19
20
Вместимость автомобиля обычно вполне устраивает его владельца, но не всегда. При выездах за город для отдыха, сбора грибов, рыбной ловли, охоты, при поездках на дачу, в дальних путешествиях порой возникает необходимость перевезти какой-либо не особенно тяжелый, но крупногабаритный предмет, который не умещается в салон и багажник. Куда деть те же лыжи или удочки? Если автолюбитель и сумеет разместить их (припомните свой опыт) внутри автомобиля, то наверняка создаст неудобства себе и пассажирам. Во всех этих случаях выручает дополнительный багажник на крыше. Казалось бы, что может быть проще... Но не спешите. О багажниках тож е надо кое-что знать. Об Их видах, качествах и способах крепления расскажут работники НАМИ В. М. БУЧИН и Л. С. МАКСИМОВ. Всего несколько лет назад к сравнительно небольшой номенклатуре автомобильных принадлежностей предъявлялось. по существу, единственное требование — выполнять св,ое функциональное назначение. Сегодня отношение к ним резко изменилось. Изменились требования ик багажнику. Минимальная масса при максимальной .площади грузовой платформы. Так, современные багажники для седана при размерах платформы 1050x1050 мм весят 6,5—8 кг, а для универсалов при платформе 2060 — 1050 мм — 11 — 12 кг. Минимальная высота бокового силуэта, максимально приближенного к крыше автомобиля. Все ясно: багажник с грузом не должен слишком увеличивать высоту центра тяжести. Минимальная лобовая площадь. Чем она меньше, тем ниже аэродинамическое сопротивление и расход топлива. Достаточная жесткость. Прогибы платopMbi (конечно, в пределах упругой деормации) не должны вызвать повреждений кузова. Но и излишне жестким багажнику быть нельзя, так как упругая деформация его деталей несколько снижает нагрузку на кузов при езде по неровной дороге. Наличие бокового ограждения грузовой платформы. Беспрепятственный доступ к поверхностям кузова при мойке машины вручную. Надежное закрепление в местах подсоединения без деформации деталей кузова, легкость и быстрота установки и снятия. Заметим, что при первом знакомстве с конструкцией багажника оценить надежность его крепления не всегда просто, но определение простоты демонтажа — в наших силах. В разобранном виде (если он разборный) багажник должен занимать немного места — немаловажное обстоятельство для владельца машины, особенно «безгаражного». Стойкое декоративное покрытие деталей багажника, гармонирующее с окраской кузова. Специальные устройства для закрепления груза должны обеспечивать быструю и надежную фиксацию его. Последнее требование каждый расшифрует сам — это приемлемая цена. Подробное описание всех возможных багажников заняло бы много места. Поэтому расскажем лишь о наиболее распространенных из выпускаемых у нас (некоторые из них представлены наческих условий и стандартов. День сегодняшний живет в более четких границах. Требования к зеркалам заднего вида изложены в национальных документах, касающихся всех видов наземного транспорта. В нашей стране эти правила для всех грузовиков, автопоездов, автобусов и троллейбусов содержатся в Государственном стандарте Союза ССР 13887—75. Зеркала легковых автомобилей Европейская Экономическая Комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) рекомендует устанавливать так же, как это отражено в нашем ГОСТе, но дополнительно она оговаривает видимость через внутреннее зеркало. Что должен знать сегодняшний водитель о зеркалах заднего вида? Наилучший вариант для безопасной езды — три зеркала (кстати, именно этого требуют самые жесткие нормы): одно внутреннее и два наружных — со стороны водителя и пассажира. Приемлемый вариант — внутреннее и наружное со стороны водителя. Но при полной загрузке современного пятиместного автомобиля с подголовниками на передних сиденьях этого недостаточно, так как обзорность через внутреннее зеркало резко ухудшается. Худший вариант — одно внутреннее зеркало, как бы велико оно ни было. Внутреннее зеркало должно быть таким, чтобы водитель мог видеть позади автомобиля пространство до самого горизонта в пределах 18". Это соответствует ширине 20 м, симметрично разделенной пополам продольной осью машины на расстоянии 60 м от зеркала (рис. 1). Наружное зеркало устанавливают так, чтобы оно просматривалось через очищаемую стеклоочистителем зону лобового стекла или через отекла передних дверей. Для левого зеруала существует ограничение: линия, соединяющая егоНе &•55'- Рис. 2. Установка левого наружного зеркала: 1 — центр зеркала; 2 — точки глаз водителя; 3 — центр расстояния между глазами водителя; 4 — продольная ось автомобиля.центр и середину расстояния между глазами нормально сидящего водителя (рис. 2), должна пересекаться с продольной осью автомобиля под углом не более 55°. Иначе возможны оптические искажения отраженных в зеркале предметов, и, кроме того, водителю потребуется слишком много времени, чтобы перевести взгляд с дороги впереди на зеркало и обратно. Обязательно видимой через левое наружное зеркало частью дороги должна быть полоса шириной не менее 2.5 м от левого борта, простирающаяся до горизонта от 10-метровой отметки за спиной водителя. При установке правого наружного зеркала границы видимой зоны вдоль правого борта автомобиля расширяются до 3,5 м на расстоянии 30 ми дополняются условием: 0,75 м на расстоянии 4м позади глаз. Обе зоны также показаны на рис. 1. Этими цифрами следует руководствоваться, регулируя установленные зеркала. Тем, кто решит самостоятельно изготовить кронштейн крепления наружных зеркал, будет полезно знать еще одно важное требование — они не должны иметь опасных (травмирующих) выступов вперед. Формы корпуса и кронштейна должны быть такими, чтобы при случайном контакте с зазевавшимся пешеходом они не смогли нанести ему дополнительных ранений, ответственность за которые, как известно, несет водитель. Отечественная промышленность выпускает сегодня несколько типов наружных зеркал заднего вида. Они различны по форме, способам крепления и размерам отражающей поверхности. Можно допустить, что некоторые из них несколько хуже эталонных зеркал. И всетаки любое из них, установленное на автомобиле, лучше «слепой зоны» при маневре. Возможно, что многие автолюбители захотят снимать зеркала с машины. оставляя ее на стоянке. Понять их можно. Пользуясь нашей традиционной рубрикой «Советы бывалых», предлагаем читателям варианты съемных креплений наружных зеркал. Вы найдете их на стр. 15. Готовя этот материал, мы ознакомились с положением дел в производстве и торговле зеркалами. Скажем откровенно: не все здесь обстоит благополучно. Производством зеркал занимаются предприятия разного подчинения, не координирующие свои планы и не учитывающие реального спроса на эти важные предметы оборудования автомобилей. Это тема серьезного разговора, и мы к нему вернемся на страницах журнала в ближайшее время.SБагажник на крыше• вкладке). Это поможет вам сделать выбор. Пока наиболее известны неразборные багажники. Но это уже вчерашний день. Они тяжелы и не очень удобны, занимают много места, когда хранятся снятыми с машины. Наряду с багажниками, у которых узлы крепления не регулируются, промышленность начала выпускать конструкции с раздвижными кронштейнами, которые можно приспособить к любому автомобилю. Наиболее современный образец подобного типа разработан и осваивается в г. Кременчуге. Значительно удобнее и современней универсальный трубчатый разборный багажник с несущими боковинами. Одно из его достоинств в том, что он легко и быстро разбирается на элементы, которые можно сложить в чехол или коробку, занимающую меньше места, чем лыжи. Это важно для тех, кто в межсезонье хранит его дома. Кроме того, такой багажник легко трансформировать для перевозки длинномерных грузов или даже в ряд отдельных поперечин, чтобы закрепить сверху какой-то совсем уж нестандартный груз, например те же лыжи. Такие багажники состоят из двух цельноштампованных (листовой металл толщиной 1,2 мм) боковин, скрепленных болтами Мб, с поперечинами из стальных трубок диаметром 16 мм, в которые вварены гайки. Четыре опорных кронштейна можно перемещать по ширине и фиксировать в зависимости от размеров машины. Расширенные башмаки кронштейнов опираются на водосливной желоб крыши. Багажники подобного типа выпускают машиностроительный завод имени Куйбышева (Петропавловск), свердловский завод лесного машиностроения, рижское СКВ «Эллар». Разработана и осваивается в производстве аналогичная конструкция для машин с кузовом «универсал». Ее отличие в составных боковинах (их детали короче), шести опорных кронштейнах, из которых два средних имеют регулировку и по высоте, и большем числе поперечин. Несколько слов о багажнике-палатке, предназначенном для автотуристов. Он обеспечивает удобный ночлег для двух человек. Основание • разворачиваемый — в подстилку футляр, в который при транспортном положении входит все оборудование. Крышка-футляр обычно такая же, как основание, из легкого сплава или пластмассы. На машине багажник-палатку устанавливают при помощи регулируемых по ширине основания опорных кронштейнов. Крышка одной стороной соединена с основанием петлями, а другой, в откинутом положении, опирается на опору-лестницу, устанавливаемую на землю. Когда крышка открыта, можно выдвинуть дуги и развернуть собственно палатку из водоотталкивающей легкой ткани. Окна и входной проем затянуты противомоскитной сеткой. В комплект входит и матрац. У нас в стране подобную конструкцию выпускает правдинский завод радиорелейной аппаратуры. Для наглядности мы показываем основные типы багажников на вкладке. Важно, конечно, выбрать багажник по вкусу и хорошо закрепить его, но это еще не все. Очень часто можно видеть автомобили с грузом на крыше, буквально опутанным разнокалиберными веревками, толстым шпагатом, ремнями и прочими «подручными средствами». А в дождь каждый стремится закрыть груз еще и чем-нибудь непромокаемым: клеенкой, пластиковой пленкой, брезентом и пр. Как правило, на ходу эти покрытия выдуваются встречным потоком воздуха из-под крепления, пузырятся, хлопают на ветру, создают дополнительное сопротивление движению и вызывают беспокойство у водителя. К тому же упаковка и распаковка занимает порядочно времени. Значительно ускорить закрепление груза позволяет несложное устройство из трех-четырех резиновых жгутов с металлическими наконечниками-крючками на концах. Жгуты соединены один с другим, образуя сетку или пучок. Таким устройством, образно называемым пауком, в считанные минуты можно надежно закрепить на багажнике практически любой груз — от детской коляски до новогодней елки. Удобно также упаковать вещи в большой непромокаемый мягкий чехол «авточемодан», застегивающийся «молнией» и имеющий привязные ремни (некоторые конструкции чехлов имеют вместо «молнии» шнуровку). Для большей надежности такой чемодан можно дополнительнозакрепить «пауком». И чемодан и «пауки» подготовлены к выпуску (соответственно в Калуге и Москве) и должны в 1978 году появиться на прилавках магазинов. торгующих туристскими и автомобильными принадлежностями. Багажник может нести и дополнительные функции. Так, в ряде конструкций тентов с каркасом для безгаражного хранения автомобиля багажник на крыше служит одним из главных силовых элементов. А теперь перейдем к вопросам, связанным с управлением машиной, несущей груз на крыше. Если правильно, равномерно распределить его по всей площади багажника, можно взять до 50 — 60 кг. Нужно, конечно, иметь в виду, что суммарная весовая нагрузка на автомобиль не должна превышать допустимой, определенной заводом-изготовителем для данной модели. Эту цифру каждый найдет в инструкции по эксплуатации. Например. для «москвичей» моделей «412» и «2140», когда едут двое, допустимая масса всего груза должна быть не более 200 кг. Из них лишь четверть, то есть 50—60 кг, можно разместить на крыше. Укладывая вещи, нужно помнить, что они не должны изменить распределение нагрузки между передней и задней осями автомобиля (груженого), определенной заводом-изготовителем. Практически это значит, что платформу багажника нужно укрепить примерно посередине крыши по длине, а груз распределять, как уже сказано, равномерно. Если багажник имеет шесть опорных кронштейнов, то средний ставят на уровне центральной стойки кузова. Естественно, что под частями кронштейнов, опирающихся на желоб, необходимы подкладки из плотной резины или эластичной пластмассы (можно отрезок хлорвиниловой трубки, разрезанной вдоль или сложенной вдвое). Такую же подкладку ставят под захват, обжимающий желоб снизу. Сейчас такие подкладки, как правило, являются принадлежностью багажника. Закрепляя багажник, надо быть аккуратным и осторожным — затягивать болты (гайки) с таким усилием, чтобы детали крепления плотно охватили желоб, но не деформировали декоративную накладку на его боковой части. Осторожность нужна и при езде. Постоянно помните, что у вас на крыше груз, и периодически проверяйте крепление его самого и багажника. В противном случае все это может оказаться на дороге или, что еще хуже, при резком торможении сползет на капот. Избегайте резких торможений, а повороты проходите с меньшей, чем обычно, скоростью. Надо иметь в виду, что вещи на крыше при полной загрузке автомобиля увеличивают высоту его центра тяжести на 10 —12% и, следовательно, ухудшают устойчивость, а на больших скоростях, при встречном боковом ветре — и управляемость автомобиля. Каждый опытный водитель знает, как «переставляет» машину на дороге резкий порыв бокового ветра. Он тем более опасен, что, как правило, бывает неожиданным. Внимательно следите за состоянием покрытия дороги, своевременно и плавно тормозите, заметив неровность. Какой бы совершенной ни была подвеска вашего автомобиля, резкие удары создадут дополнительные нагрузки на узлы и детали багажника, а в местах его закрепленияи на кузов. Многие, смонтировав однажды, перед «отпускной» поездкой багажник на крыше, ленятся по возвращении снять его и ездят так круглый год. Что можно сказать? Вообразите, что вы обронили десятирублевую купюру и вам не хочется нагнуться, чтобы поднять ее. Примерно столько вы теряете, наездив на своих «жигулях» 10 тысяч километров с порожним багажником на крыше. Редакция австралийского журнала «Уилс» замерила расход топлива на «Фольксвагене-гольф» при постоянной скорости 80 км/ч. Пустой багажник увеличивал его на 6%, а с грузом (чемодан и несколько картонных коробок) — на 31%. Вот и определите, почем езда с порожним багажником. Теперь у вас есть необходимый минимум информации о багажниках. Вкладка познакомит с разными их конструкциями и крепежными устройствами. Она, может быть, подскажет кое-что и любителям помастерить. И последнее. Некоторые автомобилисты, прочитав все это, сразу зададутся вопросом, где и как купить заинтересовавший их багажник. Нужную информацию можно получить только на месте.20