170
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |«ПРОЦЕСС ПОШЕЛ...i>ОТЧЕГО ШИНЫ «ИДУТ винтом»ТЕКСТ / ГЕННАДИЙ ИВАНОВ/СМОТРИМ В КОРЕНЬИз письма читателя: «Заграничные шины дороговаты, зато наши почти «с новья» становятся кривыми. В чем причина?» Как только не объясняли шинники сей печальный факт - в том числе со страниц ЗР! Но все «комментарии специалистов» обычно сводились к одному: виноват владелец автомобиля - неосторожно ездит по неровным дорогам, перегружает машину, не следит за углами установки колес, давлением в шинах, балансировкой... Добросовестный автомобилист, прочитав или услышав подобное, удивляется: «За давлением слежу, машину не перегружаю, сход-развал и балансировка в порядке... Что касается «неосторожности», то даже хлипких железных дисков не гнул! И все равно кривым покрышкам счет потерял. Иные и 25 тысяч не выхаживали - протектор еще хоть куда, а ездить невозможно. Кстати, господа шинники, а почему такое почти не случается с продукцией ваших зарубежных конкурентов?» Давайте прежде всего вспомним, почему шина - в отличие, например, от камеры - сохраняет размеры и форму, даже если перекачана? Да потому, что, как знают все, она сделана не только из резины! Почти нерастяжимый кордный каркас во многом определяет прочность, износостойкость, механические потери при качении и ряд других важных свойств покрышки. Современная радиальная шина (рис. 1) своим названием обязана тому, что кордные нити основного (от борта до борта) каркаса 1 расположены в радиальных плоскостях и не пересекаются, как в прежних, диагональных. Этот корд, как правило, текстильный. Коронную зону шины, испытывающую повышенные нагрузки, дополнительно подкрепляет силовое кольцо металлокордный брекер 2. Его кордные нити - тросики, свитые из нескольких стальных проволочек, с латунным покрытием для лучшей адгезии, уложены ••ав не радиально, а под некоторым углом к гул плоскости вращения колеса в несколько — слоев. Конструкция напоминает сетку.Ее ширина почти соответствует протектору, концы нитей свободны - ни к чему не привязаны. Но после вулканизации брекер практически нерастяжим, хотя достаточно гибок. Это позволяет шине нормально катиться. Такие шины меньше потребляют на это энергии (то есть... топлива), автомобиль с ними более управляем, их протектор дольше сохраняется и т. д. Но все эти плюсы легко перечеркиваются одним минусом. Стоит порваться связям между кордом и резиной - и брекер искривляется. Шина, скажут, пошла винтом. И тогда даже при еще очень приличном протекторе ничего не остается, как с нею расстаться. НАЧАЛО КОНЦА Разрушение шины больно бьет автовладельца по карману. Заметив, что на небольшой скорости машину стало покачивать, опытный автомобилист загрустит. Остановится, осмотрит колеса. Вот она причина: одну из шин словно скособочило! Обратимся к примеру. Ажурное колесо велосипеда (рис. 2) с тонкими спицами тем не менее имеет достаточную прочность и стабильную форму... только при определенных условиях, когда все спицы одной длины и поровну нагружены (рис. 2а). (Более сложные схемы здесь не рассматриваем.) Если хотя бы одна-две спицы лопнули - симметричное равновесие сил нарушается (рис. 26). Нагрузки начнут перераспределяться, исправные спицы подтягивают ступицу к себе, колесо меняет форму... пока не наступит новое равнове-Рис.1. Радиальная шина с металлокордный брекером: 1 - каркас; 2-сие сил. Но теперь спицы вблизи лопнувших сильно перегружены. И в свою очередь могут разорваться. Колесо деформируется еще больше. Примерно то же происходит, если лопается корд Или отслаивается от резины и «ползет». Такая шина для эксплуатации непригодна. Она становится источником неустранимой тряски (наивные пытаются ее «балансировать», не учитывая, что колесо неправильной формы, даже отбалансированное, все равно трясет!), искривление прогрессиб * s^\1-:'^у'Ш%VРис. 2. «Поведение» спиц в велосипедно м колесе: а - исправное; б - с лопнувшими спицами.w/LJ_- -^^