МЫ НЕ ТАК БОГАТЫ......чтобы покупать дешевые вещи — этот афоризм знаком каждому. Впрочем, для автомобилистов ничего дешевого не осталось. А потому многие владельцы «жигулей», «москвичей», «таврий» и «волг» действуют в духе приведенного выше принципа — в случае крайней необходимости приобретают продукцию известных зарубежных фирм. Пусть дорогую, но надежную. Остальные пока прицениваются: выясняют, какие импортные детали стоит покупать для отечественной машины, а какие нет; оправдываются ли расходы. Своим опытом делится редактор отдела испытаний В. КРЮЧКОВ.За пять лет эксплуатации собственной «Таврии» я не раз тратил на зарубежные товары для машины стипендию студента, п озже — зарплату инженера , а потомигонорары журналиста. Первой победойвмоейборьбес неисправностями стала безотказная работа карбюратора «Солекс». В начале эксплуатации автомобиля каждые два-три месяца тщательно чистил от грязи поплавковуюкамеруи почти еженедельно продувал топливный жиклер холостого хода. Грешил на штатный фильтр тонкой очистки бензи ­ н а — н еоднократно заменял его другими , п одобными , а при заправке бака из канистр пользовался воронкой обязательно ссеточкой . Тщетные усилия — «Солекс» засорялся в самый неподходящиймомент . К огдаспидометр отсчитал 26 тысяч, купил итальянский фильтр за 1,25 марки . Это был жест отчаяния, но замена «копеечной» детали на фирменнуюнеожиданнооказа ­ лась эффективной.Сегодня нетрудно найти на прилавках новые щетки стеклоочистителя почти для всех отечественных автомобилей. Если повезет, п ромышленного производства, в крайнем случае кооперативные. А вот для «сорок первых» «москвичей» и «таврий» это нехитрое устройство — дефицит. Н ужда заставила посетить валютный магаз ин запчастей, где за пару щеток фирмы «Хелла» выложил 14 марок . Д орого , о д ­ н ако на безопасности не стоит экономить . Д ля «Таврии» подходят зарубежные щетки длиной 500—510 мм (20 дюймов ) . Правда, в каждой упаковке их две : сразу получаете ирабочуюи запасную. К нимприло ­ ж ен пакетик с пластмассовыми переход ­ н иками нескольких типов, к оторыепозво ­ л яют нацепить обновку на поводокстекло ­ очистителя любоймашины . О том , что хорошее масло продлевает жизнь двигателю идругим агрегатам, знаю т , наверное, все. Как только позволил кошелек , стал использовать «фирменные» масла исмазки , желая отодвинуть срокдорогостоящего капитального ремонта . К оробку передач заправил полусинтетичес ким французским маслом «Мотюль» (SAE 75W 90). К оробка служит исправно, но судить об износе деталей пока рано. В мотор залил сначала немецкую «минералку» 15W40, п отом , к огдапришловремяочередного ТО, синтетическое « М отюль » 15W50. Пробовал зимой пускать мотор, не выжимая сцепления,— получалось. Стартер вращал и двигатель, и шестерни коробки передач в застывшем масле. В двадцатиградусный мороз «синтетика» п одвижности не теряла: масло стекало по щупу и капало на землю . В похожих условиях «всесезонка» рязанс кого производства превращалась в гуталин — и по цвету, и по консистенции. Так получилось, что через десять тысяч километровпробега после заправки мотора « М отюлем » пришлось снять карт ер для ремонта и клапанную крышку для регулировкизазоров . Детали поразили чистотой: никаких отложений на стенках иднище картера, распределительном вал е , коромыслах, внутренних поверхно ­ стях головки цилиндров. Создалось впечатление, б удто двигатель до меня разо ­ брали и тщательно вымыли. Еще один штрих. Известно, что масло тем или иным путем попадает вкамеры сгорания. З аме ­ р ыточным газоанализатором показали, что умотора , заправленного «синтетик ой » , выхлоп чище ( к арбюратор , разумеется, специально не регулировали). Несколько слов о масляных фильтрах. С ними мне вечно не везло. Д важды попадались такие, в которых пружинапере ­ п ускного клапана отрывала от основания одну из лапок опорного «стаканчика» по точечной сварке. При такой неисправности клапан перекошени открыт, масло возвращается в магистраль неочищенным . К онструкции со сменнымифильтрующими элементами тоже не выручили: после первойжеразборки начинали течь, нес мотря на попытки уплотнить соединения герметиком . Терять драгоценное масло быложалко , поэтому приобрел на пробуамериканский фильтр «Чемпион» п одхо ­ д ящегоразмера . О н отработал на машине положенные пятнадцать тысяч. П отом из любопытства аккуратноего разрезал. Что можно сказать? О тменное качество! Немало хлопот автомобилисту способ ­ ны доставить «жигулевские» уплотнительные манжетыстержней клапанов — маслосъемные колпачки . Когда пришло время их заменить, решительно отказался от попыток купить наши: качество коопера ­тивных изделий оставляет желать лучшег о . Вдобавок некоторыепредприимчивые «умельцы» научились имитировать заводс куюмаркировку . Вероятность потратиться на кустарнуюподелку велика, поэ томудолгои безуспешно искал фирмен ­ ные «фиатовские», к оторые , по слухам, с лужатдо капитального ремонта двигателя. Но зато испытал препарат бельгий ­ с кой «Винн ойл компани » . По замыслу разработчиков , эта добавка кмоторному маслу восстанавливает эластичность затвердевшей резины . Правда, она эффективна тольковтом случае, если рабочая кромка сальника не порвана и не стерта. П охожую добавку выпускает известная нем ецкая фирма «Ликви Моли » . Хотите верьте, хотите нет: «Таврия» стала расходовать меньше масла — без разборки двигателя и замены манжет . А вот знаменитые свечи « B OLU - W 7DC » , установленные на двадцать девятой тысяче пробега , разочаровали. И хотя они исправно прослужили два года, для очереднойзаменыприобрел наши А-17ДВ. Ч ем не угодили импортные? Д орого заплатив за « ф ирменное » изделие, о жидаешь больш его — у вы ! Биметаллический центральный электрод выгорает так же быстро, как у отечественных. А формабокового не позволяет правильно отрегулировать искровой зазор. Немецкая фирма гарантирует стопроцентное качество изделий при пробеге не больше 15—20 тысяч кило ­ м етров . Поэтому за границей свечи не «дож ивают » д орегулировки зазора — механ ики просто заменяют их при очередномтехническом обслуживании. М ыже — о дни по неведению, д ругие из вечного желания сэкономить — привыкли эксплуатировать свечи гораздо дольше, пока не выйдут из строя. Так что винить «Бош», п ожалуй , не в чем. Наверное, к аждому владельцу маши ­ ны приходилось латать бракованные кам еры . М оя «Таврия» не исключение — сейчас уже не осталось ни одной «родной», смонтированной на заводе. Все они время от времени выпускали воздух без каких-либо внешних воздействий икон ­ тактов с острыми предметами . Причина — лопались швы. Наконец, в прошломгоду купил на рынке две чехословацкие камеры «Барум» по 1900 рублей за штуку. Единственное, о чем теперь жалею , что не занял денег и не купил сразу пять. Резина хорошая, з олотникидержат давление, а колпачки вентиля даже снабжены труб очкой , з ащищающейруку от царапин. К оротко перечислю, что еще, на взгляд специалистов и опытных автомобилистов, ц елесообразно применять на отечественных машинах. Универсальную литиевую консистентнуюсмазку , п ригодную как для подшипников ступиц, так и для шарниров равных угловых скоростей , — ф ирм « М о ­ тюль», «Шелл», «Кастроль», «Мобил», «Вальволайн». Синтетическую тормознуюжидкость ; присадки к бензину компании «Винн», «Ликви Моли», СТП — для очистки клапанов, к амеры сгорания, к арбюратора ; червячные хомуты для шлангов системы охлаждения ; препараты типа нашей «Унисм ы » или зарубежного WD-40; х орошуюкраску для кузова. Под капотом «Таврии» и «Оки», где установлен дефицитный необслуживаемый аккумулятор 6СТ-44А, м ожно разместить батареи «Бош», «Варта», « Ф иамм » е мкостью 36—45 А-ч. Не исключено , что вскоре станут оправданными икрупныепокупки — стартер, генератор, сцепление; ведь скаждымме ­ с яцем цены отечественных запасных частей все больше приближаютсякмировым .ЗА РУЛЕМ 2/94 45