Американские конструкторы i созДания своего электромопеда и трехко лесного автомобиля для гольфа лришли к выводу, что снынешними источи) !ками питания имеет смысл строить только электросамокаты и электровелс сипеды для школьников .В европейском финале — четыре советских гонщикаЧемпионат мира 1971 года в мотогонках по гаревой дорожке, как обычно, начался с континентальных четвертьфиналов. Они прошли в ЧССР. ВНР, Италии и ФРГ. Восемь наших гонщиков завоевали право продолжать соревнования. С их участием состоялись полуфиналы в ПНР и ГДР. Первый из них прошел в упорнейшей борьбе между советскими и польскими гаревиками, Достаточно сказать, что победитель Геннадий Куриленко опередил гонщика, занявшего восьмое место, всего на два очка. Наши спортсмены добились большого успеха. Наряду с Куриленко право стартовать в финале континентальной зоны получили В. Гордеев, В. Хлыновский, В. Кузин и В. Трофимов, з анявшие соответственно места с третьего по шестое. В финал вышли и трое польских гонщиков: 'Г. Шакель, Я. Муха и П. Валошек. Соревнования в ГДР выиграл один из хозяев дорожки Ю. Фритц. На последующих местах Г. Гликлих (ПНР), Я. Голуб и К. Пруша (оба — ЧССР), П. Каса (ПНР), Д. Тетцлафф, Г. Крюгер (оба — ГДР) и И: Штанцль (ЧССР). Континентальный финал состоялся в городе Сланы (ЧССР). Места в восьмерке сильнейших и право выступления в европейском финале завоевали: 1. Гликлих; 2. Муха; 3, Куриленко; 4. Шакель; 5. Хлыновский; 6. Трофимов; 7. Штанцль; 8. Гордеев. Таким образом, в европейский финал вышло четверо советских спортсменов.ISj ДИЗЕЛЬ |JЫСТРОХОДНЫЙэтапу — 24-часовым гонкам в Ле-Мане (Франция). Эти соревнования являются центральным событием чемпионата н привлекают по 400 тысяч зрителей. Гонки прошли в упорнейшей борьбе между основными соперниками: «Феррари», «Альфа-Ромео» и «Порше». Победил экип аж Г. Марко и Г. ван Леннеп на «Порше-917К» (4907 смЗ, 600 л. с , 390 км/час). За 24 часа они прошли 5335 км, что соответствует средней скорости 222 км/чае. Это новый рекорд. После победы в Ле-Мане марка «Порше» обеспечила себе первое место в чемпионате.Завод «Перкинс» в Англии начрл выпуск быстроходных дизелей, предназначенных для легковых автомобилей легких грузовиков. Этот четырехцилиидровый (88,9 XX 101,6 мм, 2523 смЗ) двигатель сйабжен системой непосредственного впрыска топлива иразвивает мощность 70 л. с. при 3600 об/мин. Столь высокие показатели на дизеле серийного производства достигнуты впервые. Для установки на грузовики предназначена модификация суменьшенной (62 л. с. при 3000 об/мин) мощностью. Высокие нагрузки на кривошицно-шатунный механизм заставили консФрукторов применить очень жесткий пятиопорный коленчатый вал. Блок цилиндров и головка двигателя отлиты из чугуна. Все вместе взятое отразилось на вере, который равен 251 кг. Это превышает вес предыдущих «перквнсов» такого класс аипримернона 100 кг больше, ч емукарбюраторных двигателей, б лизких по литражуи мощности.Люди и машиныПервенство мира по мотокроссу — это не только чемпионат лучших гонщиков, но и состязание машин. Как правило, в чемпионате побеждает наилучшим образом подобранная «пара». Шведский завод «Хускварна» в классе 250 емз нашел для своих пользующихся высокой репутацией мотоциклов соответствующих гонщиков: финна X. Микколу, шведов У. Палма, А. Андерссона. В результате после шести этапов «Хускварна» с 74 очками оставила позади «Сузуки» (65 очков) и «Чезет» (47 очков). Но, к ак известно, заводской зачет — не главный. В личном же первенстве пятыйи шестой этапы принесли успех трехкратному чемпиону мира бельгийцу Ж. Роберу, выступающему на «Сузуки». у него теперь четыре победы. Приводим результаты. V этап, Югославия: 1. Ж. Робер; 2. С. Гебейерс (оба —Бельгия); 3. У. Палм (Швеция); 4. Я. Фальта; 5. М. Халм (оба — ЧССР); 6. Т. Ханссен (Швеция): 7. П. Рулев (СССР). VI этап, Италия: 1. Робер; 2. Мнккола; 3. Палм; 4. Халм; 5. Фальта; 6. Г. Р айе (Бельгия); 7. Андерссон; 8. Г. Моисеев; 9. В. Кавинов (СССР). После шести этапов (пройдена половина чемпионата) положение таково: 1. Робер («Сузуки») — 60 очков; 2. Мнккола51; 3. Андерссон — 38; 4. Палм (все — «Хускварна») — 36; 5. Халм — 29; 6. Кавинов (оба — < Чезет») — 28... 15. Моисеев — 7; 16. Рулев (оба — «Чезет») — 6. По условиям первенства в зачет идут лишь семь лучших результатов, показ анныхв двенадцати этапах. В классе 500 смЗ примерно равноценными комбинациями «гонщик плюс мотоцнкл» располагают четыре завода: «Чезет» (ЧССР), «Сузуки.» (Япония). «Хускварна» (Швеция) н «Майко» (ФРГ). Очередные три этапа чемпионата мира в этом классе закончились так: 111 этап, Швеция: 1. Р. де Костер (Бельгия); 2. П. Фридрихе (ГДР); 3. К. Хаммаргрен (Швеция): 4. А. Вайль (ФРГ); 5. А. Юнссон; 6. А. Кринг |(оба — Швеция). IV этап, Финляндия: 1. Фридрихе; 2. Юнссон; 3. Вайль; 4. де Костер; 5. Хаммаргрен; 6. Б. Вэллнер (Швеция). V этап, ЧССР: 1. де Костер; 2. Вайль; 3. Б. Эберг (Швеция); 4. Юнссон: 5. А. вап Вельтховен (Бельгия); 6. В. Б ауэр (ФРГ). Сумма очков после пяти этапов (из двенадцати): Вайль <«Майко») — 54; де Костер («Сузуки») — 53; Фридрихе («Чезет») — 42; Юнссон и Хаммаргрен («Хускварна») — по 26.ЯТЬДЕСЯТ ВЕДУЩИХ КОЛЕСЭтот автопоезд предназначен рМя безд орожья . Когда в тундре, "пустыне], болотистой местности осваиваются еще не обжитые районы, когда туда надо доставить грузы или громоздкое оборудование, такой автопоезд может экономически оказаться наиболее выгодным средством транспорта. Для обеспечения высокой проходимости тягач иприцепы экспериментального автопоезда американскойфирмы «ЛеТурно» с набженышинами большого диаметра (около 2,2 м). Такие размеры позволяют им легко перекатыватьсяf через неровности, а большой объем заключенного в них воздуха — обойтись без подвески. Низкое давление воздуха в 'шинах помогает достичь малого удельного давл ения на грунт. Все пятьдесят колес трехосного тягача и одиннадцати двухосных прицепов сдел аны ведущими. Газовая турбина мощностью 3500 л. с. приводит во вращение вал генератора. Его током питаются электродвигатели, смонтированные в ступ ицах колес (так называемые «мотор-колеса»). Тяговое усилие и скорости регул ируются изменением электрических параметров.Успех спортсменов ГДР и ЧССРЧемпионат Европы по мотоциклетному многоборью в нынешнем году включает пять этапов. В каждом классе машин три лучших результата из пяти, пок азанных на этапах, являются зачетными. Первые этапы состоялись в Эшвеге (ФРГ), Цшопау (ГДР) и Харрахове (ЧССР). Они прошли в острой борьбе гонщиков заводов «МЦет» и «Симеон» (ГДР), «Ява» (ЧССР), «Цюндапп» (ФРГ) и «Пух» (Австрия). Наибольшего успеха добились спортсмены ГДР. Они одержали 11 побед. На счету у гонщиков ЧССР три победы. В двух этапах приняли участие и советские гонщики. Лучший результат у А. Лебедева, 3 занявшего в Цшопау в классе 350 см пятое место. Выиграв три первых этапа, гонщик ГДР Ф. Вилламовски (класс свыше 350 см 3 ), спортсмен ФРГ Э. Шмидер (175 смЗ) и австриец Р. Виттгэфт (125 см3) уже обеспечили себе титулы чемпионов Европы. В других классах по сумме очков 3 лидируют: 50 см 3 — Р. Енак (ГДР), 375 см — И. Вольфгрубер (ФРГ), 100 см — Д. Залевски (ГДР), 250 см 3 — Ф. Мразек (ЧССР), 350 см 3 — П. Улиг (ГДР). Таким образом, в пяти классах из восьми впереди — спортсмены социалистических стран.На 5300 километров за 24 часаАвтогонки «Тарга Флорио» по каменистой кольцевой трассе на острове Сицилия — самые старые соревнования в международном календаре. Впервые они состоялись в 1906 году. Интересно, что в 1911 году в них принимал участие и русский гонщик В. Солдатенков, который на машине «Мерседес» з анял третье место. В нынешнем году 792-километровые гонки по Сицилии были седьмым этапом первенства мира среди марок спортивных автомобилей. На этот раз успех сопутствовал гонщикам завода «Альфа-Ромео» Н. Ваккарелле и Т. Хеземансу. Кстати, м ашина этой маркив последний раз одержала победу на «Тарга Флорио» в 1950 году. Лидер чемпионата марка «Порше» взяла, однако, р еванш на следующем этапе — 1000-километровой гонке по трассе < Нюрбургринг» (ФРГ). Здесь первенствовал экипаж Ж. Лярусс и В. Эльфорд на «Порше-908/3». Наиболее быстроходные машины были подготовлены соперниками к девятомусамом скоростном треке150-тонкый автопоезд высокой проходимости. Специальное следящее устройство в це пи управления контролирует поворот прицепов, з аставляяих повторять движ ения тягача и следовать по проложен ной им колее. Экспериментальный автопоезд, [ имеющий длину 200 м, может перевозить 150 тонн груза.Четырехкилометровый трек в американском городе Индианаполисе считается самым скоростным. В традиционной гонке на дистанцию 804 километра, которая в нынешнем году проводилась в шестидесятый раз, установлен новый рекорд. Победитель соревнований Ал Унзер на машине «Кольт-Форд» (2600 смЗ, 800 л. с , 700 кг) прошел дистанцию со средней скоростью 253,8 км/час. перекрыв свой прошлогодний результат — 250,65 км/час. Вторым был П. Ревсон на «Мак-Ларен-0ффенгаузер-М16», а третьим — А. Фойт («Койот-Форд»). Все три призера выступали на примерно одинаковых по техническим показателям одноместных гоночных автомобилях, двигатели которых снабжены турбонаддувом и работают на спиртовом топливе. Максимальная скорость машин на прямых участках трека доходит до 350 — 370 км/час.31