ПравофланговыеМы начинаем серию публикаций, представляющих автомобильные объединения, чьи коллективы стали победителями социалистического соревнования отрасли. Среди них и старейшие предприятия ЗИЛ, ГАЗ, «Автодизель», и такие, как ВАЗ, КрАЗ, ЗАЗ, «УралАЗ», «БелавтоМАЗ». Их биографии — наглядная иллюстрация технического прогресса в автомобилестроении.С этой всемирно известной маркой связано появление первых советских автомобилей, становление всей отечественной автомобильной индустрии. Первые десять машин вышли из ворот АМО (так назывался тогда завод) в 1924 году. Сегодня на ЗИЛе каждые 108 секунд с конвейера сходит первоклассный современный грузовик. И скоро количество машин, выпущенных автозаводцами за все время, достигнет четырех с половиной миллионов. История ЗИЛа богата событиями. С самого начала он был лидером советского автомобилестроения, пионером во многих начинаниях отрасли. Здесь родился не только первый советский грузовик, но и первые в нашей стране автобусы (1926 год — городской, 1947 год — вагонного типа, 1955 год — междугородный), трехосные грузовики с приводом на все колеса (в 1948 году ЗИС —151), седельные тягачи (в 1934 году ЗИС — 1 0 ) . На ЗИЛе были внедрены прогрессивные технические решения, которые с тех пор получили широкое признание в нашем автомобилестроении. Так, на серийных машинах стояли восьмицилиндровый двигатель (1937 год, ЗИС —101), гидравлический привод тормозов (1931 год, АМО — 2 ) , генератор переменного тока (1954 год, ЗИС —155), гипоидный редуктор главной передачи (1946 год, ЗИС —110), 12-вольтовая система зажигания (1934 год, ЗИС — 8), термостат в системе охлаждения (1937 год, ЗИС —101), двухкамерный карбюратор (1937 год, ЗИС — 1 01 ) , двигатель сзади (1947 год, ЗИС —154), пятиступенчатая коробка передач (1947 год, ЗИС — 150), электрическая трансмиссия (1947 год, ЗИС —154), система кондиционирования воздуха (1959 год, ЗИЛ—111А), транзисторная система зажигания (1965 год, ЗИЛ —130), дисковые тормоза (1967 год, ЗИЛ-114). Новая большая техническая реконструкция завода в 1959 году предусматривала выпуск качественно новой продукции — современных грузовых автомобилей ЗИЛ —130 и ЗИЛ — 1 31 . Для них разрабатывались новые узлы и агрегаты, создавалась основа для целого семейства машин. В сентябре 1962 года завод выпустил первую промышленную партию автомобилей ЗИЛ — 1 30 , которые впоследствии заслужили всеобщую любовь водителей. На базе ЗИЛ —130 было создано целое семейство автомобилей, выпускаемых предприятием сегодня: тягач для работы с прицепом, седельный тягач, длиннобазныи грузовик, автомобиль повышенной проходимости и другие. В 1976 году освоено производство трехосных, 8-тонных грузовиков ЗИЛ —133. За последние десять лет из ворот завода вышли легковые автомобили высшего класса ЗИЛ 114 и ЗИЛ — 1 17 , автобус «Юность». Сегодня на дорогах страны работает уже около 20 тысяч грузовиков с маркой «КамАЗ». Прототипы тоже были спроектированы на автозаводе имени Лихачева. Заслуги коллектива ЗИЛа в развитии автомобилестроения высоко оценены государством: завод награжден тремя орденами Ленина (в 1942, 1949, 1971 годах), орденом Трудового Красного Знамени (в 1944 году). Недавно к этим наградам прибавился орден Октябрьской Революции. Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев, выступая 30 апреля 1976 года на митинге, посвященном вручению коллективу ордена Октябрьской Революции, сказал: «Уже более полувека ваше гигантское предприятие высоко держит знамя технического прогресса. Собственно говоря, ЗИЛ сегодня лишь по привычке называют заводом. Сейчас эту уважаемую в стране марку носит целая семья предприятий. ЗИЛ — пример, причем хороший пример, крупного производственного объединения». Объединение ЗИЛ было создано в 1972 году и сейчас включает 16 специализированных заводов-филиалов с 19 комплексно-механизированными цехами, 39 комплексно-механизированными участками, 278 автоматизированными и 655 поточными линиями, 134 тысячами погонных метров транспортеров (больше, чем длина Московской кольцевой автомобильной дороги!). В объединении действует 57 научных лабораторий и исследовательских бюро. Здесь работает 12 Героев Социалистического Труда, два лауреата Ленинской премии и 35 лауреатов Государственной премии. Продукцию завода знают в 50 странах мира, куда постоянно экспортируются ЗИЛы. В канун прошлогоднего Первомая ЗИЛ —130 успешно прошел аттестацию и подтвердил свое право на государственный Знак качества, как и ЗИЛ — 1 31 . Среди десяти передовых объединений и предприятий автомобильной промышленности ЗИЛ принял участие в выставке «Опыт предприятии автомобильной промышленности — победителей во Всесоюзном социалистическом соревновании» («Автопром-77»). К юбилею Октября зил овцы собрали сверх плана 1020 грузовиков. В объединении ведутся работы по созданию нового 6-тонного грузовика ЗИЛ —169, который придет на смену ЗИЛ — 1 30 . У же изготовлен его опытный образец. Испытывается предназначенный для него дизель ЗИЛ — 645. Это будет целое семейство автопоездов различного назначения, способных перевозить 12 — 14 тонн груза- У же выпускается газобаллонный грузовик ЗИЛ —138. Объединение ЗИЛ все время держит высокие темпы выпуска продукции. К концу пятилетки производство грузовиков достигнет 205 тысяч в год — таково обязательство коллектива, производительность труда возрастет по сравнению с 1975 годом на 29,3%. Завод продолжает реконструироваться и строиться. Укрепляется его научно-техническая база, расширяются договоры с научно-исследовательскими институтами и автотранспортными предприятиями. Е. МАТВЕЕВ, Г. КОНСТАНТИНОВОтгрузка готовых ЗИЛ —130. Помимо грузовых автомобилей в программе завода и легковые высшего класса ЗИЛ - 1 17 (на снимке) и ЗИЛ - 1 14 . Идут испытания опытного образца перспективной модели ЗИЛ — 1 69 . Фото Ю. Андрианова