41
42
л ями , например, вместо сухарей — шарик и . Д ругой тип синхронизаторов создали конструкторы французской фирмы «Пеж о » . В них латунные блокирующие кольца жестко скреплены стальными пальцами, а поверхности трения расположены с внешней стороны колец. Система блоки ­ руется спомощью фасок на пальцах имуфте . Такие сихронизаторы работают при больших нагрузках: поверхности трения иблокирующие фаски меньше подв ержены износу, поэтому они используются на грузовых машинах: З ИЛ , М АЗ , К амАЗидр . Из отечественных легковых такие только на АЗЛК - 2 141 . Недостаток: требуется больше латуни для изготовления деталей. Встречаются и «промежуточные» варианты: например, поверхности трения с внешней стороны пальца, а зубья — с внутр енней . Такой можно увидеть, если разобрать коробку передач заднеприводных «жигулей» — сконструировано ФИАТом . Синхронизатор — один из узлов автомобиля, к оторый не требует регулировки в эксплуатации, поэтому многие полагают, что он вообще не нуждается в техничес ком обслуживании. Это не совсем так. Просто синхронизаторы обслуживают зао дно со всей коробкой передач и для безо тказной их работы нужно периодически, согласно инструкции, заменять трансмиссионное масло. Очень важно, чтобы оно было соответствующего сорта. Д ля большинства отечественных легковушек — это ТАД-17И ( м еждународное обозначение SAE 85W-90, API GL-5) или новые масла ТМ5-18, ТМ5-18ИХП ( с м . ЗР, 1993, № 2). Под ойдути импортные, и меющие те жемеждународные индексы. Исключение — ВАЗ-2108, -2109, -21099, силовой агрегат которых (включая короб ­ к у ) заправляют моторным маслом М5з/10Г|, М6з/12Г1 или другимис аналогичными свойствами (см. ЗР, 1993, № 1). При замене масла, как известно, надо пользоваться только чистой посудой и вор онкой . В коробку передач ни вкоем случае не должны попадать песок, с труж ­ ка и т. п. Поверхность трения блокирую ­ щ его кольца имеет спиральную нарезку для удаления смазки. Латунь — м ягкий материал. Если масло загрязнено или не того сорта, нарезка очень быстро сотрется, уменьшится сила трения. Синхронизат ор перестанет блокироваться, передачу можно будет включить только сударомискрежетом . Со временем выйдут из строя зубчатые венцы шестерен имуфты . По той же причине нельзя добавлять в трансмиссионное масло присадки, сниж ающие трение. Срок службы синхронизаторов уменьшается, если сцепление выключается не полностью («ведет»). В этом случае силе трения приходится совершить большую работу: н ужно еще преодолевать мо ­ мент, передающийся от двигателя через невыключенное сцепление. Результат — повышенный износ кольца, а со време ­ н ем — м уфтыи зубчатого венца шестерн и . Вдобавок водитель тратит больше сил на включение передачи, быстрее устает. Если передачи включаются струдом , слыш ен характерный скрежет , не спешите разбирать коробку передач и заменять синхронизаторы. Проверьте сначала сцепление! У некоторых машин ( « З апорожец » , «Москвич-412» и др.) м огут заедать тяги управления, что также затрудняет вклю ­ чение передач. Проверьте тяги! И последний совет. Д оказано : чем быстрее водитель включает передачи, тембольше усилий он затрачивает. О днако выигрыш времени при разгоне незначителен — десятые доли секунды при каж ­ д омпереключении . Поэтому, когда позволяют условия движения , включайте пере ­ дачу плавно, медленно. М еньше будете уставать.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬНа ваши вопросы отвечает инженер Э. К ОНОП . После пробега 15 тысяч километров заметно ухудшилась динамика разгона, а при резком нажатии на педаль газа тяга вдруг падает, как если бы в этот мигпотому и каналы карбюратора нужнопро ­ мыть растворителем. Часто подводит нашего брата шарико ­ вый клапан распылителя. Тут встречаются две неисправности. Ш арик заедает в зак рытом «нижнем» положении — тогда он сам препятствует хорошему , энергичному впрыску («лечение» болезни — то же , что ивпредыдущем случае). Но если шарик зависает в «верхнем», о ткрытом положении, происходит другая беда: т оп ­ ливо из канала клапана, каналов вкарбю ­ раторе, находящихся междушарикомсодной стороны иускорительным насосом сдругой , стекает в поплавковую камеру, а каналы заполняются воздухом . Что произойдет при резком прибавлении газа? Вы будете ощущать глубокий «провал» м ощности ( к акойуж тут разгон!), п ока топливо вновь не заполнит эти каналы. Для их промывки удобен обыкновенный медицинский шприц. К тому же он позволяет экономить растворитель: для восстановления работоспособности карбюратора обычно хватает 30—40 см — не то, что при известном методе «купания» карбюратора целикомв тазике с раствор ителем ! Кстати, такой метод часто дает противоположный результат: грязь растворяется и разносится повсюду, попадает и туда, куда иначе не «добралась» б ы . С вялым разгоном машины бывают связаны интересные явления, заставляющие вспомнить классическую школьную задачу про бассейн с двумя трубами : по одной вода в него втекает, а из другой вытекает. Чем не карбюратор? Заметьте: «вытекает» столько, сколько требуется мо ­ тору на выбранном вами режиме . Едете спокойно, с умеренной скоростью — расход меньше, ж мете педаль до пола — расход максимальный. А «втекает» столько, сколько может обеспечить системапрекратилась подача топлива. Что делать?Чаще всего эта неприятность возникает из-за неисправности ускорительного насоса. Когда при разгоне машины вы рез ­ к о открываете дроссель первичной каме ­ ры карбюратора, чтобы смесь не обедни лась избытком поступившего вкарбюра ­ тор воздуха, ускорительный насос должен впрыснуть вдиффузор строго определенн ую (найденную при доводкекарбюра ­ тора) дозу топлива ( с м . рис.). Неисправностей, из-за которых эта доза стала бы больше нормы , на практике не бывает, а вот ее уменьшение — случай довольно распространенный. Вам не стоит еще беспокоиться о состоянии диафрагмы насоса — машина-то почти новая. Регулировочный винт насоса вы, надеемся, не трогали, он завернут до упора, как иположено . На всякий случай невредно, конечно, в этом убедиться. Что же остается? С корее всего, засорилась магистраль между насосом и распылителем. Чаще всего из-за отложений грязи или смол заметно уменьшается «живое сечение» канала в распылителе, являющегося своеобразным жиклером , — вплоть до того, что при резком нажатии на педаль газа топливо не впрыски ­ вается. Но более коварен случай, когда впрыск — п орцию топлива — вы видите, а то, что она недостаточна, оценить не можете. Канал распылителя, выполненного из мягкого сплава, очищать надо осторож ­ но — лучше промыть его в ацетоне или подобных ему растворителях, не применяя проволоки , которая может «рассверлить» канал сверх допустимого . (Знатоки отме ­ чают, что увеличение диаметра канала с 0,4 ммдо 0,5 мм вполне допустимо, на расходе топлива это почти не сказывается, зато приемистость в ряде случаев заметно улучшается. Но делать отверстие больше 0,5 мм не стоит.) Случается, и после очистки распылителя разгон остается вялым. Тогда надо озаботиться чистотой остальных элементов и устройств системы. Например, если при работе диафрагмы почему-либо не сядет в седло шариковый клапан, запирающий полость насоса иотделяющий ее в этот миг от поплавковой камеры , часть бензина из-под диафрагмы пойдет не на впрыск в диффузор, а просто вернется в поплавковую камеру — по более легкому пути. Значит, разгон будет вялым. Виновницей этого тожеможет быть грязь, аНеисправности карбюратора часто связаны с ускорительным насосом: 1 — клапан распылителя; 2 — заглушка; 3 — распылитель; 4 — шарик клапана. подачи, включая сюда не только бензо ­ насос, но и фильтры, трубопроводы (с грязью и смолами в них) и т. п. Важно понять: если почему-либо подача бензина вкарбюратор меньше, чем расход из него, уровень бензина в поплавковой камере начнет падать, пока не оголятся главные топливные жиклеры . Приближение к этому моменту вы ощутите как «увядание» м отора — быстро падает мощность, затем машина начнет дергаться: м отор то глохнет, то снова «подхватывает». С частотой примерно одно в секунду возникают своего рода автоколебания: при каждом клевке машины колеблется уровень в поплавковой камере, м отор после очередно 3A РУЛЕМ 2/94 41 го провала отвечает на это аподхватом», еще больше раскачивая машину... Стоит убрать ногу с педали газа, чуть-чуть сбавить скорость (и стало быть, требуемый для нее расход!) — колебания прекратятся. Вывод ясен: бензин подается плохо, надо искать причину. Двигатель моего ВАЗ-2107 после пробега каких-то 50 тысяч километров понепонятной причине стал «потеть маслом». О но выдавливается через все стыки, сальники, из-под «трамблера». Отчего этопроисходит? Масло — обычное всесезонное, уровень — в норме... Очевидно, причиной стало повышение давления газов в картере сверх нормального. Это случается, если приток в картер газов, прорывающихся через детали поршневой группы, превышает отток их излишков в систему вентиляции. Приток зависит от состояния поршня, цилиндра, колец — другими словами, от компрессии. Отток — от состояния системы вентиляции. Иногда достаточно ей засориться (закоксоваться), чтобы вентиляция резко ухудшилась. Например, случается, что сильно обрастает нагаром проволочный пламегаситель, установленный в шланге вентиляции. Промойте его в ацетоне или растворителе (646, 647, 649 и др.), чтобы вентиляция восстановилась. Но нередко она ухудшается из-за скопления нагара в каналах карбюратора, в шлангах, в сапуне. Значит, эти «узкие места» нужно периодически очищать от отложений. При нормальной работе системы вентиляции и хорошей компрессии двигателя избыток картерных газов эффективно отсасывается в карбюратор и поэтому давление в картере не повышается ни на каких режимах, не происходит и «отпотевания» двигателя. Если же система вентиляции в порядке, а давление в картере явно выше нормы, это один из показателей того, что мотор пора ремонтиро' вать. О б этом же (на машинах с тахометром) может говорить разница между оборотами холостого хода со шлангом, присоединенным к воздухоочистителю и отсоединенным от него. Если во втором случае обороты повышаются более чем на 100 об/мин, это, по мнению многих опытных специалистов, указывает, что в картер прорывается слишком много газов, а значит, мотор изношен. При таком состоянии двигателя «умельцы» нередко выводят вентиляционный шланг прямо под машину, убивая и второго зайца — перестает замасливаться воздушный фильтр. Ведь с увеличением сопротивления фильтра карбюратор производит все более богатую смесь, из-за чего растут расход топлива и содержание окиси углерода в выхлопе, падает мощность. На моей новой машине покрышки на передних колесах изнашиваются как -то странно и уже стали похожи на циркул ярную пилу... Хорошо, что вы быстро заметили необычный износ: другие автолюбители к таким «тонкостям» равнодушны, а зря. Ведь подобная «пила» м ожет порой рассказать о многом. Не углубляясь в сложную теорию работы шины, посмотрим в корень. На про42 ЗА РУЛЕМ 2/94тектор передних колес действуют силы одного и того же направления (пробег автомобиля задним ходом ничтожно мал). В месте контакта с покрытием грунтозацепы (выступы) на шине отгибаются назад — тем сильней, чем больше эти силы. При свободном качении переднего колеса оно все-таки сопротивляется перемещению, тем более что прижато к дороге силой 300 — 3 50 кгс. Сопротивление качению в этом случае равно 4,5—5 кгс, а на высоких скоростях ( 1 00 — 1 20 км/ч) увеличивается в два и более раза. Но все же сила сопротивления гораздо больше, когда вы тормозите. Например, если на сухом асфальте довести колеса до блокирования («юза»), она достигает 200 — 2 50 кгс! Серьезная нагрузка — грунтозацепам не позавидуешь. На рис. 1, а показано, как грунтозацеп отгибается назад. Естественно, при этом сильно изнашивается передняя его часть, тогда как задняя, особенно у шин из высокоэластичного материала, может долго сохраняться в виде своеобразного хвостика. Вот вам и «пила» в окружном направлении (рис. 1,6). Почему «пилы» не бывает на задних колесах заднеприводных автомобилей? Ответ прост. Здесь грунтозацепы попеременно нагружаются силами разгона и торможения, противоположными по направлению, но почти равными по величине, определяемой в предельных случаях коэффициентом сцепления колеса с покрытием. Так как значительная часть работы торможения приходится на передние колеса, некоторая пилообразность износа — в направлении, обратном тому, что у передних,— может наблюдаться и на задних. Обычно она малозаметна. Если жеи здесь «пила» ярко выражена, пора проверять тормоза: скорее всего, задние колеса в торможении машины давно не участвуют. Заметим, что на переднеприводных автомобилях характер нагрузок шин противоположный; здесь не должно быть «пилы» на передних колесах, на задних же она вполне законна. Рассмотренный характер износа шин очень сильно зависит от их конструкции, материала, внутреннего давления и т. д. О н проявляется сильнее, когда протектор глубокий, грунтозацепы отделены друг от друга широкими канавками, что позволяет им легко отгибаться на большой угол. Если грунтозацепы протектора как бы собраны в сплошные зигзагообразные полосы окружного направления, эффект «пилы» слаб, малозаметен. Прочитав наш ответ, кое-кто вспомнит, что на его шинах пила образуется в поперечном направлении (рис. 2, а). Сразу скажем: это явление «противозаконное». Чем оно вызвано? Очевидно, в контакте с покрытием на шину действует боковая сила, приложенная в направлении стрелки — картина, типичная для неправильно отрегулированного схождения колес. В данном случае оно излишне велико — плоскость вращения колеса проходит под каким-то углом к направлению его действительного качения. Имейте в виду: если «ступеньки» или «пила» в поперечном направлении ярко выражены, это говорит о серьезных нарушениях, вследствие которых ваши деньги пожирает не только износ шин, но и возрастающий расход бензина, масла. Ведь ездить с неправильным схождением — верный способ увеличить сопротивление движению автомобиля, а с ним и расходы.Рис. 1. Пилообразный износ протектора в окружном направлении: а — выступ под нагрузкой; б — без нагрузки.Рис. 2. «Пила» на протекторе в поперечном направлении: а — при чрезмерном схождении копес; б — при недостаточном схождении. Если кто-то увидит картину, показанную на рис. 2, б, то ее причина — «расхождение» колес. Оно ничем не лучше. Путь устранения один — правильно, как указано в инструкции, отрегулировать углы установки колес. На моем ВАЗ-2104 стала плохо, с треском, включаться I передача,, остальные работают безукори зненно; сцепление отрегулировано, как положено. В чем г|ричина? Видимо, вышел из строя синхронизатор I передачи. В «жигулях» это чаще всего бывает из-за поломки пружины, прижимающей блокирующее кольцо к скользящей муфте. В этом случае мягкого включения передачи уже не получится — могут не совпадать частоты вращения ведущей и ведомой шестерен, что вызывает треск при включении. Обычно водитель довольно быстро приспосабливается к новому состоянию коробки: например, включает I передачу, когда автомобиль стоит или движется медленно, что соответствует основному назначению этой передачи. Но если вы все-таки решите ездить с несинхронизироеанной передачей, отказавшись до поры от сложного ремонта коробки, имейте в виду следующее. Обломки пружины лежат на дне картера. Они могут оказаться причиной серьезного повреждения деталей — например, если кусочек пружины попадет между зубьями шестерен. Поэтому в подобных случаях совершенно необходимо открыть нижнюю крышку картера коробОкончание на стр. 46