196
СВОИМИ СИЛАМИ /КОНФУЗКАПРИЗНАЯ ГАЙКА«РОДИМЫЕ ПЯТНА» КОНСТРУКЦИИТЕКСТ / ИГОРЬ МИХЕЕВОднажды коробка передач зашумела так, что хоть святых выноси! Самоуверенные мастера оперативно приступили к разборке. Успели снять коробку вместе с эластичной муфтой, отсоединить картер сцепления, нижнюю крышку, вынуть промежуточный вал... Когда проверили состояние подшипников и зубчатых колес (а оно оказалось куда лучше ожидаемого!), поняли: сильный шум не от них. Решили продолжить разборку. Лишь подобравшись к эластичной муфте, неожиданно увидели: гайка 1 (см. рис.) под ключ «на 30» вращалась от руки, а изношенное шлицевое соединение ведомого вала коробки передач и стало источником грохота. Дело в том, что через муфту передаются различные колебания - от коробки передач к карданному валу - в широкой полосе частот. Вот почему склонность этой гайки к «самоотвертыванию» легко объяснима. Дело усугубляется тем, что зазоры в шлицах по тем или иным причинам могут увеличиваться, в первую очередь, под воздействием вибраций - тем больше, чем слабее затянута гайка... Прямо-таки заколдованный круг. Иногда шлицевое соединение полностью (!) изнашивалось, владельцы же, привыкнув к шуму, не обращали на него внимания... до завершающей поломки. Но, скажите, как же отворачивается гайка, если она законтрена (застопорена) шайбой 3, часть которой должна быть отогнута на грань гайки, а два внутренних усика - в шлицы? В этом вопросе и ответ! Часто усики отламываются, шайба плохо отогнута...Как же подобраться к гайке? Прежде всего, снять карданный вал - дело хорошо известное, пояснять нечего. После этого ключом «на 19» отвернуть три гайки болтов 4 (их головки ориентированы вперед). Затем, поворачивая муфту в удобные положения, поочередно извлечь болты. Сняв муфту, удалить уплотнитель 12 и стопорное кольцо 10. Теперь можно разогнуть (если это потребуется) шайбу 3 и, отвертывая гайку 1, спрессовать с ведомого вала коробки передач центрирующее кольцо 11 (натяг в соединении - не больше 0,035 мм). Если при полностью отвернутой гайке кольцо еще плотно сидит на валу, можно вновь завернуть гайку - и в щель между нею и кольцом ввести подходящий инструмент, например, большую отвертку и т. п., после чего кольцо нетрудно снять.При сборке узла непременно установите новую стопорную шайбу (иногда в продаже можно встретить комплект, содержащий, кроме нее, еще и уплотнитель, стопорное и центрирующее кольца.) Так как внутренние усики шайбы неумелые мастера чаще всего обламывают еще при монтаже, затягивая гайку «всухую», не забудьте ее смазать. И здесь же - важное замечание: лучше всего затягивать гайку при выбранных зазорах в шлицевом соединении, когда передний фланец 5 повернут против часовой стрелки. Момент затяжки гайки - 8,4 кгс-м. (Чтобы удержать от проворота ведомый вал коробки передач, лучше всего включить в ней задний ход.) Кстати, завод освоил измененную конструкцию узла, в которой отгибная шайба с внутренними усиками заменена пружинной конической шайбой, надежнее предохраняющей гайку от самоотворачивания. ИМЭластичная муфта карданной передачи «Жигулей»: 1 - гайка М20х1; 2 - ведомый вал коробки передач; 3 - шайба стопорная; 4 - болт (3 шт.); 5,6 - фланцы муфты; 7 - обойма; 8 - карданный вал; 9 - сальник; 10 - стопорное кольцо; 11 - центрирующее кольцо; 12 - уплотнитель./ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬЙЛогично предположить, что износился подшипник ротора стартера - тот, что не Моя «старушка» ВАЗ-21093 набегала почти входит в комплект при покупке и расположен девяносто тысяч. Но благодаря уходу на в картере маховика. При пуске он испытываздоровье не жаловалась. А с наступлением ет большие радиальные нагрузки из-за того, холодов вдруг перестала пускаться: стартер что венец маховика вращаясь, пытается отедва проворачивает коленвал. А ведь в каржать шестеренку «бендикса» вбок. Мало-потере чистая синтетика «Мотюль», аккумулямалу отверстие в нем становится эллипсным, тор и его цепи вне подозрений (прикуривал, а ротор, получив свободу перемещения, наменял батарею и силовые провода). Накочинает задевать за статор. Отсюда и затруднец, разорился на новый стартер - не помогненное вращение. ло! Может, вы знаете разгадку? Добраться до виновника легче всего из канавы или на подъемнике. Снимаем стартер. Заглянув в освободившееся отверстие, оцениваем состояние подшипника. Для выпрессовки изношенного ввертываем в него метчик подходящего диаметра. Если новый подшипник садится в гнездо без должного натяга, увеличиваем его наружный диаметр, облудив припоем. А если носок стартера не входит в новый подшипник, отверстие в последнем придется развернуть. Для смазки достаточно нескольких капель моторного масла.