12
13
II. Какие из вновь разрабатываемых препаратов вы хотели бы приобрести в первую очередь (подчеркните)» Для предотвращения запотевания стекол Для герметизации стекол Для полировки лакокрасочных покрытий Для удаления жировых, масляных и битумных пятен с лакокрасочных покрытий 5. Для удаления старого синтетического и нитроэмалевого покрытия в. Для удаления и предотвращении накипи в радиаторах 7. Для предотвращения старения резиновых деталей 8. Для устранения течи в радиаторах 9. Для защиты хромированных поверхностей от коррозии 10. Для смазки замков и предотвращения их замерзания 11. Для снятия нагара в цилиндрах 12. Для холодной чистки двигателя 13. Для консервации автомобиля 14. Огнетушитель в аэрозольной упаковке i 15. Ударопрочный антикоррозионный состав для крыльев 16. Термостойкий антикоррозионный.состав для покраски двигателя III. Что еще из препаратов по уходу за автомобилем вы хотели бы видеть в продаже! 2. 3. 4. Линия первого сгиба 1. 2. 3. 4.Что такое сальник? В технике — это устройство для уплотнения отверстий, через которые проходят подвижные части механизмов — валы, штоки, тяги и т. п. Таких узлов много в современных машинах. Применяются они ив автомобиле, главным образом для того, чтобы удерживать масло в картерах агрегатов. Чем отличаются они конструктивно? Какие уплотнения ив каких точках устанавливаются, взаимозаменяемы ли сальники для различных моделей? Эти вопросы интересуют многих автолюбителей. Мы попросили ответить на них применительно к автомобилям «Москвич» одного из конструкторов АЗЛК Л. М. ВАСИЛЕВСКОГО.Сальники «москвичей»На автомобилях «Москвич» можно найти сальники всех типов, и прежде всего самолоджимные манжеты. Конструктивно они могут иметь либо одну рабочую кромку (рис. 1), либо кромку и пыльник (рис. 2), который защищает уплотняемую зону от пыли и грязи. Самоподжимные сальники делают из резины. Реже уплотнение осуществляется кольцами, резиновыми (рис. 3) я войлочными (рис. 4). Материалом для резиновых сальников служит специальная маслостойкая нитрильная резина на основе синтетических «аучуков. Достоинство ее в том, что она сохраняет работоспособность в среде гипоидного масла при температурах от минус 30 до плюс 100 градусов, а в обычных маслах — от минус 40 до плюс 120. Нередко автолюбителям приходится самим проверять надежность уплотнения или заменять сальник. При этом надо обратить внимание на его рабочие кромки, которые и обеспечивают уплотнение вала. Они должны быть острыми, ровными и достаточно эластичными. Проверяют это вначале «на глаз», внимательно осматривая манжету. Убедившись в том, что на ней нет трещин, заусенцев и повреждений, контролируют «на ощупь», проводя пальцем по всему периметру рабочей кромки.Линия второго сгибаОПЛАЧЕНО ПО РАСЧЕТУ103092, Москва, К-92 Сретенка, 26/1 Редакция журнала«За рулем»В кольцевой канавке над этой кромкой находится спиральная пружина, замкнутая в кольцо (рис. б). Она прижимает уплотняющую кромку к валу. Если по каким-либо причинам кольцо раскрылось, его нужно вновь замкнуть. Для этого возьмите концы пружины большими и указательными пальцами, проверните одновременно оба конца в сторону против навивки спирали, плотно вставьте один в другой и проверните обратно, примерно на один оборот. Если все сделано правильно, замок не «вспучится», не увеличится диаметр пружины в этом месте. Манжету, уплотнительное резиновое кольцо и войлочный сальник перед установкой нужно окунуть в масло. Проследите, чтобы при запрессовке стальник встална место без переко ­ сов. И наченеизбежнатечьсмазки . Есл и вы не запомнили, к ак стояла манжета, воспользуйтесь простым правилом: у плотняющая кромка с пружиной всегдаобращенавсторонумасля ­ ной полости — к артера . В ойлочноеразрезноекольцо (оно ставится у «москвичей» на полуосях заднего моста ) в основном предназначено для защитыподшипника полуоси от пыли и грязи. П ри сильном загрязнении войлок грубеет, кольцо становится твердым и перестает уплотнять вал. ВДО Ля га ь. о Я". л чо * <в ». яС а ft яsя|8£s>>о »at се ВЭУ с:ФИ*±ъйта1 11—>"и •В . о f-<~sob о, ч cr BS >>ч\\NXKJxCyэтом случае нужнозаменить сальник. Если_под рукой нет «фирменного» кольц а , его можновырезать по старому образцу из войлока необходимой толщины.Рис. 1. К онструкциясамоподжимногосальника без пыльника ( р азмерыв таблице).0Место установки и характеристика cai£Номер сальника НаименованиеdРазмеры (см.si2°Р ис . 2. К онструкция сальника с пыльником лице).самоподжимного ( р азмерыв табdea/;QВd Sana3-/ стык2 av S3 со ка о. о .. В 5-оgggйX8«8й 0.°I• о . я- . о am Sо ЕГО 0,50*00,О ajо. "S «Гс -+0,15 1. 407-1005034 Сальникколен чатого вала пе 41 +0,10 редний i 412-1005034 То же 46 -0,039 2. 402-3103035 Сальник ступи-43- -0,10 цы переднего колеса 3. 408-1005160 Сальник колен-75±0,О1 К чатого вала задний 2 412-1005160 То же 80—0,046 .10 ~1—Г 4. 412-1701033 Сальник первич-29,95 —0,014 Е ного вала коробки передач ±0,15. 403-1702090 Сальник боко-14—0,012 2,4 вой крышки коробки пере3 дач 11 49,25 — 1 6. 402-1701210-Сальник вторич-33,4—0,017 А1 ного вала коробки передач передний — — 1 1 7. 400-2402052- С альник вто- 33,4—0,017 49,25 9 10 А2 ричного вала коробки передач задний 2222222 +0,15 55,7 8. 400-2401034-Сальник полу оси заднего мо41 +0,10 A3 ста — 2 2222 9. 402-2403107 Войлочная на+0,15 10 — 57,0 бивка наружно ­ 41 + 0.10 го сальника полуоси заднего моста 9 10 — 1 11 веду- 33,4- 0,125 63,0 10. 407-2402052- С альник щей шестерни А1 заднего моста * 1 2122вала 23,42 0,02134,9—0,2 11. 400-3401069 Сальниксектора рулевого механизма саль- 17±0,006 — 1 31,5 13,5 12. 401-1307038- М анжета ника крыльчатА ки водяного насоса 81Ставился на двигатели, в ыпущенныесмая 1967 года. На прежних моделях можетбытьустановленвкомплекте 407-1005350-А. 2 Применяетсянадвигателях АЗЛК смая 1964 года. 3 Применяетсяс 20 июля 1967 года. В коробкахпередачпрежних выпусков став илсясальник 407-1702090. С альникикольцо по отдельности не взаимозаменяемы . К рышкав сборе скольцом (407-1702011) в заимозаменяемы . 1 Для моделей «400», «401» и «402» п рименяетсядеталь 400-2402052-А2. 1 Ставитсяс4июля 1965 года.ние жидкости падает, поршни 14 вследствие упругости уплотнительных колец 11 возвращаются в исходное положение. Специальных устройств для регулирования зазора между дисками 20 и накладками 9 не требуется, так как под действием даже незначительного осевого би ­ ения диск отжимает накладки независимо от их износа на нужную величину, п оддерживая необходимый минимальный зазор. Накладки предохраняются от грязи, приводящей кпреждевремен ­ ному их износу, защитным кожухом. Тормозные накладки имеют значительную толщину итребуют замены (простая операция, не отнимающая много времени), лишь когда толщина их уменьшится до 1,5 >лм. Н ужно отметить, что дисковые тормо ­ за не теряют эффективности при попадании на них воды: диски почти мгно ­ венно сбрасывают с себя влажную пленку. Задние барабанные тормоза (см. рис. 5) выполнены по общепринятой схеме. Расположенные внутри рабочего цилиндра 25 поршни раздвигают связанные с ними колодки 26 и 38, п рижимая их ктормозному барабану. О си 34 колодоки цилиндр 25 закреплены на опорном щите 30, который четырьмя болтами 31 привернут к фланцу балки заднего моста. Ручной тормоз действует на те же колодки 26 и 38 посредством тросов 33 через промежуточный рычаг 28 и расп орную планку 37. Рычаг ручного тормозаснабжен храповым устройством, ф иксирующимегов поднятом (затянутом) положении. З азормеждуколодкамии барабанам и регулируется за счет проворачивания эксцентриков 29 и 36, на которые опираются тормозные колодки. Ш ести ­ гранные головки эксцентриков, служащ ие для их проворачивания, выведены из тормозного щита. Несколько слов об уходе за тормоз -О тm то т13