31
32
к имиспугом . Госавтоинспекция в свое время предлагала бывшему теперь Верх овному Совету исключить понятие «угон» из уголовного кодекса и все случаи покушения на авто квалифицировать каккражу . О днако наша инициатива под ­ д ержкуу депутатов не получила. Над еемся , теперь ситуация изменится, а свои предложения мы направили в аппарат Президента. — Скажите, не беспокоит вас техническое состояние транспортных средств! Порой такое видишь, что удивляешься, как эта груда металлолома еще ездит. — Техническое состояние, конечно же , не может не вызывать тревоги . Недавно правительством утверждены новые правила техосмотра (о чем журналуже писал впрошломномере — ред.). Там ужесточены требования к автомобил ям . Д ругой вопрос — м ногие не представляют к ТО свои машины. Нам еще придется «отлавливать» п римерно15 % не появившихся и не показавших нам свой автомобиль в 1993 году. — Много спорили о японских автомобилях с правым рулем. Мол, очень опасны и захламляют наши дороги. И сейчас не совсем ясно, можно их покупать или они вне закона. V В апреле прошлого года сразры ­ в омводни сутки вышло два докумен ­ та. Сначала постановление правительства, з апрещающее ввоз и регистрацию автомобилей с правым рулем , а затем президентский указ , о тменяющий этот запрет. Я лично считаю, что помойкой Японии нам быть не надо. Нельзя под ­ вергать риску жизньлюдей на дорогах из-за езды на опасных машинах. — Что бы вы смогли сказать о балльной системе оценки нарушений! Действует ли она! — Система эта действует у нас. с 1 января этого года. Во Франции она была принята раньше, в позапрошлом году, и хотя появились сообщения о недовольстве водителей, никто ее не отменил . Рассматривается возможность введения подобного учета нарушений в Бельгии. В Японии же давно привыкли, что за каждое замеченное несоблюдение требований Правил начисляют штрафные баллы. Я считаю, что других реальных способов выявлять злостных нарушителей дорожных законов пока нет. Правда, в упомянутых странах вся эта процеду ­ ра компьютеризована , мы жевынужде ­ ны фиксировать баллы на оборотной стор оневременного разрешения, к оторое выдается водителю при изъятии у него удостоверения до уплаты штрафа или принятия решения. По меретого , как будем переходить на компьютерный учет (планируем это сделать года за три), необходимость записи во времен ­ н ом разрешении отпадет. Кстати, СанктПетербург, Екатеринбург, Краснодарский край , Карелия уже готовы внедрять балльную систему на современном уровне. — Благодарим вас за беседу и рады будем видеть вас снова гостем редакции. — А у меня есть предложение сделать такие встречи с представителями Госавтоинспекции традиционными. М ык этому готовы. — Ваше Спасибо. предложение принимаем.М1ДП1Ы VВ Д1ЙСТВИ1 \ В 1994 г.ш1'*> '\1ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ. ! isaa ФЕЛЕРУШИИАВНЛА rti ЛОРО>"STWMчяв•;-ПРАВИЛАМС 1 июля 1994 года российские водители и пешеходы будут жить по новым Правилам дорожного движения, которые утверждены постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090. Начинаем публикацию серии комментариев к новому основному документу, регламентирующему жизнь на наших дорогах, работающему на их безопасность.Как известно, нынешние Правила дорожногодвижения были введены 1 января 1987 года идей ­ ствовали на всей территории бывшего Союза . Утверждал их своим приказом министр внутренних дел СССР по согласованию с правительствами союз ­ ных республик. Такова была в то время процедура . П ДД включали в себя не только требования, обязательные для всех участников движения . Они содержали целый ряд технических нормативов, касающихся транспортных средств, они же регламентировали обязанности должностных лиц предприятий и организаций, ответственных за безопасность движения . И весь этот обширныйи разноплановый набор требований инорм , сведенный в один документ , определявший судьбу многих людей , утверждался всего-навсего на уровне ведом ­ ственного нормативного акта. М ежду тем ответственность за нарушения (уголовная, административная, гражданская) устанавливалась на уровне зако ­ нодательных актов, утверждаемых Верховным Советом. Такое положение было явно ненормальным.За прошедшие семь лет мно ­ гое коренным образом изменилось, в том числе и нормативная база в сфере безопасности дорожногодвижения . Нет больш е СССР. Ряд бывших его республик, ныне страны ближнегозарубежья , у жеживут по своим дорожным законам, ну и, к онеч ­ н о , стали другимии сами условия движения . Все это настоятельно требовало разработки своих, российских Правил дорожногодвиже ­ ния. К их созданию были привлечены ведущие специалисты. П ро ­ е кт Правил обсуждался на совещаниях работников автомобильн ого транспорта и правоохранительных органов во многих регионах страны. Были учтены замечания ипредложения водителей и преподавателей автодела, а также выступления прессы, касавшиеся ПДД . К о времени выхода этого ном ера журнала многиеуже успели познакомиться сПДД России. Хотелось бы начать с основополагающего: российские Правила по главным принципи ­ альным положениям сохранили полную преемственность со стар ымисоюзными , хотя в чем-то существенно изменились. Тех, к то почему-то рассчитывал на появление совершенно нового документа , ж дет разочарование. Но иного и не могло быть. Нельзя забывать, что как бывшие сою зные , так и новые российские Правила базируются на одних и тех жемеждународныхдоку ­ ментах, м еждународных нормах, к оторые заключены вКон ­ венции одорожномдвижениии Конвенции одорожных знаках и сигналах, обязательных для всех стран мира, подписавших эти документы . Это во-первых. А во-вторых, с распадом Союза не распалось в одночасье единое транспортное пространство, и можно только приветствовать, что наши новые дорожные Правила в той или иной степени буд ут способствовать его сохран ению , облегчат передвижение по российским дорогам пассаж ирови грузов из стран СНГ, ближнего зарубежья. И все-таки, как уже было сказано, в российских Правилах, есть существенные отличия от действующих до 1 июля 1994 го ­ да. Начнем с серьезных структурных изменений. Новые Правила «похудели», стали менее объемными (кстати, к радости тех, кто будет сдавать экзамены поПДД ) — из них изъят целый раздел, к оторый стал самостоятельным документом , названн ым «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечен ию безопасности дорожногодвижения » . Так же , как и Прави-Записал Ф . И ЛЮХИНКОММЕНТИРУЕМ ПОДЗА РУЛЕМ 2/94 31 3.32 Движение траислорТИЫХ средств с опасным грузом запрещено3.33 Движение транспортных средCTI с взрывчатыми и легновоелламеняющимис я грузами запрещено 4.9.1 4.9.2 4.9.Э Направление движения транспортных средств с опасными грузамиОПАСНЫЙГРУЗкл 4.3,6,77.1» Кмсс оттого грум5.39 Конец жилой зоны 7.4.8 Вид транспортного средствала, он утверждентемже постановлением Совета Министров и так же вводится с1 июля 1994 го ­ да. Но теперь он адресован определенномукругу лиц, а не только водителям, к оторым вовсе не обязательно знать, что на трамваях и троллейбусах надо наносить регистрационные ном ера , присваиваемые соответс твующими ведомствами, а про ­ г раммыподготовки специалистов по безопасности движения необходимо согласовывать. Но, наверно, для водителей более существенны другие изм ененияв структуре Правил. Так, в них появился новый разд ел , давно уже занявший свое местов аналогичных докумен ­ тах западных стран , — « Д виже ­ ние в жилых зонах», особенно актуальный для больших горо ­ д ов . Не найдут водители в Правилах «Предупредительных сигналов» — они растворились вдругих разделах, хотя требования их сохранены. Зато самостоятельным стал раздел «Применение аварийной сигнализац иии знака аварийной остановк и » , что явно подчеркивает значимость его ДЛ5: безопасности движения. В Правилах, представляющих собой серьезный юридическийдокумент , очень важно точное толкование тех или иных понятий, особенно если дело доход ит до следствия и судебного разбирательства. В российских Правилах терминология вошла составной частью в «Общие положения», но, что гораздо важнее, появились новые термины и уточнены некоторые из старых. В частности, теперь есть так ие понятия, как «дорожнотранспортное происшествие», «организованная транспортная колонна», «организованная пешая колонна», «прилегающая территория», «регулировщик», «маршрутное транспортное средство». Ранее в Правилах их не было, что вызывало справедливые нарекания. Изменено толкование термина «дорога» и ряда 32 ЗА РУЛЕЛ. 2/94д ругих . Но на что требуется об ­ ратить особое внимание, так это на трактовку термина «обгон», м ногоменяющуюв движении транспорта, действиях водител ей . Под обгономв новой редакции понимается (как это было до 1987 года) л юбоеопережение движущегося транспортного средства, связанное свыездом из занимаемой полосы, то есть без обязательного выезда на полосу встречного движения . Раздел «Обгон, встречный разъе зд » требует особогокоммента ­ р ия . Здесь жескажем только, что разрешается он лишь слева. Л юбойобгон , в том числе и без выезда на полосу встречного движения , запрещен на пешеходных переходах, ж елезнодо ­ р ожных переездах, запрещен и «двойной обгон». Из других нововведений отм етим ужесточение требований, связанных с обязанностями водителей использовать ремни безопасности. Теперь (речь идет об автомобилях, оборудованных ремнями ) не пристегиваться имиимеют право только водители и пассажиры транспортных средств оперативных служб итольков населенных пунктах (перечень оперативных и специальных служб утверждается Правительством). Во всех иных случаях ремни безопасности обязательны. Поскольку мы затронули отдельные исключения из Правил, отметим, что принципиально по - д ругому трактуется в них пор ядок взаимодействия водителей автомобилей, о борудован ­ ных специальными световыми извуковыми сигналами, с другими участниками движения. При включении проблескового маячка синего цвета ( о дного или вместе смаячком красного цвета) водители таких машин могут отступать от некоторых положений ПДД при условии, что они в состоянии обеспечить безопасность движения. О днако , чтобы иметь преимущества перед дру ­ г ими участниками движения, ониобязаны включить дополнительно кпроблесковому маячку си ­ н его цвета еще извуковой сигнал. Только в этом случае остальные водители должны уступать им дорогу. Выше уже отмечалось появление нового раздела Правил, связанного с аварийной сигнализацией и знаками аварийной остановки. В соответствии с требованиями ПДД при вынужденн ой остановке в местах, где она запрещена , а также при неудовлетворительной видимости и на месте аварии после включения аварийной сигнализации водитель обязан теперь выставить дополнительно еще и знак аваОтныне втемное время сурийной остановки. Запрещается преднамеренная остановка как ток , даже на освещенных улицах на эстакадах, мостах и путепрои дорогах, все транспортные средства должны двигаться тольводах, так и под ними. к осближним или дальним, в заЦель данной статьи — только висимости от обстоятельств, свеназвать нововведения в российт ом фар, иными словами, д виже ­ с ких Правилах, дать самое об ­ ние только с габаритными огня ­ щ ее представление о них, а не ми запрещено. разбирать и комментировать В перечень дорожных знаков ( о б этом речь пойдет в послед ующих номерах «За рулем» — включены уже упомянутые 5.38 ред.), поэтому мы не придержи ­ и 5.39 «Жилая зона» и «Конец ваемся последовательности расж илой зоны» и, к рометого , неп оложенияв Правилах отдельс колько новых знаков и таблиных разделов и пунктов или значек, регламентирующих поря ­ движения транспортных чимости их. И все жеотметим , д ок на что водителям, наряду собго ­ средств при перевозке различн ом , н еобходимо обратить осоных опасных грузов (см. рисуб ое внимание: в новомдокумен ­ н ок ) . те более четко регламентировано расположение транспортных средств на проезжей части и, в частности, запрет занимать левые полосы при свободных правых на дорогах вне населенных пунктов, а такжеи на улицах го ­ р одов , где установлены знаки 5.1 «Автомагистраль» и 5.3 « Д о ­ р ога для автомобилей» или где разрешено движение со ско ­ р остью 80 км / ч и более. Развор отырядомс остановками автобусов и троллейбусов теперь зап рещены . Наложено вето на движ ение по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам ( к ро ­ м е отдельных оговоренных случаев).Небольшие изменения коснулись и светофоров. Выключенная дополнительная секция означает запрещение движения вданном направлении. В соответствии смеждународнойпракти ­ к ойпредусмотрено применение на железнодорожных переездах бело-лунного мигающего сигнала, р азрешающего движение чер ез переезд. Существенное нововведение, отмеченное выше , — раздел «Движение в жилых зонах». Въезды и выезды вжилую зону обозначаются знаками 5.38 «Жилая зона» и 5.39 «Конец жилой зоны». В пределах «очерченных» т акимобразом границ жилойзо ­ ны запрещаются движение со скоростью более 20 км / ч , стоянка грузовых автомобилей вне специально отведенных мест, стоянка сработающим двигател ем . Д вижениеже пешеходов здесь разрешается не только по тротуарам , но и по проезжей части, при этом они имеют приоритет перед транспортными средствами.Возвращаясь к сказанному в начале статьи об отличиях российских Правил от действующих до1 июля 1994 года, еще раз отметим , что они достаточно существенны ипотребуют от водителей серьезного изучения текста ПДД , а главное, осмысленн ого следования новым предпи ­ саниям этого основополагающего для дорожного движения до ­ кумента, в чем, кстати, д олжен быть заинтересован каждый водитель, к аждый . п ешеход .Правительство Российской Федерации , введя новые Правила, обязало одновременно все министерства и ведомства в соответствии с ними изменить свои нормативные акты. МинистерВ Правилах появилось новое ству печати и информации Ростребование, п редписывающее сии поручено их издание в необп ри включении разрешающегоходимом количестве. Наряду с сигнала светофора уступать до ­ э тим исполнительная власть на рогу не толыю транспортным местах должна привести органи ­ средствам и пешеходам, заверз ациюдорожного движения вшающим движение через переполное соответствие с требовак рестоквпрямом направление, ниями российских Правил. Естено и при повороте. Более жест- ственно, вся эта работа должнакс сформулирована обязанность бь'ть закончена до1 июля водителей уступать дорогу пеше1994 года. х одам на нерегулируемых (обозначенных соответствующими М . АФАНАСЬЕВ, знаками и разметкой) пешеходзаместитель начальника ных переходах. НИЦ ГАИ МВД России