16
17
ва года назад, будучи в Елабуге, м ы искали такой ракурс, чтобы в одн омкадреобразно показать реальное положение дел. И нашли... о громнуюлужу , в застойной воде которой отражался недостроенный корпус автос борочного завода. Но если тогда это можно было назвать кризисомстройки , то полное отсутствие каких-либо сдвигов за прошедшее время позволяет говорить ужеосмерти . Ибо все так же мрачно взирает на окружающее незастекленными окнами недостроенный корпус . А на верхнем снимке — один из всего двух действующих объектов грандиозного по замыслу комплекса — станкоинструментальный завод. Тему ЕлАЗа все режеподнимаютв печати, все меньше по объему публикации. М ожет быть, соответственно снижается острота проблемы? Не наша задача — искать виноватых. Тем более, что здесь и вправду сплошь «объективные причины». М ы постараемся дать по возможности правдивую картину положения дел на ЕлАЗе ивокруг него. ЕлАЗ УМЕР! Глава администрации Елабуги Г. М елкумянцоднажды назвал ЕлАЗ предприятием-паразитом. Это не оскорбление , а лишь констатация факта — десять тысяч работников завода, к оторый ничего не произво ­ дит, ж ивут за чей-то счет. К аждый несет своюдолю этого бремени — и город , и республика, и вся Россия. А экономиче ­ ская ситуация такова, что нести бремя становится все тяжелее. И это очевидно дажесамымзакоренелым оптимистам. Из производственных площадей на всей гигантской территории сегодня функц ионируют лишь первая очередь станкоинструментального завода и корпус мелких серий. То, что они делают, весьма далеко от автомобильной тематики. Наивно предполагать, что с этих доходов мож ­ но хотя быпрокормить всех работников ЕлАЗа, о продолжении строительства и говорить-то неудобно. Энтузиазм и упорство тех, к то пытается вытащить эту махину из раскисшей грязи прикамской степи, заслуживают, конечно,ДСреди «недостроек» ЕлАЗа красуется корпус станкоинструментального завода — один из всего двух завершенных объектов.«Даэву-Рэйсер» (в недавнем прошлом также «Опель-Кадет») — модель, предлагаемая южнокорейской фирмой для производства в Елабуге. уважения. Но энтузиастов становится все меньше. В прочем , сегодня даже те, кто обязан демонстрировать энтузиазм по своему положению , в откровенных разго ­ ворах признают, что ЕлАЗ как таковой ужеумер . В озможность реанимации не отрицают , но признают маловероятной, да что там — почти чудесной. Обвинять кого бы то ни было в прес тупном бездействии нельзя. Руководители завода и республики Татарстан не обходят вниманием «остывающее тело», мечутся в поисках любых лекарей, сулящих хоть какую - т о надежду. Увы, выбор не широк . СОБЕРЕМ КОНСИЛИУМ... Тем, к то следит за судьбой автозавода на Каме по нашим публикациям, н апомним : еще 8 декабря 1992 года проблему ЕлАЗа намерены были обсудить руководители стран — членов СНГ на встрече вМинске . г Оптимизм заводчан ( с м . ЗР, 1993, № 1) строился на том , что их доводыокажутся очевидными для участников совещания. В Минске действительно удалось подписать межгосудар ­ ственное «Соглашение о совместном завершении автомобильного комплекса в Елабуге», но гораздопозже — 28 апреля 1993 года. Высокие договаривающиеся стороны подтвердили свои намерения участвовать вмеждународномконсорциу ­ м е «Елабужский автомобильный завод». П отомдолго решался вопрос о долях взносов вбудущийконсорциум , проверяли полномочия представителей государств-участников. «Больной» в это время уже не издавал предсмертных стонов и не отвлекал участников консилиума от их неспешной работы. Наконец, 2 сентября в Казани состоялось учреждение межгосударственного консорциума «ЕлАЗ-инвест». Главная задача этого финансового органа — а ккуму ­ лировать средства участников консор ­ циума для завершения строительства. О днако процесс аккумулирования никак не может начаться: п режде всего, средств этих ни укого попросту нет. Вдобавок кконцу минувшего года рублевая зона сильно сократилась в размерах, а новые платежные средства еще менее устойчивы и обеспечены, чем российский рубль. Высказывают еще односоображение : для того , чтобы достроить завод, н ужны «живые» деньги и ресурсы. Татарстан же , п ретендующий на 25-процентную долюв будущих доходах, считает своим паем... стоимость земли и недостроенных объектов. К орочеговоря , консилиум имеет все шансы превратиться в похоронную команду...АВТОМОБИЛЬ ПО-РОССИЙСКИ16 ЗА РУЛЕМ 2/94 ТАИНСТВО ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ Вариант аукционнойраспродажи елаб ужскогодолгостроя прорабатывался еще при жизни СССР. Окончательно похоро ­ нил эту затею августовский путч, но идонего власти Татарстана всячески ей препятствовали. Собственно, они противились передаче стройкидажеВАЗуи вообще кому - л ибо за пределами своей республики, не говоряужеозарубежных инвесторах. Времена меняются . Теперь от иноземныхлекарейс их финансовыми снадобьямиждут чуть не панацеи. Печать то и дело сообщала о «проявл енном интересе» и « д остигнутом взаимопонимании», но дажедопротоколово намерениях дело не доходило . Авантюр изм свойствен начальному накоплению капитала, б ольшой бизнес предпочитает стабильную обстановку. О днаковлюбом деле есть сторонники нетрадиционных подходов . Так, з намени ­ тые восточные врачеватели поройшоки ­ р уют своих западных коллег необычностью приемов , зато нередко добиваются фантастических результатов. В начале февраля 1993 года премь ­ е р - м инистр Татарстана М . Сабиров отпра-летел в Казань, затем — в Москву . На пресс-конференции 19 октября виц е - п ремьер России А. Ш охин вскользь упомянул о корейском предложении, с ообщив , что под свое участие в елабужс компроекте корейская сторона требует льгот по 26 линиям : налогам, т аможен ­ н ым пошлинам и т. д. Создалось впечатление, что возможный партнер, м ягкоговоря , пользуется нашим безвыходным положением. К ОРЕЙСКИЙ РЕЦЕПТ И все жепроект не похерили, а отправили на доработку . Поскольку на сег одня это предложение является единств енным , м ы сочли возможным рассказать о нем нашим читателям. «Даэву Мотор » и ЕлАЗ создают совм естноепредприятие . В него войдет не весь начатый комплекс на Каме, а лишь небольшая часть площадки . Организация производства будет копировать корей ­ с кую . То есть, если «Даэву Мотор» получает, с кажем , коленчатые валы со стороны , то ив СП не предусматривается их изготовление. Надо сказать, «Даэву Мотор » , по сути, с борочное производство.ГАРАЖИ БЕТОННЫЕБыстро! Гаражи, склады, бытовки с доставкой и установкой. Наш гараж готов к эксплуатации сразу после установки его краном на вашу площадку, срок выполнения заказа — 1-2 недели Гараж представляет собой монолитный бетонный бокс с металлическими гаражными воротами, бетонным полом и встроенной электропроводкой. Плита пола гаража может быть изготовлена с отверстием для смотровой ямы или погреба. По специальному заказу можно утеплить гараж, сделать металлическую крышу, встроить дополнительные двери, окна и другие необходимые отверстия в стенах, полу, крыше. Боксы можно объединять, удалив соприкасающиеся стены. Внешние размеры: 593x321x281, вес 12 тонн. ворота 240x230. Внутренние размеры: 580x310x250 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ: — экспресс-установка — срок выполнения 2 дня — помощь в приобретении гаражей в Москве — долевое участие в ГСК — согласование документов, финансирование, поставки НОВЫЙ ВИД УСЛУГ! Предварительные заказы на гаражи. Скидки до 10%. Надежное вложение и защита от инфляции ваших средств. Гарантии страховой компании АСКО.ВАЗ-1121 — прототип автомобиля, разработанный в Тольятти для первой очереди ЕлАЗа. По сравнению с -1111 у нее были улучшены интерьер, оформление передней части, задние окна открывались. Но все это осталось лишь в нескольких образцах. Фото О. Косова и В. Князева вился в таинственный «частный» вояж. Таинственность определялась дипломати ­ ческими соображениями: официальное лицо может лишь неофициально посетить Тайвань, с которым нет дипломатических отношений . А именно на Тайване прои ­ зошла его встреча с представителями южнокорейскойкомпании «Даэву». К о ­ рейцы проявили завидную прыть иуже через две недели открылив Казани выставку своей продукции . 27 февраля прошлого года в столицу Татарстана прибыл председатель Правле ­ ния компании «Даэву» К имУДжунг , нобелевский лауреат в сфере бизнеса. На приемеу президента республики гость высказал готовность своей стороны изучить все проекты совместной деятельности, к оторыепредложит Татарстан. В тот же день его прокатили на вертолете до Елабуги. П окружив над ЕлАЗом , вертолет улетел обратно. Первый корей ­ с кий десант высадился на берегу Камыв апреле. « Ф ирмачи » работали по 12 часов всутки , а тем , к то готовил ответы на их вопросы, приходилось вкалывать и по ночам . При этом корейцы упрекали наших в... медлительности. (Интересно, в условиях рынка нам всем придется «крутиться» так быстро?) В общем , удивительная для здешних мест расторопность дальневосточных лекарей заронила над еждув души родственников усопшего . О стывающее тело начало розоветь ! У жев сентябре ожидалось подписание генерального соглашения. Но ив ноябре 1993-го, к огдагото ­ вился этот материал, оно не было подпи ­ сано. 14 октябрягосподинКим опять при5 За рулем № 2 Здесь делают кузова и двигатели, а 95 % комплектующих поступает от 400 партнеров. С могут ли обеспечить такуюжебесперебойную поставку кон ­ в ерсируемыеоборонные заводы Татарии, Б ашкирии , У дмуртии , Чувашии иМарий Эл, на которые делается расчет? Разные источники называют годовуюпрограмму СП в 200—300 тысяч автомобилей вгод . Еще сильнее колеблются данные об уставном фонде предприя ­ тия — от 0,5 до1 миллиарда долларов, п о 50 % от партнера. Кстати, генеральный директор «Даэву Мотор » Тай ДжуКим , п ринимая журналистов из Татарстана, зам етил , что вкладывать такие огромные средства нецелесообразно, да и нет их уфирмы . Но тут жеоговорился : «Впроч ем , если КимУДжунг так считает...» Ни отечественный консилиум , ни восточные врачеватели не могут , по разнымпричинам , помочь немедленно. Поэтому вопрос, получат ли страждущиевожделен ­ ный легковой автомобиль, произведенный на берегах Камы, выглядит все более риторическим. Актуальной становится проблемадостойного прощания сЕлАЗом . И ли , если уж отойти от несколько мрач ­ новатой метафоры, к ореннойреорга ­ низации. Распродать построенное по частям? Организовать недорогое производство, д ающеебыструю отдачу? В этом году исполняется 10 лет с начала строительства под Елабугой. Ни тракторов , ни автомобилей — одни проб ­ л емы . Грустный результат. Казань — Елабуга А. С ОЛОПОВЗЕЛАКС530-10-01БЫСТРО! НАДЕЖНО! НЕДОРОГО! БОЛЬШИЕ СКИДКИ НА ПАРТИЮ! ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ, А ГАРАЖ — ЗИМОЙЗА РУЛЕМ 2/9417