106
107
I РЫНОК IУ «САМАРЫ» СПЕРЕДИ, У «МОСКВИЧА» СЗАДИТ КТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН, ЕС ДМИТРИЙ ЕРЫГИНПРОВЕРЯЕМ ПОДШИПНИКИ СТУПИЦЫ/ЭКСПЕРТИЗАуже многовато. Кстати, тот же № 6 вместе с № 9 еще и вращались неравномерно. Таблица 3 содержит результаты замеров осевого зазора и угла контакта (тел качения с беговой дорожкой). Для отечественных изделий они должны составлять соответственно 60-80 мкм и 36±3°. При малых осевых зазорах велика вероятность «перетянуть» подшипник в процессе монтажа - стяжка внутренних колец приведет к тугому вращению, перегреву и прочим неприятностям. А с малыми углами контакта подшипники хуже работают при крутых поворотах автомобиля, когда в ступицах передних колес возникает опрокидывающий момент. Самый малый зазор - всего 10 мкм оказался у подшипников № 3 и 4, а минимальный угол контакта - 27°57' - у шарикового подшипника № 9. У изделий № 3,4 и5 провести замеры не удалось, поскольку их «потроха» неразборные. Подробные метрологические замеры подшипников - от размера шариков (там, где они есть!) до шероховатости рабочей поверхности колец - показали, что подшипники № 7 и9 имеют повышенные значения радиального биения дорожек качения наружных колец. Кроме того, № 9 обладает до3. FAG, Германия Цена / 400 руб.Философы и поэты, глядя на луну, писали трактаты и стихи. Засмотревшемуся на полнолуние древнему инженеру, возможно, пришла когда-то мысль о колесе - оно такое же круглое... Вскоре появился и подшипник - «упорная подкладка, на коей ось обращается». Сегодня мы выбираем подшипники для ступиц колес переднеприводных ВАЗов. Несколько лет назад журнал уже проводил подобные испытания (ЗР, 1999, № 6, с. 70), однако с тех пор популярность таких подшипников только выросла. Напоминаем, что шариковые радиально-упорные двухрядные подшипники типа 6-256907Е1С17 используются в передних ступицах «самар» и «десяток», а также в задних ступицах «сорок первых москвичей» и их ближайших сородичей. Кроме того, Волжский подшипниковый завод выпускает роликовые конические подшипники типа 6У-537907С17 - у них те же габариты, но грузоподъемность повыше. А еще есть импорт - Италия, Чехия, Германия... В общем, интересно - хочется потрогать, померить и все такое. Для удовлетворения любопытства мы приобрели в различных магазинах 1.SKF, Испания Цена / 500 руб.Москвы девять подшипников разных фирм и передали их на испытания экспертам ВНИПП. Предстояло оценить внешний вид изделий и замерить ряд параметров: уровень вибрации, момент трения, углы контакта, внутреннюю точность и т. п. Подшипники в состоянии поставки испытали на герметичность, обкатывая при частоте вращения 3500 об/мин. Ни один из них не «потек» хорошо. Забегая вперед, отметим, что впоследствии определили количество заложенного смазочного материала его должно быть примерно 8,0-9,5 г. Самым «жадным» оказался № 4 - всего лишь 3,89 г, а самым «щедрым» - испанец № 1: аж 15,66 г! Однако куда важнее измерить вибрации и моменты трения... Любителей точных цифр отсылаем к табл. 1 и 2, а остальным сообщаем: меньше других вибрируют иностранцы № 1, 2 и 3, а также «самарец» N 9 6. А самым нервным оказался «спецподшипник» № 9. Минимальный момент трения - у представителя SKF № 1. А вот с максимальными моментами не так все просто. Формально говоря, тяжелее других крутился волжский подшипник № 4, но он роликовый - ему простительно. А вот для шарикового N° 6 даже чуть меньшее значение 2. OPTIMAL, Германия Цена / 450 руб. (за штуку)Изделие завернуто в полиэтиленовую пленку и упаковано в коробочку. Прилагается гайка для крепления внутренних колец в узле. Маркировка: SKF, 309726DA, SPAIN. Вращение легкое, без заеданий. Вибрация одна из самых низких. Момент трения - самый низкий из всех. Оценка: очень хороша.Упакован в коробку. Прилагаются два стопорных кольца. На торце внутреннего кольца нанесена маркировка: KML, 309726DA. Вращение подшипника легкое, без заеданий. Общий уровень вибрации - один из минимальных. Момент трения неожиданно высокий, а осевой зазор - всего 20 мкм. Оценка: хорошаПодшипник упакован в коробочку. На торце внутреннего кольца маркировка: FAG, 532066DE, GERMANY+FE. На уплотнении светло-коричневого цвета обозначение 532066. Вращение легкое, плавное. Вибрация низкая. Момент трения высокий. Очень маленький осевой зазор - всего 10 мкм. Оценка: хороша 4. VPZ-15 (Волжский, Россия) Цена / 230 руб. Упаковки нет. Маркировка: на торце внутреннего кольца - 6У537907С17, VPZ15, Т на уплотнении - 6У537907С17, VPZ-15, В. Вращение умеренно тугое, но без заеданий (все роликовые подшипники крутятся хуже шариковых). Общий уровень вибрации - средний. Момент трения - самый высокий, но роликамэто прощается. Осевой зазор - всего 10 мкм. Оценка: хороша5. BREDA, ИталияЦена / 480 руб.6. ЗПОН (Самара, Россия) Цена / 220 руб.~лСЭПодшипник завернут в полиэтилен и упакован в коробочку. Маркировка: BREDA, I, LOR, С490. Уплотнение синего цвета. Вращение относительно легкое, без заеданий. Вибрация средняя. Момент трения высокий. Оценка: удовлетворительна выми - повышенная грузоподъемность при тех же габаритах, а недостаток меньшая возможность восприятия моментов, возникающих при прохождении автомобилем поворота. Есть отличия ив сопротивлении качению: шарику катиться легче, поскольку конус имеет пятно контакта в виде отрезка прямой, а шарик - в виде точки. Свои симпатии мы отдаем подшипникам SKF (№ 1), OPTIMAL (№ 2), FAG (№ 3), а также VPZ-15 (№ 4). Хуже других выглядело изделие от ЗСП (№ 9). 1»1ТАБЛИЦА 1. УРОВНИ ВИБРАЦИИ ПОДШИПНИКОВ ПО СКОРОСТИ И УСКОРЕНИЮ № •вделияУровень вибрации, дБ Полосы частот Гц 50-300 300-1800 71/67 68/64 76/68 73/70 79/72 68/63 79/74 78/73 80/77 180010 000 62/71 60/71 56/67 70/83 57/68 59/70 64/75 60/71 73/82 Общим уровень вибрации 75/73 76/72 78/71 80/83 81/73 75/71 81/78 85/76 85/83Изделие завернуто во влагонепроницаемую бумагу и упаковано в коробочку. Маркировка: RUS, 6-256907У1С17, ЗПОН. Вращение с незначительными заеданиями, момент трения явно завышенный: почти как у роликового. Оценка: удовлетворительнаТАБЛИЦА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ МОМЕНТА ТРЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ№ изделия Момент трения, H м 0,450 0,492 0,660 0,510 0,5220.276 0,390 0,480"вольно высокой волнистостью дорожек качения обоих колец. Самая высокая шероховатость обнаружена у № 9. Понятно, что от этих параметров как раз и зависят вибрации и шумность работы, В целом ситуация понравилась - ни один из подшипников не «провалился», а потому к установке в узлы автомобилей пригодны все. Внутри ступичного роликового подшипника перекатываются усеченные конусы. Напомним, что преимущество роликовых подшипников по сравнению с шарикоНАША СПРАВКА Ступичные подшипники снимают с помощью специальных съемников. Они разные для «Самары» и «Москвича». При неправильной установке подшипника часто нарушается работа сальникового уплотнения - выдавливается смазка. Все ступичные подшипники - одноразовые: даже после правильной установки и демонтажа вторично использовать их в автомобиле нельзя. Поэтому словосочетания «бэушный ступичный подшипник» обычно вызывает у механиков улыбку.1 23456789'Наблюдалось неравномерное вращение подшипника.ТАБЛИЦА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ ОСЕВОГО ЗАЗОРА И УГЛА КОНТАКТА№ изделия Осевой зазор, мкм Углы контакта. град 31 'ЬЗ1 30°50' 40°45' 39W1 2345678940 20 10 10 40 30 40 60 701 2345678973/54 75/58 73/55 78/60 76/60 74/56 75/58 83Я7 83/65-• _* -*42°10' 4Г48' 29°46' 29°46' 36°12' 34'52' 30°55' 27"57'' Замеры не проводились ввиду неразборности внутренних блоков подшипников.7.гК1,ЧехияЦена / 270 руб.8. SBR, Франция Цена / 280 руб.9. Завод специальных подшипников «ЗСП» (Самара, Россия) Цена / 220 руб. ^Шк—.ШшшТ^шшШПодшипник завернут в бумагу и упакован в коробочку. Маркировка на уплот-• ЩЛ ^ЩшЛЕШ ^km\W Упаковки нет. Маркировка на торце внутреннего кольца - ZKL, PLC 14-24, CZECH. Вращение легкое, без заеданий. Уровень вибрации средний, момент трения - тоже. Высокое радиальное биение наружного кольца. Оценка: удовлетворительно. Упаковка отсутствует. Маркировка на торце внутреннего кольца: SBR, НВ-4022С, MADE IN FRANCE. Уплотнение светло-коричневого цвета. Вращение легкое, без заеданий. Высокий уровень вибрации. Момент трения - средний. Оценка: удовлетворительно.нении: 6-256907Е1, RUSSIA, SHAR. Маркировка снаружи: 6-С17, ЗСП, 1 Т111. Вибрация высокая. Момент трения высокий, да и вращение неравномерное. Очень маленький угол контакта. Шарики в двух рядах отличаются по диаметрам. Высокая волнистость дорожек. Повышенное радиальное биение наружного кольца. Оценка: неудовлетворительна