ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАГарантии безопасности движенияАвтомобилизация приобретает с каждой пятилеткой все больший размах. Миллион автомобилей, о котором не так давно только мечтали, был выпущен нашей промышленностью в 1971 году, а чтобы выйти на двухмиллионный рубеж в их годовом производстве, потребовалось всего пять лет. Массовый выпуск автомобилей повлек за собой существенные изменения во многих областях. Все напряженнее становится ритм движения на наших улицах и дорогах. И того, что устраивало нас в организации движения вчера, сегодня недостаточно. А завтрашний день выдвинет новые требования. Это объективная закономерность, которая нашла отражение в решениях XXV съезда КПСС, где сформулировано прямое указание о необходимости принятия мер к повышению безопасности движения транспорта. Надо отметить, что в последние годы произошли качественные изменения в оценке, в подходе к решению этой проблемы, появились и новые возможности для более успешного осуществления поставленной задачи. Сегодня мы имеем все основания говорить о том, что в стране сформировалась государственная система обеспечения безопасности дорожного движения. В ней каждому звену определены свои цели и полномочия. Координирует всю эту деятельность комиссия по безопасности дорожного движения при Министерстве внутренних дел СССР, а научные исследования направляет специальный совет при Госкомитете по науке и технике. Значительная роль в решении проблем безопасности движения отводится ВНИИ БД Министерства внутренних дел СССР. Когда-то борьба за безаварийную езду была в основном милицейским делом. Сейчас служба безопасности движения, если под ней понимать всех, кто занимается этой проблемой, есть иу автотранспортников, и у дорожников, у проектировщиков, в общественных организациях, объединяющих владельцев личных автомобилей, и во многих других. Это создает условия для комплексного решения проблемы, предпосылки для наступления на аварийность широким фронтом. В этой связи полезно остановиться на наиболее важных в практическом смысле направлениях работы, на самых, если можно так сказать, горячих ее участках. Прежде всего — об общей тенденции. Как положительный факт надо отметить, что в расчете на 10 тысяч транспортных средств количество дорожных происшествий, число погибших и раненых из года в год сокращается. Вот динамический показатель: за последние семь лет количество ДТП увеличилось в три с лишним раза меньше, чем транспортный парк. Такое положение вещей убедительно свидетельствует о том, что аварийность вовсе не должна расти пропорционально численности автомотопарка, как это иногда пытаются представить и даже возвести в правило. О наметившейся тенденции мы говорим "не для успокоения. Для этого оснований нет, ибо абсолютные цифры пострадавших на дорогах остаются еще высокими. Но в то же время следует знать, что предпринимаемые усилия дают результаты. Это важно для Того, чтобы продолжать настойчиво идти к цели, используя все лучшее из накапливаемого опыта. У проблемы безопасности движения, конечно, немало чисто технических сторон. Однако большая часть ДТП происходит все-таки по вине водителей. Остается высокой аварийность на транспорте народного хозяйства. За 1977 год 56,8% погибших приходится на его долю в результате дорожно-транспортных происшествий, в которых виноваты водители. Между тем на эту категорию участников движения можно оказать наиболее эффективное влияние через администрацию и общественные организации транспортных хозяйств — улучшением воспитательной работы и укреплением дисциплины, осуществлением предрейсовых осмотров, повышением профессионального мастерства, улучшением условий и режима работы и целым рядом других мероприятий. Внушает беспокойство и другая категория водителей, которую принято называть автолюбителями. Они, к сожалению, пока еще составляют исключение из той динамики ДТП, о которой шла речь выше. Если за последние годы парк машин индивидуального пользования вырос в 3,7 раза, то и аварий по вине их владельцев стало больше в 3,4 раза. Темпы, как видите, почти совпадают. С этой тенденцией мириться нельз*я, тем более что доля личных машин в транспортном парке страны будет расти. Когда речь заходит о причинах такого неблагоприятного положения дел, часто приходится слышать сетования на дороги, которые не всегда отвечают желаемому, на сложность нынешней обстановки движения, на трудные климатические условия в тех или иных местах и т. д. Все это, так сказать, имеет место. И все же причина очень многих аварий в другом — в отсутствии гражданской ответственности, в низкой дисциплине, самонадеянности многих владельцев машин. Наш институт проводил в ряде городов социологическое обследование водителей всех категорий. Мы просили откровенно, не называя себя, ответить на анкету, которая как раз касалась именно этих качеств, этой стороны предмета.•••••••©•©©•©©©ее©©*ВЕНГРИЯ. Чтобы улучшить условия для автомобильного движения в столице, специалисты разработали проект тоннеля под Дунаем. Он будет иметь длину 980 м. Расчеты показали, что прокладка тоннеля обойдется намного дешевле постройки моста. КУБА. Большое внимание уделяется развитию дорожной сети: после революции в стране было построено 18 000 км автомобильных дорог. В этом году будет сдан очередной 200-километровый участок 1000-километровой автострады, которая пройдет через всю страну с востока на запад. Строительство ее будет полностью закончено к 1980 году. ПОЛЬША. Каждый месяц, к ак правило, в последнюю субботу и воскресенье на восьми варшавских и 12 пригородных СТО производится бесплатная проверка и регулировка систем освещения легковых автомобилей. ЧССР. Конструктор Павел Мареш предложил устанавливать перед фарами автомобилей жалюзи с вертикальными зеркальными пластинками. На поворотах, где ослепление опаснее всего, пластинки также поворачиваются, отклоняя свет в сторону, и фары не ослепляют водителей, едущих навстречу. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Более 340 000 человек получили серьезные ранения в результате автомобильных катастроф на дорогах страны в прошлом году. По сравнению с 1976 годом число пострадавших увеличилось на 4,5%. ДАНИЯ. Статистика показывает, что не все женщины, к ак принято считать, ездят на автомобиле осторожнее мужчин. В возрасте до 25 лет женщины, действительно. совершают в два-три раза меньше ДТП, чем их ровесники мужчины. Для возрастной группы от 25 до 40 лет эта разница несколько уменьшается, а среди водителей старше 40 лет «мужская» и «женская» цифры уравниваются. ИТАЛИЯ. Более крупными стали штрафы за нарушение ограничений скорости на дорогах. Водитель, превысивший установленный предел на 15 км/ч, должен теперь заплатить 50 тысяч лир, а за более серьезное нарушение — от 120 до 600 тысяч лир. КАНАДА. Асфальт дорожает на мировом рынке, а сера дешевеет. Это привело канадских специалистов к интересному решению. Они заменяют в дорожном покрытии третью часть асфальта серой. Это и улучшает его несущую способность, а кроме того, новый материал прочнее и позволяет уменьшить толщину дорожного покрытия на 20%. США. Автомобильная корпорация «Крайслер» решила возвратить на свои заводы 1 300 000 проданных автомобилей для устранения серьезных неполадок в топливной системе. Эти неисправности стали причиной многих аварий.24