шего шофера? И в других отношениях далеко не все благополучным оказалось у получивших хвалебные характеристики. Выяснилось, что 7 процентов из них к товарищам по работе относятся с безразличием и равнодушием, а 2 процента — вообще ведут себя по-хамски. Шесть человек за последние пять лет по три раза меняли место работы, девятьпобывали в вытрезвителе, причем один из них дважды. К уголовной ответственности в прошлом привлекались 35 человек, а пятеро из них имеют по две судимости. Административным воздействиям за дорожно-транспортные происшествия подвергались 45 водителей и 12 из них — неоднократно. Часть шоферов систематически злоупотребляли алкоголем, плохо вели себя по отношению к семье. Более сдержанные, удовлетворительные характеристики также оказались в основном недостаточно объективными. Среди водителей, к производственному и моральному облику которых авторы характеристик не предъявляли, в сущности, никаких претензий, обнаружилось много пьяниц, грубиянов, заносчивых и самонадеянных людей, неоднократно привлекавшихся к административной и уголовной ответственности за дорожнотранспортные происшествия, плохо относившихся к сбережению автомобиля. Даже те немногие характеристики, в которых привлеченные к ответственности водители оценивались как плохие работники, и то были крайне лаконичными, неаргументированными. Разумеется, подобные документы не помогли органам следствия и суда в оценке личности виновных. Производственная характеристика требует к себе ответственного отношения. Нельзя перепоручать ее составление работникам, имеющим порой самое поверхностное представление о характеризуемом, а поэтому ограничивающимся набором формальных, стандартных фраз. Прежде всего нужно выслушать мнение ближайших сослуживцев водителя — механиков, сменщика, хорошо знающих его представителей общественности. Какой же должна быть полноценная производственная характеристика? Это не анкета, и формальных рамок тут не существует. Важно, чтобы она содержала сведения и факты, позволяющие достаточно обоснованно судить о деловых и морально-политических качествах человека. Помимо возраста, водительского класса и непрерывного стажа работы на предприятии, она должна отображать добросовестность выполнения производственных заданий, дисциплинированность, наличие взысканий и поощрений, отношение к товарищам по работе, к технике, состав семьи и отношение к ней. Весьма существенно, какими чертами характера отличается водитель: сдержан он или вспыльчив, скромен или самонадеян, с интересом или недобросовестно относится к общественной работе. Гораздо полезнее будет характеристика развернутая, убедительно аргументированная ссылками на конкретные факты и примеры. Писать характеристики можно по-разному, но перечисленный минимум данных необходим. И. ШАХРИМАНЬЯН, кандидат юридических наук, Л. БОЙЦОВА, сотрудники ВНИИ МВД СССРIV. Какой из этих маневров разрешен в показанной обстановке! $I. Кто должен уступить дорогу! V. Какова по правилам длина такого автопоезда! предельная16 м 12 водитель автомобиля 1 водитель мотоцикла 220 м 1324 м 14не ограниYsHaVI. Кто проезжает перекресток первым! II. В какой последовательности проедут перекресток эти транспортные средства!велосипедист 17велосипед автобус автомобильавтомобиль велосипед автобусавтомобиль автобус велосипедVII. Можно ли здесь повернуть налево!III. Где должен остановиться автомобиль!можно 18нельзя 19VIII. При какой неисправности надо вернуться в гараж, если ее не удалось устранить на месте! плохо пускается двигатель в5м перед знаком под знаком не выезжая на перекресток 8 20 не работает звуковой сигнал 21 не горит задний габаритный огонь 22 32Ответы — на стр.24