214
215
ЦЕХ ШИРОКОГО ПРОФИЛЯСЛЕСАРКА'- САМЫЙ ЗАГРУЖЕННЫЙ УЧАСТОК АВТОСЕРВИСАТЕКСТ / ЕВГЕНИИ БОРИСЕНКОВВ «профильных»- цехах обычно трудятся узкие специалисты: жестянщики, мотористы, маляры и т.д. В слесарке правят бал универсалы. Проворные ребята готовы и масло поменять, и клапаны отрегулировать, и подвеску «подшаманить». А если понадобится, запросто вынут и поставят на место любой агрегат. Управиться со всем этим в сжатые сроки помогает разнообразное оборудование. Вариантов оснащения постов очень много - всего не перечислить, остановимся лишь на ключевых позициях. Основа основ-автомобильный подъемник. Он может быть одно-, двухстоечным или ножничным. Количество опор зависит от грузоподъемности устройства. Чтобы поднять «Жигули», хватит одной. А для тяжелого джипа и пары порой маловато. Самый недорогой и поэтому распространенный тип привода - электромеханический. Основное и одновременно слабое звено схемы - пара трения винт-гайка. Высоконагруженное соединение требует регулярной и качественной смазки. Так что без парково-хозяйственных дней не обойтись. А всякий простой - упущенная выгода... Обычно собственным электроприводом может похвастать лишь одна стойка. Остальные связаны с ней механически - цепью или карданом. И то, и другое тоже надо обслуживать. Для лучшего доступа их располагают на полу в коробе-раме, но это «хозяйство» постоянно путается под ногами и мешает катать трансмиссионную стойку. Другой вариант: двигатель на каждой стойке, а согласовывает их работу электроника. Пол получается ровным. Но из-за отсутствия рамы нагрузки на «ногу» возрастают и под нее просится мощный фундамент. Да и добиться синхронной работы без перекосов даже электронике удается не всегда. Иное дело - электрогидравлика. В активе - гладкая поверхность пола, большие интервалы обслуживания, высокие грузоподъемность, надежность и ресурс. В пассиве - малая скороподъемность и дороговизна. Если последняя не пугает, хорошим выбором будет подъемник ножничный. Из-за отсутствия стоек он занимает мало места и позволяет подобраться к автомобилю с любой стороны. А в сложенном виде почти вровень с полом. Привод - только гидравлический. И еще. Некоторые сервисмены полагают, что многостоечные и некоторые виды ножничных подъемников можно просто поставить на пол. Можно - при условии, что высота подъема не превышает полутора метров. Иначе все должно быть надежно прикреплено к фундаменту! Владельцам советуем обращать на это внимание, особенно в мелких мастерв№2ских: смогут ли они рассчитаться за упавший автомобиль? А вот трансмиссионную стойку никуда крепить не надо. Мало того, у нее есть собственное шасси, поскольку работает этот гидроподъемник «на подхвате». Его задача - помочь снятьпоставить коробку передач, сжать подвеску, поддержать двигатель и т.д. Большой силы тут не требуется. Ходовой «размер» - от 300 кг до тонны. Зная нашу любовь поднимать неподъемное, многие изготовители включают в «российский пакет» защиту от перегруза. Но стойка не способна поднять тяжесть с пола или, скажем, «выдернуть» двигатель из недр моторного отсека: тут нужен гаражный кран. Источник силы в нем тот же - гидроцилиндр. Через систему рычагов он связан с телескопической стрелой. Как правило, работу для крана находят не каждый день и, экономя место, хранят его сложенным. Последний в ряду силачей - гидравлический пресс: необходим при замене подшипников и сайлент-блоков! В машине всегда найдется деталь, на которую надо «оказать давление». Но основная движущая сила участка - мускульная. Ее источник - квалифицированный автослесарь работает не только головой, но и руками. Значит, без хорошего слесарного инструмента не обойтись. Опытные мастера собирают комплекты годами. Основные крите- рии - удобство и надежность, а потому изделия именитых фирм мирно уживаются с безымянными самоделками. Правда, первых обычно намного больше. Для выездных работ используют инструментальную тележку с «дежурным» набором. Хороший тон - оснащать посты пневмоинструментом. Ценится он не только за быстродействие. Скажем, ударный пневмогайковерт легко управляется с «закисшим» крепежом. Все это оборудование универсально. С его помощью можно перетряхнуть весь автомобиль. Но современный сервис не обходится и без специального, для какой-нибудь одной системы. Чаще других требует ухода система смазки. Самый привычный способ слива отработки - через отверстие в поддоне картера. А куда лить? Можно подсунуть банную шайку. Но... мы ведь оснащаем настоящий сервис. Для него придумано множество приспособленийпомощников. Венец «творения» - отсос отработавшего масла через отверстие щупа: быстро и чисто. Залить свежее масло не проблема, главное - точно отмерить дозу. Тем более, что у щупа порой «километровый» допуск. Чтобы не ошибиться, заправочный пистолет установки снабжен счетчиком с двумя знаками после запятой. Другая капризная система - тормозная. Большая часть ее узлов расположена «на улице» и постоянно заляпана грязью. При замене, допустим, рабочего цилиндра, трубки или шланга абразив непременно попадет внутрь. Для зеркальной поверхности цилиндра, манжеты - это верная смерть. При наружной мойке даже мощная струя аппарата высокого давления нужной чистоты не дает. Выручает специальная передвижная установка: резервуар с моющим раствором, ванна с сеткой, кисточка и пистолет. Для подачи используют сжатый воздух от внешнего источника. С ее помощью любой узел можно сделать стерильным, не снимая с машины. По окончании работ тормоза, как водится, надо прокачать, то есть удалить из привода воздух. Классический метод-«качай-держи»: один слесарь давит на педаль, другой манипулирует со штуцерами. Что ж тут плохого? Во-первых, мастеров два. Значит, человеко-часов будет вдвое больше. Во-вторых, полностью вытесняя жидкость, поршни сходят с насиженных мест, после чего манжеты, как правило, начинают течь. А их замена с повторной прокачкой обойдется недешево. В нашем сервисе и для этого своя установка. В резервуар, разделенный мембраной, заливают «тормозуху», а в другую полость подают сжатый воздух. Крышку бачка главного цилиндра заменяют на другую - со штуцером. Резервуар и бачок соединяют шлангом. Теперь давление в магистрали есть постоянно, нажимать на педаль не надо, и с работой легко справляется один человек. Если на приемке в тормозах выявили пульсации, вероятнее всего виноваты тормозные диски. Проверить и поправить их геометрию можно прямо на месте, закрепив вместо суппорта станину с резцами. А вращает ступицу посторонний электродвигатель. Очевидно, что перпендикулярность плоскости диска к оси его вращения будет гарантирована. А вот система охлаждения в обслуживании почти не нуждается. Всего-то - сменить «Тосол» раз в три года. Открыл две пробки, на блоке и радиаторе, и жди, пока вытечет. Но те, кто пробовал, знают, что больше шести-семи литров (при штатном объеме около десяти) в «пустую» систему не помещается. Значит, три-четыре литра старья выгнать не удалось. Многовато! В сервисе это сделают так. Резервуар с насосом подключают к системе с помощью разъемов через верхний патрубок радиатора и закачивают в нее либо воду (для промывки), либо антифриз (для эксплуатации). Замещаемая жидкость вытесняется наружу. Таким образом удается сменить более 95% «отработки». Ремонт машин - грязное дело. Чтобы не испачкать ничего лишнего, в нормальных сервисах каждому автомобилю полагаются средства индивидуальной защиты. Это накидки на передние крылья, одноразовые чехлы на сиденья и руль и т. д. Мелочь? Нет, показатель общей культуры. Оцените его по достоинству! 1ЗР|Передвижная мойка.Установка для замены ОЖ.«Мелочевка» на все случаи жизни. Проточить тормозные диски можно прямо на месте.Залравочный пистолет со счетчиком.Фирменный тазик для слива масла.Приспособление для заправки агрегатов.