nПРОКОППОДАРОК ИЗ АМЕРИКИ«Старик, в Америке плохого не де ­ лают. Раз обещали экономию — обязательно будет. Ведь там, если уличат, что рекламалжет , — засудят. Так что ставь на машину исбережешь кучу денег » , — яростно убеждал меня коллега-журналист. О н привез из США два очень любопытных прибора , не похожих ни на один отечественный аналог, но позволяющих, по егозаверениям , экономить топливо. М ного топлива. О нещедолго взахлеб рассказывал о чудесах, п роизошедшихсего «Жигулями» после вживления прибора в систему питания. Этой историей я поделился с коллегами по журналу — одни пожимали плечам и , д ругиевсомнении качали головой, а третьи, более опытные, р екомендовали проверить на дороге . Благо есть профес ­ сиональный расходомер топлива, да име ­ тодика уже выработана. Так и поступили. Начали с изучения инструкции. В ней приведены оценки прессы — ссылка на журналамериканского общества потреби ­ телей « К онсьюмерс дайджест»: «По результатам испытаний на микроавтобусе средние показатели расхода топлива изменились с 6,4 мили на галлоне на 10,2 мили на галлоне» (это экономия на 59 % ) . Еще одна цитата — из автомобильногожурнала «Кар крафт»: «В области экономии топлива полно фокусов и пустышек. Простые в установке изделия, оправдывающие свою рекламу, буквально наперечет. Регулятор Кейгла — одно из них». М ы не имеемвозможности проверить достоверность этих строк, но далее вин ­ с трукции написано: «Обычная езда — экономия топлива от 15 до 25 % в зависимости от размера автомобиля, груза, дороги, стиля езды и т. д.». А еще на пяти страницах прямо-таки фантастический рассказ. К онечно , будь изделие отечественного производства, после фразы «это эконо ­ м ия на 40 — 6 0 %», дальше не читали бы — цифра сама говорит о «серьезности» п ри ­ б ора , но здесь любопытство восторже ­ ствовало. Итак, перед нами великолепно изго ­ товленный автоматический регулятор пот окажидкости , в данном случае топлива. З еркально хромированный корпус , сверк ающиехомутыикрепеж вызывают уваж ениек настоящему американскому качеству, да и цветной металл дорог : рука не поднимется сразу выбросить изделие в ящик сметаллоломом . А 60 долларов за штуку — это вам не фунт изюма . Принцип работы регулятора заключа ­ ется в дросселировании топлива на участке бензонасос — к арбюраторв зависимости от разрежения во впускномколлекто ­ ре. Д опустим , что это действительно име ­ ет место и все происходит именно так, как уверяет инструкция. То есть при макс имальномразрежении во впускномкол ­ л екторе (дроссельные заслонки закрыты) р егулятор снижает давление бензина на входе вкарбюраторв пять раз, а при минимальномразрежении (полный газ) н икакого сопротивления потоку не оказы ­ вает. Таким образом , по замыслу изгото ­ вителей, при малых нагрузках уровень топлива в поплавковой камерепонижа ­ ется на 6мм против нормы , что позволяет приготовить более бедную смесь. А далее следует такая фраза: «Обедненная смесь улучшает ходовые качества и управляемость особенно во время гонок» (?!). Ничего себе открытие ! Читаем дальше. «Давление, развиваемое бензонасосом, совершенно не нужно при холостом ходе или движении с постоянной скоростью. Избыточное давление ухудшает карбюрацию и способствует дорогостоящему «пожиранию» бензина. К роме того, «заливанию» карбюратора, появлению черного дыма, высокому расходу топлива, «забрасыванию» свечей, вымыванию масла со стенок цилиндров и т. д.». А практика показывает, что все эти неприятности исчезают, если заменить ды ­ рявый поплавок, забитый пылью воздуш ­ ный фильтр или изношенный игольчатый клапан. Затем инструкция утверждает : «Для оптимальной работы во всем диапазоне карбюратору необходимо низкое давление топлива при холостых оборотах и более высокое при мощностных режимах. К сожалению, конструкция бензонасоса дает прямо противоположный результат: высокое давление на холостом ходу и при движении с постоянной скоростью, более низкое — при полностью открытой дроссельной заслонке. Диафрагменный бензонасос устроен так, что развиваемое им давление определяется усилием его пружины, а не оборотами двигателя; производительности же достаточно, чтобы* поливать небольшой огород». Не будем вникать в то, насколько обоснованны параметры, з аметим лишь, что и здесь реклама регулятора лукавит. Д ифирамбы регулятору, выдержанные в лучших традициях рекламного искусства, столь обильно вкраплены в текст инструкции , что их перечисление икоро ­ т енький анализ могут занять несколько страниц журнала. Смысл сводится кодно ­ м у : р егулятор Кейгла — средство от всех болезнейи важная веха на пути создания вечного двигателя. А по эффективности «не уступает, а то и превосходит»... У ж так устроен человек, что вера в чуд ов нем неистребима. Д абы убедиться, так это или нет, н еобходимо опробовать вещь в деле. Испытания проводились на автомобиле ВАЗ-21061 по кольцевомумаршруту . Результаты сведены в таблицу. О тклонение , как видно, не достигает и1 %, что вполне соответствует погреш ­ ности измерения . А плодотворна ли сама идея? П редположим , что регуляторв системе питания действительно снижает уровень топлива в поплавковой камере при малых нагрузках и плавно повышает его по мереоткрытия дросселя. Без нагрузкикарбюратор готовит обогащенную смесь ( к оэффициент избытка воздуха 0,8), но ее настолько мало, что обеднение , во-первых, не дает какой-нибудь ощутимойэко ­ н омии , а во-вторых, будет ли она поджи ­ гаться искрой . С ростомнагрузкииоборо -Расход топлива. смЗ Пробег, м без регулятора время старта с регулятором время старта5700 11400 22800436 887 17765.45 11.20 22.30431 890 17805.40 11.10 22.25тов включается в работу главная дозирую ­ щая система, и зменяющая этот коэффи ­ циент в пределах 0,8—1,2; при полной мощности он равен 1,2. Но к этому мо ­ м ентурегуляторуженикакого влияния на уровень топлива (как написано в инструкции) не оказывает. К рометого , при пере ­ х оде со средних нагрузок на полную , то есть при резком нажатии на газ, уровень топлива в поплавковой камеремгновенно не поднимется : сечение игольчатого клапана карбюратораслишком мало и для повышения уровня потребуется 2—5 сек унд . В течение этого промежутка неизб ежен «провал» из-за переобеднения смеси . Его, к онечно , м ожно убрать, увеличив подачу ускорительного насоса. Но не проще ли оставить все как есть, убрав лишь регулятор? Этот пример показывает, что ивАме ­ р ике , и у нас делают для автомобилистов всякие приспособления, вроде магнитных прокладок , «джет-соников», т урбиноки т. п., к оторые , как выясняется, не прино ­ сят пользы. Поэтому, автомобилист, будь бдителен! А. СИДОРОВЭмали«Гепард-1000»для ремонта автомобилейТехнология и компоненты компании "Дюпон" США Бельгийское отд. Преимущества эмалей "Гепард-1000"; — сушка при температуре не ниже 20 градусов; — быстрое высыхание (45 минут от пыли); — любой цвет, соответствующий международной картотеке RAL; — превосходный блеск и отсутствие шагрени; — комплектная поставка с разбавителем Г-17. Эмали "Гепард-1000" по большинству показателей, особенно по скорости высыхания и твердости, превосходят широко известные в нашей стране финские эмали "Тиккурила", "Салолин".АО "Гепард"Генеральный директор Колосов Владимир Георгиевич.Адрес: 105187, Москва, ул. Вольная, 35. Тел. 365-38-96.ЗА РУЛЕМ 2/94 47