12
13
14
ПОКУПАЕТЕ — «ГЕБРАУХТВАГЕН»?Перевод этого слова — подержанный автомобиль — знают, без сомнения, тысячи наших сограждан, купивших такую машину в Германии. Здешний рынок огромен: торговцы разного калибра предлагают одновременно около миллиона неновых автомобилей — не считая тех, что продают из рук в руки сами владельцы. Но где и как выгоднее купить подержанную машину! Основываясь на своем опыте, рекомендации дает наш корреспондент в Берлине М. ГОРБАЧЕВ.за бесценок на свалке, чтобы заменить перед продажей вышедшие из строя агрегаты. Такие уловки вполне объяснимы: ведь торговецдолжен на чем-то зарабатывать. Одна только аренда площадки ежемесячно влетает вкругленькуюсумму . Итак, первый итог: не слишком надежные машины, завышенные цены... М ожет , попытать счастья водной из фирм , т ор ­ г ующих новыми машинами? Здесь всегда есть выбориподержанных автомобилей. Покупая новый, не каждый хочет тратить время на то, чтобы избавиться от старого, предпочитая сразу сдать его, покрыв так имобразом часть стоимости нового. ( П одобнымобразоммыс вами в былое время расставались с отслужившим свое телевизором.) Бывает, при замене машины владелец по какой-то причине отдает предпочтение не той марке , с которой имел дело до сих пор . Так что в магазинах, т оргующих новыми автомобилями (они обычно специализируются на моде ­ лях одной-двух фирм ) , вы найдете подер ­ ж анные машины разных марок . Этот товар добротнее , ч емуторгов ­ цев на площадках: вам покажут сервисную книжкус печатями через положенный пробег , не придется сомневаться в показаниях счетчика километража , больше того, расскажут о прежних владельцах приглянувшейся машины, предложат проб ­ н уюпоездку ( к онечно , предварительно взглянув на ваше удостоверение). А цены здесь не так уж высоки: для продавцов новых машин подержанные — бизнес побочный, к тому же не приносящий серьезной прибыли. Возятся с ними скорее по необходимости : ведь сдавший старую машину купит новую — вот откуда доход. М инус этого способа втом , что «старые» машины здесь довольно новые иСпособов купить «гебраухтваген» немало. П режде всего, в любомнемецкомгороде , б ольшомималом , множество стоянок, на которых продаются машины. Такие площадки нередкокрасочноофор ­ млены, на ветровых стеклах — б роские таблички, зазывающие покупателей, а сами машины сверкают полированными кузовами . Не обольщайтесь: многие из них стали такими в результате тщательной предпродажнойподготовки , скрывшей все дефектыи изъяны. Помнить об этом необходимо , поскольку проще всего купить «гебраухтваген» именно здесь: товар перед вами, умение объясняться по-немецки необязательно — выб ирай ! Улыбчивый хозяин готов скинуть с цены любой машины, к которой вы проявите интерес. И здесь легко попасться на удочкус первой поклевки.Ведь кроме наружных (пусть и заретушированных) дефектов, есть и внутренние — и уж будьте уверены, торговец сделает все, чтобы вы до них не докопа ­ лись. Бывает, он под разными предлогами отговаривает от пробнойпоездки или даженепреклонно заявляет: мол, п ро ­ бовать на ходу необязательно, он-де гарантирует исправность всех узлов и агрегатов. Скорее всего, такое говорит об обратном. Большая часть продающихся на площадках машин отремонтирована наскоро, иногда после серьезной аварии. На некоторых могут оказаться, например, двигатель или коробка передач, купленныеАвтомобильный рынок в Берлине пристойно, однако нравы здесь напоминают российские.выглядит нередкооттого не очень дешевые. Поэтому рекомендовать данный вариант могу лишь тем, кто располагает достаточно большой суммой денег (хотя, конечно, в озможны исключения). Во всяком случае, игра стоит свеч. Если в вашем распоряжении два-три десятка тысяч марок (или долларов) — наведайтесь туда, где торгуют так называемыми годовалыми автомобилями (Jahreswagen). П роисхождение их разное: одни использовались на фирме-изготови-РЫНОК' 2 ЗА РУЛЕМ 2/94 РЫНОКтеле как служебные , д ругие принадлеж алиработникам заводов этой фирмы , третьи предоставляли для пробнойпоезд ­ ки желающимознакомитьсяс новой моделью . Такие машины , по сути, ничем не хуже новых: п робегу них не больше 10 000 км , зато цена — процентов на 30 ниж е ! О ченьвыгодно , не правда ли? Э коном ­ ные, б ережливыенемцы любят покупать «яресвагены»: д аже престижная машина последней , совсем недавно появившейся моделиобойдется по здешниммеркам дешево. Но спустимся с небес на землю . Где все-таки лучше приобретать машину, если требуется уложиться , с кажем , в 5000 немецких марок? Сделать это можнои на автомобильномрынке . В каждомкрупномгороде есть такой рынок , а то и два. Заплатив три марки за вход, вы попадете на площадку, где предложение явно превышает спрос. Не старайтесь узнать у продавца подробностио « п рош ­ л ом » п риглянувшегося «Опеля» или « Ф ор ­ да» — здесь хозяйничают перекупщики . Они выгодно сторговали машины у владельцев, накинули сообразно цене покупкии теперь ждут удачи. Кстати, п родажа автомобилей частным образомпротиворечитзаконам ФРГ, если прода ­ вец сбывает за год больше трех штук. Но есть много способов обойти законы , у мело применяя которые перекупщики выходят сухими из воды. П редвижувопрос : а не попытаться ли самому купить автомобиль прямоу владельца — из первых рук , без посредниВ газете с объявлениями опродаже ( н апример , известной « Z weite Hand» — «Вторые руки » ) вы найдете множествопредложений на любой вкус, п ричем большая часть машин — из первых рук . Практика ктомуже показывает, что при сделке удается довольно существенно сбить цену. Теперь онекоторых технических июридических тонкостях оформленияпо ­ купки. Документ на право владения автомобилем — это «Kraftfahrzeugbrief» (по-нашему, техпаспорт). С ним все предельно просто : у кого он в руках — тот и владелец. П отому так же просто оформляетсясделка : вы передаете владельцу деньги , он вам — «крафтфарцойгбриф» и ключи от машины — все, теперь она ваша. И мея на руках этот «техпаспорт», вы можете получить транзитные номера . Д оговоркупли - п родажи (Kaufvertrag) — формальность, необходимая в Германии лишь на случай, если возникнут претензииуодной из сторон . ( О днакополицейские специальной машинойотбук ­ с ируют «нарушителя», а вам придется оплатить эту «услугу», как, разумеется, и последующую стоянку машины под охраной полиции . Если же вы рискнули выехать на такой машине и попались полиции, на снисхождение не надейтесь: штраф выразится как минимум трехзначной суммой . Но если купленный вами автомобиль стоит на учете, п ервымделом проверьте, не просрочен ли техосмотр . На заднемномере есть наклейка: внутри цветного кружочка указаны годи месяц, до кото ­ рых действительно заключение об исправности. Если техосмотрпросрочен , полиция не выдаст перегонные (транзитные) номера на купленную вами машину. Кстати, здесь может крыться одна из причин того , п очему владелец готов задешево проститься со своимлюбимцем : пройти техосмотр непросто и вдобавок дорого . Эту машину удастся вывезти тольк о на автовозе или на специальном при ­ цепе клегковой машине. На переднемномеретакже есть зеленая наклейка, но дата на ней касается контролясодержанияСОв отработавших газах. Имейте в виду: пытаться уехать, не поставив машину на временный учет и не получив транзитных номеров, дело рискованное . М ожете попасть вруки полиции, а ещехуже — в ДТП, от которо ­ го, увы, н икто не застрахован. Хочу предупредить : д аже незначительные, на первый взгляд, п овреждения чреваты серьезной расплатой — и впереносном , и, главное, в прямом смысле слова. Если же на машине, попавшей в ДТП, п ерегонныйномер — все расходы возьмет на себя страховая компания . Но учтите, если, совершив по своей вине ДТП, вы оказались его единственным участник ом , н икакой страховки не получите, п оскольку при выдаче перегонных номе ­ ров вас страхуют только от ответственности передтретьими лицами. Как сориентироваться в ценах? Д вефирмы — «Eurotax» (ее справочники выпускались вМоскве при участии Издательства «За рулем») и ДАТ («Deutsche Automobil Treuhand») е жемесячно издают прей ­ скуранты подержанных машин. Последний служит руководством владельцам фирм , т оргующих «гебраухтваген». К роме того, цены сразнойпериодичностью публик уют популярные автомобильные журна ­ лы, м ногие газеты. Если такого пособия подруками не оказалось, ориентируйтесь на следующие данные. За первый год, как уже упоминалось, автомобиль теряет около 30 % первоначальной стоимости, далее — по 6—7 % в год. Стало быть, пятилетняя машина не должна стоить до ­ роже, чем полцены новой. К онечно , с поправкой на пробег , а также небольшой наценкой на дополнительное обору ­ дование. Несколько медленнее теряют стоимость универсалы и машины с дизелями. Кстати, о дополнительномоборудова ­ нии. Не стоит судить о выгодности пок упки по наличию у машины электропривода стеклоподъемников или люкавкрыше , т ожесмоторчиком : вы будете получать удовольствие, покуда все это работает — зато доставит немало непри ­ ятностей, к огда выйдет из строя ( м аши ­ на-то, в спомним , не новая!). Но покупкаподержанного автомобиЗА РУЛЕМ 2/94 13Der i {alter dieses KraiOlbrxeog»KemriAoii('hh jwird idcrmii anigeiordert, «el» ordnanggwidrig abgesieHies Fahraag дтеЫЬдДеЬ тош Straberiamd/CwiiiflttiriV ж eaiiernea! ш Bag СеИЬаДс wird ЫсгшИ аижеДстЫ! B d ЗДеНЬсагЫттг, dieser AeBorderrag wird das Kb anl seine Keetea той «far VerwaHimssbebSrde beeettigf,ШАХBIAXBMW NIEDERLASКрасная наклейка на ветровом стекле предупреждает: автомобиль снят с учета, не застрахован и не имеет права стоять на улице. на родинетаможня потребует у вас этот документв переводе на русский, п оэтомунепременнооформите его при покупке — ред.) Имейте в виду вот что. Если вы купили машину, снятую с учета, на ее номерных знаках (спереди и сзади) нет серебристой наклейки сгербоми названием города , где она была на учете. В таком случае ситуация для вас сильно усложнится. Ведь автомобиль, снятый с учета, не тольк о нельзя эксплуатировать — нельзя даже поставить на улице на стоянку : на следую ­ щий день вы увидите на ветровом стекле красный кружочек . Это первое предуп реждение . В прочем , в торого не будет,На переднем номере внутри шестиугольника — дата следующей проверки «на СО» (ее проводят ежегодно, машинам с нейтрализатором — раз в два года). На заднем номере: зеленая наклейка — с датой следующего техосмотра; в серебристом кружочке с гербом (внизу) указан город, где машина зарегистрирована в полиции. ков? М огу подтвердить, этот способ наиболее выгоден . Но воспользоваться им удастся, выполнив несколько условий. Во-первых, вы (или ваш спутник) д олжны знать язык: ведь придется читать объявления в местных газетах и созваниваться с владельцем. Во-вторых, уметь ориенти ­ роваться по карте внезнакомомгороде . А если вы ктомуже будете передвигаться своим, а не муниципальным трансп ортом — успех почти гарантирован. 4 За рулем № 2 ля — всегда компромиссмежду желаем ымидоступным . Поэтому, сделав выбор , зафиксируйте отмеченные дефекты, наметьте пути их устранения, постарайтесь сразу приобрести необходимые запчасти, п редусмотрев на это некуюсумму . Кстати, рассчитывая деньги, п ри ­ киньте и расходы на непредвиденные обстоятельства — н апример , на поломкув пути. Замечу, ч то машины среднего класса смощными шести- и даже восьмицилиндр овыми двигателями нередко стоят де ­ шевле, ч ем малолитражки. За ржавый десятилетний «Фольксваген-Гольф», выработавший свой ресурс, п орой просят столько же , с колько за красавец « М ер ­ седес». О днако классный «Мерседес», пусть ондаже на пару лет старше «Гольфа», в умелых руках прослужит еще столько же . Ведь междурабочим объем ом двигателя, его мощностью , размерами кузова иресурсом связь довольно очевидная: чем машина мощнееи вместительнее, т ем долговечнее. 200 000 километров — далеко не предел для автомобиля среднего класса. А вот малолитражки спробегом , превысившим сотню тысяч, покупать не стоит. О собеннопереднепри ­ водные, у которыхк этому времени исчерпан или близокк исчерпанию ресурс шарниров и приводных валов: к аждый вал сшарнирами стоит 500—600 марок . Д аи 50—70-сильные моторы не рассчитаны на сверхмарафонские пробеги . Покупая в Германии импортный ( н енемецкий ) автомобиль, м ожете выгадать на его цене, но обнаружите , что просчитались, к огда придется покупать запчасти. О ниокажутсядороже , ч ем вы рассчитывали, вдобавок не всегда найдете нужную деталь. Но, несмотря на дороговизну запчастей, выгодная покупкав Германии — «Волво». Видимо, в силу авторитета немецких марок , «швед» не пользуется здесь высоким спросом , что особенно сказывается на ценах подержанных ма ­ шин: вполне «пристойную» м ожно взять почти за бесценок в сравнении снемец ­ кой тогоже класса. П одчеркну , речь о шведском «Волво» моделей -240, -740, -760 и более новых. Машины малого класса («Волво-340», -343, -345, -360), изготовленные на бывшем заводе ДАФв Голландии, не могут похвастать такой же долговечностью. И все-таки, если вы решили купить автомобиль в Германии, советую остановить выбор на одном из многочисленных «мерседесов». Уверен, вам удастся подобрать подходящую машину, в том числе отвечающую толщине вашего ко ­ шелька. Поверьте — это объективное мне ­ ние. Хотя, к онечно , р азнообразие предлагаемых здесь мароки моделей не поддается учету, и каждый вправе делать свой выбор . Надеюсь только, что приведенные выше советы окажутся при этом полезными. Сегодня они касались восновном двух вопросов : г де купить подержаннуюма ­ шину икак правильно оформитьпокуп ­ ку. П ри случае мыпоговоримподроб ­ нее о технической стороне дела: к аки ­ ми критериямии правилами следует ру ­ ководствоваться при выборе автомобиля. Фото автораГОРЛОМ - 3 4 РУЛЕМ"ПРЕДЛАГАЕТ со склада в Москве широкий ассортимент автомобильных принадлежностей из США:— наборы разнообразных инструментов, автокомпрессоры, автосигнализации "AUDIOVOX" и "WOLO", надежные противоугонные устройства "руль-педаль", на боры держателей груза, суперпрочные пластиковые хомуты; — галогенные лампы заднего хода, сигналы заднего хода, массажные чехлы для сидений, чехлы на руль, ножные насосы, автокофеварки и автоэлектробритвы; — дефростеры и вентиляторы обогрева заднего стекла. * Мини-эстакады — легкие и удобные, необходимы, если Вы обслуживаете автомобиль сами. * Пластиковые тенты широкого назначения защитят Вашу машину, моторную лодку и прочее имущество от солнца, снега и нежелательного внимания посторонних. * Красочные автоэстампы украсят Ваш офис. Мы ждем Вас по адресу: 107082, Москва, Бакунинская ул., 72. Тел. 261-01-08ТОЛЬКО В ТОРГОВОМ ДОМШ "ЗА РУЛЕМ» ВСЕГДА В ПРОДАЖЕ:— импортные аккумуляторы по доступным ценам; — автомобильные краски всех цветов и оттенков ведущих европейских и американских фирм; — свечи зажигания Bosch (Германия); — моторные масла, охлаждающие жидкости и электролит; — добавки к маслам; — выключатель "массы" для всех типов автомобиля; — герметик и подкачивающее устройство для шин; — очистители карбюратора, топливной системы, двигателя; — освежители салона автомобиля, автошампунь, бесцветный полироль и многое другое, что пригодится Вам в дороге и при ремонте.ТОРГОВЫЙ ДОМ "ЗА РУЯВМ ПРИНИМАЕТ ЗАКАЗЫ НА:— устройство централизованной блокировки дверных замков на ВАЗ; — автозапчасти для автомобилей УАЗ; — бытовые электросварочные портативные аппараты СП-1 и СП-3; — приборы для ускоренного заряда аккумуляторных батарей; — установки для монтажа и демонтажа шин легковых автомобилей; — газоанализаторы ГИАМ-23; — подъемники четырехстоечные электромеханические; — станки балансировочные ВЗОО; — дыроколы, ключи торцевые и шарнирные, "рассухариватели" и динамометры; — универсальные лестницы-стремянки.Фирма "СПМ" предлагает:— металлические тенты; — комплексную отделку офисов, салонов; — металло зеркальные потолки, светильники; — бронированные двери; — НОВИНКА! Раздвижные решетки любых конфигураций и размеров.ТАЛИ (ПОДЪЕМНИКИ)реализуем оптом ив розницу — тали ручные 0,5 т, 1 т, 2 т,3,2 т, 5 т;— тали электрические 0,5 т,1 т, 3,2 т, 5 т, 6,3 т;— лебедки ручные 0,5 т, 1,5 т (трос 15 м, 45 м) для гаражей, мастерских, складов, ремонтных и строительных работ; — дома (контейнерного типа, зимний вариант) для садово-дачных участков, под бытовки, склады и пр. АО ТАРУДА - М " Тел.: (095) 431-4525, 151-7837, 159-4282 Факс (095) 151-5586.У изготовителя всегда низкие цены! Тел. (095) 962-17-22, 962-17-25.14 ЗА РУЛЕМ 2/У4