184
БЕЗОПАСНОСТЬСТРАХОВАНИЕФРГ: БЕЗ АВАРИЙ ЕЗДИТЬ ВЫГОДНОАлексей ГлуховскийСегодня в Германии на 20 миллионов водителей приходится 50 миллионов автомобилей. В отличие от России, где законодатели до сих пор обсуждают проблему «автогражданки», в ФРГ этот вопрос давно решен: страхование автомобиля обязательно для всех участников движения. В соответствии со специальным законом без договора об автогражданской ответственности вы попросту не сможете купить машину и легальным путем сесть за руль. Более того, в законе заложен экономический механизм снижения аварийности - без аварий ездить выгодно. Несмотря на юридическую безотказность самой системы автострахования, она весьма запутана и несведущему разобраться в ее деталях непросто. Да это и ни к чему - сотни страховых компаний готовы предложить вам свои услуги. Приняв решение о покупке, вам не удастся миновать страхового агента. Он - первая инстанция, с которой вам предстоит общаться еще до оформления желанной сделки. От него автовладелец получает так называемую «доппель-карту» - свидетельство договорных отношений со страховой фирмой. С этого момента в 184 За рулем 01/2005ПОЧЕМ СПОКОЙСТВИЕ? На вопрос о том, сколькостоитв Германии страховка, однозначно не ответишь. Для меня, даже после нескольких лет жизни здесь, это не очень понятно. Сумма зависит от многого. От того, скажем, насколько «свеж» ваш автомобиль, оборудован ли противоугонным средством, кто его постоянно будет водить, есть ли у хозяина машины гараж, будут ли взносы снимать со счета клиента или придется каждый раз напоминать ему об оплате и тд. Порой при удачном стечении всех условий величина взноса может уменьшиться на 30-40% от первоначальной. В немецком законе об обязательном страховании есть такое понятие, как класс аварийности автомобиля. Каждому типу авто соответствует определенный класс и таких пятнадцать: чем выше, тем дороже страховка. Напритечение двух недель она обязана мер, за любой БМВ, имеющий вызаключить договор. Повод для отсокий класс аварийности, придетказа может быть только один - ся заплатить больше, чем за если выяснится, что клиент недо«Фольксваген-Пассат», а за «Мерплатил взносы предыдущему седес» - больше, чем за «Тойоту». страховщику. Правда, есть автомобили, которые Итак, договор подписан. Это изначально причислены каварийозначает, что страховая компаноопасным. К ним, например, отния взяла на себя не только ответносится «Фольксваген-Гольф», и ственность за возможные ошибпричина такой его участи - попуки своего клиента, но и расходы лярность среди молодежи. по возмещению вероятного ущерба. Как иу нас, в Германии страхуется не любимая машина, которая рассматривается всего лишь как источник повышенной опасности, а гражданская ответственность владельца. При этом Зависит сумма страховки и от ущербом считают не только порегиона, в котором автомобиль врежденный автомобиль, но и поставлен на учет. Там, где зареразбитую витрину или погнутый гистрировано больше автомобифонарныйстолб,задавленное долей, выше и региональный класс. машнее животное или медицинКроме того, он зависит от индекские расходы пострадавшего песа средней аварийности в этом шехода, включая стоимость лерегионе. Но все же главное, что карств. Не сомневайтесь, все это учитывают в стоимости страховбудет возмещено страховой комки - это продолжительность безпанией в пределах лимита, устааварийной езды. Здесь руководновленного государством. А это ствуются специальным показатенемалая сумма - до 50 миллиолем, выраженным в процентах. нов евро! Правда, есть и множестНовичок со стажем до трех лет во оговорок. Например, если воначинает с 230%. Если в течение дитель совершил аварию в непервого года у него не было аватрезвом виде, ему не только не рии, процент снижается до 140. оплатят ущерб, но оштрафуют Следующий год безаварийной и лишат водительских прав. езды - уже 100%. И так вплоть досамого низкого порога - 30%. В денежном выражении сумма страховки у разных компаний различается несильно, поскольку ее определяют по специальной* таблице. За свой трехгодовалый автомобиль «Вольво-БбО» по присвоенному мне классу 85% я плачу 1236 евро в год. При заключении договора со страховой компанией учитывали мой общий водительский стаж, сколько лет езжу без аварий (здесь агенту пришлось поверить мне на слово - выяснить, как я ездил в России, он не мог), модель и год выпуска автомобиля, а также наличие гаража. За 2-литровый «НиссанПримера» 1993 года выпуска мой знакомый, имея 70%, платит 924 евро в год. КАК «ВЫКУПИТЬ» АВАРИЮ Если клиент, застрахованный, как я, по классу 85%, совершит аварию, со следующего года он переходит на 140%, причем этот показатель никак не зависит от величины ущерба, оплаченного страховой компанией. Но если его размер невелик (до 500 евро), клиент имеет возможность прийти к компромиссу со страховщиком, «выкупив» у него аварию за эту сумму. То есть, иными слова-Без договора об автогражданской ответственности нельзя ни купить машину, ни сесть за руль.ми, возместить ее из своего кармана. Любаястраховаякомпания рассчитает, что для вас выгоднее в данном случае: воспользоваться страховкой или раскошелиться, «подчистив» свою водительскую биографию. В этом случае страховой класс за безаварийность останется прежним. Есть в отношениях со страховой компанией и «несправедливые» моменты. Если вы, к примеру, в течение нескольких лет не ^ совершили на своей машине ни одной аварии, но при этом она была застрахована на вашего приятеля или родственника, то все эти удачливые годы будут засчитаны не вам, а ему. •