гретого двигателя. Характерно, что при низкой температуре скорость износа почти не зависит от нагрузки двигателя. Если приплюсовать сюда то, что было сказано о бензине и маслах, вырисовывается следующая картина оптимального пуска. Нельзя давать коленчатому валу больших оборотов в первый момент, пока масло не поступило к трущимся парам (система смазки «жигулей» снабжена клапаном, предотвращающим отекание его в картер). Если двигатель не «чихает», поддерживать его работу следует дроссельной заслонкой, а воздушную заслонку лучше полностью открыть. Через 2—3 минуты, когда дорога ровная и позволяют погодные условия, на прошедшем обкатку автомобиле лучше потихоньку ехать на первой или второй передаче, так как двигатель под нагрузкой быстрее прогревается. Но полную нагрузку и большие обороты холодному двигателю давать нельзя. Слишком интенсивный нагрев приводит к неравномерной деформации блока цилиндров, что чревато задирами в сопряжениях (по этой причине необкатанный автомобиль нужно прогревать на холостом ходу). К тому же поток встречного воздуха замедляет прогревание, особенно масла в картере двигателя. Увеличивать нагрузку на двигатель можно только после того, как указатель температуры охлаждающей жидкости «перевалит» за 40° или выйдет за пределы белого сектора (на «жигулях»). Для ускорения прогрева лучше закрыть кран отопителя и жалюзи (если они есть). О термостате. Сейчас, уже редко встретишь «корифея», который называет термостат ненужной выдумкой. Это простое приспособление в пять—восемь раз ускоряет прогрев двигателя и даже в мороз не дает температуре в системе охлаждения опускаться ниже 75 — 80°С. А большой температуры, если только она не превышает 100°, бояться не следует: износ двигателя при этом практически не усиливается. Ремонтировать или нет? Учеными-автомобилистами были проанализированы обширные данные об эксплуатации «москвичей—408» и «412». В результате выяснилось следующее. Автомобили, проходящие техническое обслуживание на СТО или на специально оборудованных участках автохозяйств, имеют пробег до капитального ремонта в 1,5—2 раза больший, чем обслуживаемые кустарно. Больше половины «москвичей», эксплуатируемых в автохозяйствах, до списания не подвергались капитальному ремонту. Четвертая часть проходила два-три и даже четыре ремонта. Однако оптимальным следует считать один ремонт. Если он проведен высококачественно, то стоимость запасных частей, ушедших на ремонт, вдвое меньше, чем при многократном «латании», не говоря уж о затратах времени и других потерях. А стоит ли проводить профилактический ремонт, рекомендуемый некоторыми учебниками по автоделу? Нужно ли через 30—50 тысяч километров пробега притирать клапаны и заменять поршневые кольца? Ответ однозначный: нет. Исследования показали, что разборка двигателя увеличивает скорость изнашивания базовых деталей — цилиндров и шеек коленчатого вала на 30—40%.Кареты и дилижансы отжили, ни разу не отразившись в зеркалах попутчиков. Первые двадцать лет автомобили тоже обходились без этого атрибута. Хотя правильнее сказать, что не кареты и автомобили, а извозчики и «шофферы» не нуждались в приспособлениях, чтобы взглянуть назад. Неспеша повернуть голову, возвышаясь над своим экипажем, — несложное дело, а больших событий за то время, пока не смотришь на дорогу, произойти не могло — скорости не те. Век моторов и преследующий его дефицит времени заставил сидящих за рулем смотреть назад, не поворачивая головы. Начало этому было положено в 1911 году на треке в Индианаполисе, когда Рэй Харроун поставил на своей гоночной машине первое в автомобильной практике зеркало заднего вида. Многое с тех пор изменилось в движении на улицах городов.В 1975 году специалисты ФИАТа установили. что при движении по городу в часы пик со скоростью 20 км/ч водитель легкового автомобиля потребляет на 61% больше воздуха, на 20,5% увеличивает частоту дыхания и затрачивает на 60% больше энергии по сравнению с состоянием покоя в машине. В то же время езда по автомагистрали даже со скоростью 95 км/ч требует на порядок меньших затрат энергии. Вот еще один фрагмент из научных исследований, теперь уже десятилетней давности: «Наблюдение за перемещением глаз у водителя, проезжающего по городской улице с конторами и магазинами, показало, что глаза водителя делают примерно 140 горизонтальных перемещений в минуту, причем 85% из них имеют величину не более 20°». Предприимчивые изобретатели патентуют системы радарного и телевизионного наблюдения за развитием дорожных ситуаций за спиной и по сторонам от водителя, предлагают разнообразные конструкции перископов с углом обзора более 180° и системой экранов на уровне панели приборов в автомобиле. Но это завтрашний день техники, который трудно уместить в конкретные рамки техни-Рис. 1. Зоны видимости из автомобиля через зеркала заднего вида: 1 — линия глаз водителя; 2 — левое наружное зеркало; 3 — внутреннее зеркало; 4 — правое наружное зеркало; 5 — зона видимой поверхности дороги в правом зеркале; 6 — зона видимой поверхности дороги в левом зеркале.18