, садясь в такси, не ищите счетчик. Его нет. Договаривайтесь сами о маршруте и цене — ведь таксомотор частный. Владельцы автомобилей в Гане полны к ним особой нежности. Машинам нередко дают собственные имена, а на кузовах выводят благословения в виде изречений из корана, библии или собственного творчества. И хотя случай был невеселый, однажды у нас пробежала невольная улыбка, когда увидели на дороге столкнувшиеся машины с надписями на каждой: «Сохрани меня бог!» . На лобовом стекле автомобилей бумажный круг с закрашенными секторами. Эмблема? Талисман? Нет. Своеобразная «квитанция» об уплате налога. Между прочим,водительские права в Гане выдаются только на год, а затем продлеваются, что очень удобно для... сборщиков налога. Дороги полны контрастов. У зкие улочки неожиданно выбегают на большие современные магистрали, оборудованные новейшей автодорожной техникой, к ак вот этот перекресток у Дома профсоюзов вАккре (фото 2). Однако светофорной сигнализации на улицах мало. Чаще встретишь раундэбаут — пересечения с газоном посредине и кольцевым движением (фото 3), где преимущество отдается движущемуся по кругу. Совсем каку нас. Но не избежать неприятностей водителю, выехавшему на правую сторону: в Гане движение левостороннее. Разветвления выполняются, как правило, под острым углом, чтобы водитель хорошо видел каждую из дорог. Загородные дороги чаще узкие, рассчитаны на однорядное движение в каждом направлении. Покрытые гудроном полосы прорезают непроходимыеджунгли. Но чаще встретишь дороги подешевле, из гравелистого латерита, кирпично-красной горной породы, которой вокруг достаточно. Проселков без покрытий очень мало: они быстро зарастают, а в сезон дождей становятся непроезжими. Мостов через реки нет. Здесь средством сообщения служит паром, который перевозит и автомобили (фото 4). Приятное впечатление оставляет предупредительность водителей. При сужениях дорог, а их немало, один из водителей берет на себя обязанности регулировщика, и остальные ему беспрекословно подчиняются. Много интересного на дорогах маленькой страны с поэтическим именем Гана. Мчатся по ее дорогам машины различных марок. Часто можно встретить и советские автомобили. Всмотритесь в фото 5. Узнаете7 Да, это наш ЗИЛ. Советская техника и советские специалисты помогают молодой африканской республике строить новую, свободную жизнь. А. Я КЖИН , геологАккра—Кумаси—Тамале