21
22
два. Первый — ток потребления электроприбора. Верхний предел для угольно цинковых источников энергии , в том числе и отечественных, 200—300 миллиампер. Н апример , пара круглых элементов питания типа 373 пригодна для работы вруч ­ н омфонарике со стандартной лампоч ­ к ой 3,5 В, 260 мА . Щ елочные способны кратковременно выдать ток 5ампер , но разумная величина — 0,5—1 ампер ( м ощный свет поискового фонаря, п одоб ­ н ого « Э митрону » ) . Если жеприбор потребляет больше одного ампера, то поку ­ пать батарейки — пустая трата денег : п ридется посещать магазин электротоваров слишком часто. Выгодней приобрести комплект никель-кадмиевых или никельг идридныхаккумуляторов , хоть и стоят они раз в десять дороже . Второй критерий — р ежим работы. Владельцам машин , как правило, н ужны источники для кратковременноговключе ­ ния приборов после длительного хранения вавтомобиле или дома . Это благоприятные условия эксплуатации и щелочных, и угольно - ц инковых батареек, рассчитанных обычно на использование длительн остью не более 30 минут — о дного часа в сутки (по данным изготовителей, оптимальный режим ) . С рок хранения у них тожеодинаковый — один год со дня выпуска заводом . Но некоторые фирмыдопускаютдаже трехлетний интервал до начала работы . Д ругое дело — высокая температура. В солнечные дни салон автомобиля сильно нагревается. О тжары элементы могут потечь. К таким испытаниям чуть лучше приспособлены угольно-цинковые. Стоит обратить внимание и на материал корпуса . Цинковый стаканчик отрицательного электродазаключен либо в пластиковую оболочку , либо в металлическую. Во втором случае вероятность «выдавливания» электролита меньше . Если в электр оприбор требуется установить несколько источников, то комплектдолжен быть однородным . Л ибо все батарейки щелоч ­ ные, либо угольно - ц инковые . Ж елание автомобилистов надежно защитить машину от угона вполне объясним о . О днако , выбирая автосторожсмно ­ ж еством «секретов» и дополнительных функций , не забывайте об элементах питания. Так, в пультах дистанционного управления импортными сигнализациями «Сикура», «Пирания», «Ганнерс», « С кор ­ пион» и других установлена миниатюрная батарейка НО-23 напряжением 12 вольт, разработанная специально для подобных устройств, со срокомслужбы 12—18 ме ­ сяцев (в зависимости от интенсивности работы). В России она встречается редко , так как ее выпускают лишь несколько зарубежных фирм. Еще одинприборможет преподнести сюрприз — п риемник радиосигнала (пейдж ер ) . Д ляуменьшения габарита его обычно комплектуютдвумянебольшими элем ентами питания R1 (УМ-5). При частом срабатывании автосторожа они разря ­ ж аются за два-три месяца. Эти источники тоже дефицит. К сожалению , б ыстро найти нужные батарейки нелегкодаже автомобилистам столицы и крупных городов . У жителей российскойглубинкивозможности еще меньше . П оэтому постарайтесь избежать бесполезной траты денег. Пользуйтесь только темиэлектронными устройствами, элементы питания ккоторым всегда про ­ даются в вашей местности. В. КРЮЧКОВ Фото автора 6 За рулем № 2ХОРОШО СИДИМ?Конец зимы. Ярко светит солнце. В хорошем настроении и короткой куртке вы выходите из дома, открываете дверь машины, садитесь на сиденье. И хорошее настроение мгновенно улетучивается: ощущение, что вы сели в сугроб, а не в собственный, горячо любимый автомобиль. Увы, горячая любовь не может нагреть сиденье, да и от простуды не спасет. Если вы хотите носить куртку, а не теплое длинное пальто и при этом не чувствовать дискомфорта — принимайте меры. Какие! Об этом речь ниже.П роблема не нова, и за рубежом ее решаютпросто : в сиденья встраивают электрообогрев . Стоимость его относительно невелика — 635 немецких мар ок на передние сиденья и 1390 — на все, что составляет 1...3% от цены нового БМВ-520 (1991 см3 , 110 кВт/150 л. с.) в базовойкомплектации . Примечательно, что российские покупатели дорогих иномарок предпочитают минимум дополнительного оборудования , поэтому машины собогреваемыми сиденьями в нашей стране — р едкость . Отечественные автозаводы вряд ли вближайшеевремя осилят выпуск таких сидений . Д а это и не обязательно — достаточно чехлов сэлектроподогревомЭтот самодельный выгоревший фартук послужил не один год. Похоже, что сейчас единственный способ обзавестись столь полезным предметом — сделать его самому. Если подошьете теплоизолирующую подкладку, то вы будете спасены от холода. Прежде чем приступить к раскрою ткани, вырежьте коврик из бумаги и примерьте — это позволит избежать ошибок. Фартук — самая простая и дешевая защита от холода.Массажер из деревянных шариков — плохой теплоизолятор. Бытует мнение, что он помогает от радикулита, но большинство опрошенных не ощущает положительного эффекта от массажа. Летом на деревянном коврике не жарко, но зимой так же холодно, как и на сиденье из кожзаменителя. Тем не менее массажеры пользуются большой популярностью.Китайский коврик-массажер. Его цепляют резинкой за спинку сиденья. По замыслу конструкторов, выступающие шашечки должны давать «тонизирующий» эффект. Внешний вид — привлекательный. Теплоизолирующие свойства — высокие. На таком коврике можно сидеть, не опасаясь простуды.ЗА РУЛЕМ 2/94 21 240 ПараметрПотребительские качества чехлов и массажеров Чехлы Фартук Деревянный массажер 25254 Коврикмассажер 54353Теплоизоляция Вентиляция Защита сидений Внешний вид Затраты на приобретение2...5 2...5 5 4...5 2...42...5 2...4 3 2...5 5Примечание. Потребительские качества оценивались экспертами по пятибалльной системе. но большинство владельцев стараются по ­ добрать чехлы на сиденья под цвет ма ­ шины или обивки . Заменитель чехла — назовем его фарт уком ( ф ото 1) — защищает от повреж ­ дений лишь подушкуи спинку сиденья, он безкарманов , но от холода спасет, если сделан из теплоизолирующего материала. О дин автолюбитель из Сибири , написавший нам, считает, что лучше всего — из шкурымедведя . Но поскольку поголовье диких зверей в последние годы уменьшилось, а автомобилистов — увеличилось, то медведейможет на всех не хватить, п оэтомутем , к то следует принципу «сделай сам», р екомендуем воспользоваться менеедефицитными материалами. П реждечем приступить краскройке , в ырежьте фартук из большого листа бумаги (газеты) в натуральную величину ипримерьте . Размеры фартука для ВАЗ-2105 и «Москвича-2140» — на рисунке . Отверстия для подголовникаде ­ лайте по месту : их расположениеменя ­ лось. Ф артук — самое простое и дешевое покрывало , о собенно если сделать его сам ому . П охоже , сейчас это единственный способ обзавестись столь полезным предм етом : на прилавках магазинов мы не видели их очень давно. тов предположил , что эффект достигается от изменениякривизныспинки , и на иномарках , у сидений которых есть упорпод поясницей ( е гоможно регулировать), водителям, страдающим радикулитом, гор аздо легче. Большинство опрошенных заявило, что летом на деревянномковрике не жарко (вентиляция хорошая), к томуже им при ­ ятнее сидеть на жестком сиденье, чем на мягком . К сожалению , з имой на массажер е так жехолодно , как и на сиденье из кожзаменителя . Защита обивкиси ­ денья — плохая, о собенно если междудеревянными деталями большое расстояние. П реждечем перейти кследующему экспонату нашей выставки, один полезный совет купившимковрики - м ассажеры . Л е ­ т ом на пляже не спешите раздеваться, иначе окажетесь в центре внимания из-за того , что ваше тело покрыто «узорами». Китайский коврик - м ассажер (фото 3) был любезно предоставлен отделу испытаний « Т орговымДомом «За рулем» (телефон (095) 261-01-08, магазин распол оженвМоскве , ул. Бакунинская, 72). Это коврик из ткани, р езиныипоро ­ лона. Внешний вид — очень привлекательный, п рямо - т акиподарочный : упаковка полиэтиленовая, пластмассовая ручка , как упортфеля . В автомобиле коврикцеп ­ ляют резинкой за спинку сиденья. Выступ ающие шашечки должны массировать тело водителя. Но, п о - в идимому , наши автомобилисты более толстокожие , чем китайские : л ечебного воздействия никто не ощутил . И все же сидеть на коврике очень приятно, хотя инемного жестче, ч ем на сиденье без него. Вентиляция неплохая, но главное, к оврик — отличный теплоизолятор , в мороз на него мож ­ но сесть, не опасаясь простуды. Недостаток массажера — д ороговизна : 21 доллар . Хочешь « х орошо сидеть» — плати! Оценки потребительских качеств описанных изделий сведены в таблицу. Потребительские качества чехлов и фарт уковмогут быть различными, в зависимости от модели , материала, страныизготовителя и т. п., поэтому иоценки неоднозначные. Стоимость товаров вма ­ газинах разных городовтакже отличается. За основу мы приняли московские цены. Затраты на приобретение оценивались так: д о 10 долларов — 5 баллов, д о 20 — 4, д о 30 — 3, свыше 30 — 2 балла. О тметим , что чехлы стоят дорого , но комплект рассчитан не на одно сиденье. П одведем итог. Из вещей, к оторыеможно купить в магазинах, л учшимитеп ­ лоизолирующими свойствами обладаю т чехлы с утеплителем иковрик - м ас ­ сажер. Д . ПОСТНИКОВРасстояние между отверстиями для подголовника - по месту Размеры фартука иа сиденья «Жигулей» ВАЗ-2104, -2105 и «Москвича-2140». или простопокрывал . Делать их не так ужисложно , р азговоры идут давно, но на прилавках магазинов лишь электропледыспитанием 220 В. Ну что же , за неимением чехлов сподогревом сойдут и обычные, у ж они-то есть впродаже . Пока рублевые цены нестабильны, б удем указывать стоимость товаров в СКВ. Итак, цена комплекта чехлов на сиденья — от 15 долларов СШАи выше. В ерхнюю границу опреде ­ лить трудно : чехлы из натурального ме ­ ха могут «потянуть» на тысячи долларов, о днако , если есть деньги , покупать их можносмело — теплоизоляция будет обеспечена. Д ешевые чехлы обычно шьют из тонкой ткани, от холода они не спасают, как, в прочем , и от жары . Зато не хужедорогихзащищают сиденья от пов реждений . Это качество — весьма важное, о собенно для тех, к тонамерен , поездив, продать машину — ведь она должна сохранить привлекательный вид. Х орошие чехлы на сиденья снабжены теплоизолирующей подкладкой (наприм ер , из поролона ) , и меют специальные складки или простеганы, чтобы проходил воздух — иначе влетнююжару будет несладко , о собенно на сиденьях из кож ­ заменителя. К сожалению , большинство отечественных машин как раз с такой обивкой . А втомобилисты давно придума ­ ли, как улучшить теплоизоляцию дешевых чехлов: достаточно подшить с изнанки кусокстарого одеяла. К арманы , п риши ­ тые к чехлам со стороныспинки , служат хранилищемнужных (и ненужных ) вещей. П о - в идимому , вам небезразличен и цвет чехлов. Если машина нейтрального цвета — н апример , б елого , с ерого или черного , а обивка салона — черная, то подойдут чехлы любого тона. Если, к при ­ м еру , машина желтая, а обивка красная, то зеленые чехлы советуем не покупать, иначе ваш автомобиль станет похож на светофор . Известно, о вкусах не спорят,22 ЗА РУЛЕМ 2/94Эта схема поясняет массажных ковриков.эффектвоздействияНа других двух фото коврики-массаж еры — отечественный и китайский. Наш, д еревянный , стоит семь — пятнадцать долларов, но те, у кого есть токарный станок, м огут сами его изготовить. Есть несколько видов таких массажеров : у од ­ них элементы — ш арики ( ф ото 2), у других — продолговатые, вроде бочонк ов . М ассажные свойства такого « п окры ­ вала», п о - в идимому , изучены не доконца ; хотелось бы знать мнение врачей. А вот взгляды водителей, призванных в качестве экспертов, разделились. Большинство не чувствует положительного эффекта от массажа (наверное, они недостаточно ин ­ тенсивно ерзают на сиденье). Но бытует мнение , что массажерпо ­ м огает от радикулита. О дин из экспер ­ОЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШПНЫ