14
15
16
<?-?/Какие из вновь разрабатываемых первую очередь (подчеркните)!Для предотвращения запотевани Для герметизации стекол Для полировкилакокрасочных noi Для удаления жировых , м асляных сочных покрытий 5. Для удаления старого синтетичесь 6. Для удаления ипредотвращения на 7. Для предотвращениястарения рези 8. Для устранения течи врадиаторах 9. Для защитыхромированных пове) 10. Для смазкизамковипредотвращен 11. Для снятиянагаравцилиндрах 12. Для холодной чисткидвигателя 13. Для консервации автомобиля 14. Огнетушитель ваэрозольной упакоЕ 15. Ударопрочный антикоррозионный 16. Термостойкий антикоррозионный , с о II Что еще из препаратов по уходу за ai продаже! 1. 2. 3. 4. Линия первого сгиба 1. 2. 3. 4. дежности тормозов придается первостепенное значение. При обрыве шланга или утечке жидкости в одном контуре другой контур не выходит из строя, и машину удается затормозить. Несколько лет назад это решение было заимствовано конструкторами серийных легковых автомобилей. Два главных цилиндра, работающих на гоночных автомобилях параллельно, они расположили один за другим в общем корпусе, чтобы сделать узел более компактным. Дисковые тормоза легковые автомобили также унаследовали от своих гоночных собратьев, на которых они успешно применяются уже семнадцать лет. Более высокая эффективность дисковых тормозов по сравнению с барабанными — вот причина, почему ими оснащаются чаще всего передние колеса, на долю которых приходится значительная часть тормозного усилия. Задние же тормоза «Жигулей» сделаны барабанными, так как они менее нагружены. Кроме того, при этой конструкции упрощается привод ручного тормоза. Учитывалось и то, что задние дисковые тормоза, «обстреливаемые» потоком грязи и пыли из-под передних колес, чересчур быстро изнашивались бы при эксплуатации автомобиля на проселочных дорогах. Чтобы задние тормоза «Жигулей» не были тяжелыми и хорошо охлаждались, их снабдили алюминиевыми барабанами с залитыми в них чугунными кольцами, по которым работают колодки. Еще одна важная особенность тормозной системы «Жигулей» — регулятор давления. При резком торможении автомобиля всегда происходит перераспределение нагрузок — машина «клюет» носом, а нагрузка на задние колеса уменьшается. В результате их сцепление с дорогой ухудшается, и они «идут юзом». Это явление (если ведущие колеса задние), особенно во время движения по заснеженной и мокрой дороге, приводит к заносу задней части автомобиля, а порой ик авариям — в этом случае машина теряет управляемость. ч Очевидно, что в зависимости от нагрузки на задние колеса (число пассажиров, количество багажа, перераспределение веса при резком торможении) необходимо регулировать давление жидкости, а следовательно, и усилие торможения на задних колесах. Тогда «юз» будет предотвращен. Датчиком такого «автоматического» регулятора является механическая связь между задним мостом и кузовом, расстояние между которыми изменяется как раз в зависимости от нагрузки на заднюю ось. Рассмотрим теперь конкретно каждый узел системы. Начнем наше знакомство с тормозной педали 3' (рис. 1). Как на большей части современных легковых автомобилей, она сделана подвесной и крепится вместе с педалью сцепления на оси кронштейна 7. Своим торцом он прижат к панели передка кузова и (привернут к ней вместе с главными цилиндрами привода тормозов и сцепления гайками на четырех шпильках. Педаль 3 через толкатель 2 действует на поршень главного тормозного цилиндра, который подает жидкость к тормозам. При перемещении педали немедленно срабатывает включатель 4 стоп-сигнала, на толкатель которого она опирается в исходном положении. Полный ход педали — около 140 мм. В чугунном корпусе 2 главного тормозного цилиндра (рис. 2) размещены два поршня 3и 4, обслуживающие тормоза соответственно задних и передних колес. Их ход ограничен фиксирующими болтами 6и 10, входящими в продольные пазы. Каждый поршень снабжен возвратной пружиной 7 (или 11) и уплотняющей системой. При нажатии на педаль поршень 4 идет влево. Тормозная жидкость, поступившая из бачка в полость между левым торцом поршня и кольцом 12, попадает через сверление 13 в пространство между поршнем и шайбой 8, идет далее по соответствующему каналу к трубопроводам передних тормозов и одновременно давит на поршень 3. Она смещает его влево, при этом путь тормозной жидкости под поршнем 3 такой же, как и под поршнем 4. Под действием поршня 3 жидкость подается к задним тормозам. В начале хода каждого из поршней кольца 12, плотно сидящие в расточке корпуса 2 цилиндра, остаются на месте. Затем зазоры между ними и торцами поршней выбираются, поршни толкают кольца влево, а пружины 14, прижимая резиновые кольца 9к торцам поршней, предотвращают дальнейшее сообщение полости под поршнем с бачком для жидкости. Эти устройства выполняют работу хорошо известного нам лепесткового клапана. Роль уплотняющих манжет играют три кольца 9. При исправной работе системы в контуре привода задних тормозов связь между поршнями 3и4 гидравлическая. В случае утечки жидкости или обрыва шланга поршень 3 «проваливается», сжимая пружину 11. Достигнув упора, он становится для своего партнера неподвижной стенкой в цилиндре, позволяя подавать жидкость под давлением в исправный контур привода передних тормозов. При падении же давления в контуре привода передних тормозов поршень 4 сжимает пружину 7и своим торцом упирается в поршень 3, заставляя его подавать жидкость в свой контур. Главный цилиндр 1 (рис. 5, стр. 16) питается жидкостью из бачков 5, связанных с полостями привода передних и задних тормозов шлангами 3. С рабочими цилиндрами передних и задних тормозов главный цилиндр связывают соответственно трубопроводы 6и 2. Прежде чем попасть в рабочие цилиндры задних тормозов, жидкость поступает в регулятор давления 6 (рис. 3). Он установлен на кронштейне 5 кузова вблизи балки 1 заднего моста и связан с ней серьгой 2и торсионом 4. Торсион в зависимости от расстояния между кузовом и балкой 1 оказывает переменное давление на грибовидный поршень 5 (рис. 4) регулятора. Благодаря тому, что площадь верхнего торца поршня больше, чем площадь нижнего бурта его головки, по мере увеличения давления жидкости возникает гидростатическая сила, которая стремится опустить поршень. При слишком высоком давлении, которое может привести к «юзу» колес, он опускается настолько, что, опершись на резиновое кольцо 8, отсекает подачу жидкости к колесным цилиндрам. Таким образом, давление жидкости на выходе из регулятора всегда ниже, чем на входе. Перемещению поршня 5 вниз препятствует подпирающий его конец торсиона. Чем ближе балка заднего моста к кузову (следовательно,ТормозаВ тормозной системе автомобиля «Жигули» применено много конструктивных решений, ранее не встречавшихся на отечественных легковых автомобилях, — дисковые тормоза передних колес, сдвоенный главный тормозной цилиндр, ограничитель давления, алюминиевые барабаны задних тормозов. Поскольку большинству автолюбителей они незнакомы, уделим им особое внимание. Прежде всего надо сказать о двухконтурной системе гидравлического привода тормозов. Впервые два независимых контура трубопроводов, подводящих жидкость к тормозам передних и задних колес, появились в конце 30-х годов на гоночных автомобилях, где наПродолжение серии статей по устройству автомобиля «Жигули». Общее опис ание — 1970, № 8; к омпоновка — 1970, J* 9; у стройстводвигателя — 1970, 7* 11; м еханизмгазораспределения — 1970, J * 12; система питания — 1971, Jft 1; с истема охлаждения — 1971, № 2: система смазки — 1971, № 3; сцепление — 1971, М 4; к оробкапередачи кард аннаяпередача — 1971, JA 5; г лавнаяпередача , к олесаишины — 1971, № 6; п одвеска — 1971, № 7; рулевое управл ение — 1971, № 8. Р ис . 1. Установка тормозной педали: 1 — главный тормозной цилиндр; 2 — толкатель; 3 — педаль; 4 — регулируемый упори включатель стоп-сигнала; 5 — к онтргайка ; 6оттяжная пружина; 7 — кронштейн педалей.ние жидкости падает, поршни 14 вследствие упругости уплотнительных колец 11 возвращаются в исходное положение. Специальных устройств для регулирования зазора между дисками 20 и накладками 9 не требуется, так как под действием даже незначительного осевого биения диск отжимает накладки независимо от их износа на нужную величину, поддерживая необходимый минимальный зазор. Накладки предохраняются от грязи, приводящей к преждевременному их износу, защитным кожухом. Тормозные накладки имеют значительную толщину и требуют замены (простая операция, не отнимающая много времени), лишь когда толщина их уменьшится до 1,5 мм . Нужно отметить, что дисковые тормоза не теряют эффективности при попадании на них воды: диски почти мгновенно сбрасывают с себя влажную пленку. Задние барабанные тормоза (см. рис. 5) выполнены по общепринятой схеме. Расположенные внутри рабочего цилиндра 25 поршни раздвигают связанные с ними колодки 26 и 38, прижимая их к тормозному барабану. Оси 34 колодок и цилиндр 25 закреплены на опорном щите 30, который четырьмя болтами 31 привернут к фланцу балки заднего моста. Ручной тормоз действует на те же колодки 26 и 38 посредством тросов 33 через промежуточный рычаг 28 и распорную планку 37. Рычаг ручного тормоза снабжен храповым устройством, фиксирующим его в поднятом (затянутом) положении. Зазор между колодками и барабанами регулируется за счет проворачивания эксцентриков 29 и 36, на которые опираются тормозные колодки. Шестигранные головки эксцентриков, служащие для их проворачивания, выведены из тормозного щита. Несколько слов об уходе за тормоз-Р ис . 2. Главный тормозной цилиндр: 1 — пробка; 2 — корпус; 3 — п оршень привода задних тормозов; 4 — п оршень привода передних тормозов; 5, 9 — уплотнительное кольцо; 6, 10 — ф иксирующий болт; 7, 11 — пружина; 8 — у порная шайба; 12 — установочное кольцо; 13 — впускное отверстие; 14 — п рижимная пружина.Р ис . 3. Установка регулятора: 1 — балк а заднего моста; 2 — серьга; 3 — скоба; 4 — торсион; 5 — кронштейн кузова; 6 — регулятор. чем больше нагрузка на заднюю ось), тем сильнее давление торсиона на поршень. Это означает, что к колесным цилиндрам жидкость подается под более высоким (пропорционально нагрузке) давлением. Параметры регулятора подобраны так, что давление жидкости в тормозных цилиндрах задних колес никогда не превышает величины, опасной в отношении блокировки колес. Обратимся теперь непосредственно к устройству тормозных механизмов (см. рис. 5). К фланцам ступиц 21 переднихколес прикреплены чугунные тормозные диски 20. Каждый диск охватывается суппортом, или скобой 8, которая двумя болтами 24 привернута к кронштейну 22, смонтированному на стойке 23 передней подвески. В специальных пазах чугунной скобы 8 установлены алюминиевые рабочие тормозные цилиндры 15 и 16 с поршнями 14. При нажатии на педаль тормозная жидкость поступает в цилиндры по трубкам 7и !12 и перемещает поршни навстречу друг другу (ход их составляет 0,1 мм). Поршни, упираясь в тормозные колодки накладками 9, зажимают диск 20, тормозя его вращение, а следовательно, и колеса 17. При растормаживании, когда давле-Рис. 4. Устройство регулятора тормозного усилия задних колес: 1 — корпус; 2 — кольцо; 3, 8 — уплотнитель; 4 — торсион; 5 — поршень; 6 — пружина; 7 — упорное кольцо; 9 — пробка.15 Механизт диенового тормозаЭ чо 11ДиснппмйпаПОЛ ОД О ЧНЬ| йI . ..TObiwoaT заднего нолеея 39 as 56а 7Рис. 5. Устройство тормозов: 1 — главный тормозной цилиндр; 2 — трубопровод к задним тормозам; 3 — шланги подвода жидкости из бачков; 4 — уравнительный шланг; 5 — бачки для тормозной жидкости; 6 — трубопроводы к передним тормозам; 7 — гибкий шланг; 8 — скоба; 9 — тормозные накладки; 10 — манжета; 11 — уплотнительное кольцо; 12 — соединительная трубка; 13 — штуцер для прокачки тормозов; 14 — поршень; 15, 16 — рабочий цилиндр; 17 — колесо; 18 — колесный болт; 19 — защитный кожух; 20 — тормозной диск; 21 — ступица колеса; 22 — кронштейн скобы; 23 — стойка передней подвески; 24, 31 — болт; 25 — колесный цилиндр; 26, 38 — колодка; 27 — накладка; 28 — рычаг; 29, 36 — эксцентрик; 30 — опорный щит: 32 — наконечник; 33 — трос; 34 — оси колодок; 35, 39 — пружина; 37 — распорная планка. ной системой. Подробно он описан в заводской инструкции. Однако полезно, как показывает опыт эксплуатации, предупредить владельцев о том, что недопустимо применять любую другую тормозную жидкость, к роме рекомендованной заводом (ГТЖА-2 «Нева»), а также смешивать эту жидкость с другими. Л. ШУВАЛОВ, инженер г. Тольятти373616