Этот снимок сделан во время финиша ралли «Златни пясци», названного поимени популярного курорта, который избран в качестве центра состязаний. Второй год Поволит их Комитет по туризму при Совете Министров НРБ. Теперь а числе учаCTH'SSB были советские сйортсм.иы. С командой Центрального автомотоклуба СССР а Волгарию выезжал наш корреспондент. Ниже публикуются его заметки.„ЗОЛОТЫЕ ПЕСКИ»:международный курорт международное раллипела работа. Уже несколько бюллетеней выдал пресс-центр, все время уточняя состав участников. Здесь мне удалось наконец встретиться с председателем Центрального совета Болгарского автомобильного туринг-клуба товарищем Георгием Божковым. Это интервью не было заранее запланировано. Но когда мы поездили по дорогам, которые взбираются в иных местах под две тысячи метров и образуют в целом довольно разветвленную сеть, когда .увидели строящиеся в горах шоссе и спрямляющие путь эстакады, когда познакомились с городами, заполненными автомобилями, и не раз заправлялись на современных АЗС, где всегда можно найти «девяносто шестой — супер», и встретили на пути целые партии покрытых защитной пастой разноцветных «жигулей» с табличкой «перегон», стало ясно, что мы в стране, .которую с полным основанием можно назвать автомобильной, хотя она и не имеет пока развитого автомобильного производства. И грех было не воспользоваться случаем, не взять интервью. Вот конспективная запись этой беседы, затронувшей две темы: дороги и деятельность клуба. До 9 сентября (так здесь коротко называют день свержения фашистской диктатуры в 1944 году) в Болгарии было... 7 километров асфальтированных дорог. Точнее, это была одна дорога — от Варны до резиденции царя — места, где теперь находится всем известный курорт «Дружба». В Болгарии сегодня 36 тысяч километров дорог, из них более 30 тысяч с твердым покрытием. В пятилетке намечена большая программа реконструкции дорожной сети, а том числе местных, сельских дорог. Одновременно с реконструкцией существующей сети запланировано начать сооружение двух магистралей Запад — Восток: северной, София — Плевен — В. Тырново — Шумен — Варна и южной, идущей из Софии через Пловдив и Бургас. Это будут магистрали современного типа протяженностью 1100 километров с разделительной полосой. Превыше всего, конечно, интересы экономики республики, поэтому в качестве первой очереди намечен участок, связывающий столицу Софию с главным промышленным центром Пловдивом. Теперь — о деятельности туринг-клуба. Он организован в 1957 году и сейчас насчитывает уже 220 тысяч членов. Это—владельцы автомобилей и мотоциклов. Сейчас в Болгарии в личном пользовании свыше 160 тысяч автомобилей. Рассчитываем, что к концу пятилетки их станет 500 тысяч. Считаем. Что это немало. Кстати, мы получим десятки тысяч ваших «жигулей». Вы видели на наших дорогах и «москвичи», и «волги», видели на въезде в Софию фирменную сервисную станцию для них. Автосервис — большая проблема, которая бует решаться в государственном масштае. В пятилетке на эти цели ассигнуется 50 миллионов левов. Уже сейчас в среднем на 30 километров пути приходится одна АЗС. В дальнейшем намечаем строить комплексы: рядом с АЗС — неболь-Знакомство с «автомобильной» Болгарией началось в приграничном городе Русе, где команде .предстояло провести первую ночь. На площадке перед гостиницей с трудом удалось найти место для наших «москвичей-412». Сразу же мы попали «в окружение», и посыпались вопросы о советских автомобилях, о предстоящих ралли. Мы поняли, что имеем дело со знатоками, а «Златни пясци» — одно из центральных спортивных событий в стране. До начала состязаний оставалось десять дней — только-только ознакомиться с 2400-километровой трассой, составить дорожную и скоростные легенды и провести тренировки-минимум на самых трудных участках. Здесь надо сделать небольшое отступление, в августовском номере «За рулем» напечатан фотоочерк о ралли с комментариями одного из членов нашей сборной, мастера спорта Николая Шевченко. Он назван несколько романтично (если вспомнить песню, откуда взяты зги слова) — «Трое суток не спать» и в общем отражает трудности самого соревнования. Но в ралли не менее трудна кропотливая предстартовая работа, когда машины подготовлены, — а на это уходит не одна неделя, — начинается обживание трассы, буквально каждого ее километра. Ведь лишняя секунда на скоростном участке — лишнее очко, лишняя минута на трудном с жестким режимом участке между KB (раллисты называют их «спецэтапами») — десятки очиов. Ох, как тяжело даются секунды и минуты и гонщикам и машинам! Таково современное ралли высокого класса. Такими соревнованиями были и «Златни пясци». 42 MB <15 спецэтапов), 10 скоростных участков, кольцевая гонка... И побежали четко расписанные графином дни: подготовка автомобилей после почти 2500-километрового пробега' иэ Москвы, изучение въездов в Софию и выездов: тренировка на трассе от КВ-26 до КВ-33 (337 километров); тренировка на трассе от КВ-1» до КВ-25 (550 километров), очень трудный участок БоровецБелый Искор — разбитая дорога, грунтовая с гравием, со скользкими крутыми поворотами, узкая... Каждое утро — разбор и задание. «Рабочая смена» 10—12 часов. Группа выезжает на тренировочных машинах, с ней одни механик на сервисной; второй механик с инженером команды готовит «боевые». Живя со спортсменами, я понял, что наряду со множеством водительских и чисто человеческих качеств, о которых уже немало говорилось, раллист должен еще обладать и вкусом к походной жизни. Когда же мы обрели оседлость, обосновавшись в Золотых Песках, режим претерпел лишь одно изменение, правда приятное, — день начинался с купания в чудесном Черном море, до него от нашего уютного отеля «Мимоза» было рукой подать. Официально эта процедура именовалась физзарядкой, чем она в сущности И была. Тем временем штаб ралли тоже переместился иэ Софии в Золотые Пески, и • холле гостиницы .«Интернационал» кишая сервисная станция, кафе, киоск с разными мелочами. Автолюбители охотно вступают в туринг-клуб, имеющий свои отделения на местах. Он предоставляет определенные льготы: бесплатную «малую» техническую помощь на дорогах, 20% скидки при расчете за услуги на сервисных станциях и за пользование принадлежащими ему кемпингами. Болгария — страна, располагающая хорошими условиями для туризма. Ее международные курорты пользуются европейской известностью. Количество посетивших нашу страну иностранных туристов в 1970 году измеряется семизначной цифрой. Причем 60% из них прибыли на автомобилях. В интересах экономики республики, чтобы этот поток не иссякал. Как у нас говорят, «машина — лучший друг портфеля». В выигрыше в итоге оказываются обе стороны. В поле зрения туринг-клуба подготовка водителей-любителей, проблемы безопасности движения. Сейчас все больше внимания уделяем спорту. Одно иэ крупных мероприятий в этой области —нынешнее ралли. Думаем, что оно имеет будущее. Судите сами. В прошлом году в нем участвовало 45 машин из пяти стран. А сейчас на старт выйдут 68 экипажей, которые представляют десять национальных клубов. Стартовали 68 экипажей, а финишировали, получив зачет, 23. .Ни три «Порше-911С», .ни «Мерседес-230СЛ», ни СААБ, ни восемь «альпинов» из одиннадцати не дошли до финиша. Изрядно заставили поволноваться «москвичи-412», когда мы узнали, что прекратили соревнования, не пройдя и четверти дистанции, экипажи И. Астафьев — |В. Богомолов и Э. Сингуринди — В. Ковтун, а на трассе из советской команды остались лишь В. Бубнов — А. Печенкин, С. Брунэа — Ю. Сейн и .В. Ржечицкий — И. ЙJeaneHKo. А затем все шло почти гладко (совсем гладко в ралли, наверное, не бывает). Точно следуя тактическому плану, детально разработанному на основе тренировок, эта тройка не преступила грани допустимого рисна и дружно финишировала, заняв соответственно второе, третье и четвертое места в классе до 1600 смЗ; четвертое, шестое призовые и седьмое в «генеральном планировании». В «Золотых Песках» дебютировал «Кубок социалистических стран» по ралли. На первом его этапе победили болгарские спортсмены, возглавляемые знаменитыми братьями Чубриковыми, занявшими первое место в абсолютном зачете, и выступавшие на «Рено-Алыпине», БМВ-2002ТИ и «Порше-911Т». .Второе место заняли наши спортсмены на серийных машинах меньшего литража, на третьем — сборная Чехословакии («Шкоа-1 ЮЛ»), за ней — гонщики ГДР («Вартург-353» и «Трабант-601»); польская и румынская команды не получили зачета. На финише спортсменов встречала толпа болельщиков, пожалуй, не меньшая, чем провожала их в путь. Здесь, на международном курорте нашел симпатии каждый экипаж. У представителей ЦАМ.Ка СССР были болельщики не только среди советских туристов. Черноглазая молоденькая портье отеля «Мимоза» каждый раз, когда я возвращался иэ пресс-центра, спрашивала: «Ну как там наши?». Это лишь один маленький штрих из множества знаков гостеприимства и дружбы, встречавших нас буквально на всем пути. Отличное впечатление оставила организация соревнований в целом, работа судейской коллегии (главный судья Д. Полов), секретариата (главный секретарь Р. Рачев), пресс-центра, оперативно выдавшего, не считая общих итогов, двадцать два бюллетеня.29