125
ДИАГНОСТИКА: FORD FOCUS - ПУСК ДВИГАТЕЛЯ,ИЗ ИСКРЫ...Геннадий ЕмелькинСХЕМА СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯКатушка зажиганияртГ^Г"Замок зажиганияVYYYIКонтроллерСтатьи в двух предыдущих номерах были посвящены поиску причин остановки двигателя на «Форде-Фокус». Мы проверили электрические цепи бензонасоса и форсунок, измерили давление топлива, убедились в том, что оно поступает в цилиндры. Но этого мало. Топливовоздушную смесь нужно еще и воспламенять. Сегодня исследуем дефекты системы зажигания. В их поиске поможет пробник с батарейкой. Сразу заметим, что такие серьезные элементы, как контроллер или катушка зажигания, отказывают крайне редко, хотя полностью исключить эту возможность нельзя. Чаще автовладелец сталкивается с банальными обрывами электрических цепей или с дефектами из-за сбоев в работе охранной сигнализации. •При прокрутке стартером коленчатого ва.ла датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) подает сигналы контроллеру (блоку управления), а тот - управляющие сигналы на форсунки и катушку зажигания. В исправности ДПКВ и его электрической цепи можно убедиться, если лампа пробника, подключенного к разъему форсунки, ритмично мигает. Достаточно проверить одну форсунку. Если же сигнала нет, следует повторить проверку на других форсунках (этим исключим неисправности в соединительных цепях).Если искры нет, проверим электрическую цепь катушки. Взгляните на схему. От аккумуляторной батареи (см. рис.) поступает «плюс» 12 Вк замку зажигания, а от него - дальше, к катушке зажигания. В цепи от батареи к замку зажигания установлен предохранитель F8 (зеленый, на ток 30 А), который находится в монтажном блоке. Если предохранитель сгорит, то все потребители, включаемые замком, не будут работать, а не только зажигание. Помните это!Проверим катушку. У нее разъем закрытого типа, поэтому воспользуемся булавкой. Вставим ее в разъем до упора в клемму контакта 1. Зажим пробника крепим к «минусу» батареи, а его щуп - к булавке. Включим зажигание: загорелась красная лампа? Тут все в порядке. Точно так же проверяем контакт 3. Итак, в обоих случаях красная лампа должна загореться, иначе катушка неисправна. Если катушка в порядке, а искры нет, возможно, сигналы от контроллера не поступают на контакты 1и3 катушки (см. рис.). Провернем коленвал стартером: моргает лампа пробника - все в порядке, не моргает - это говорит о неисправности контроллера или обрыве цепи между ним и катушкой.Переходим к высоковольтной части. Вынув один из свечных наконечников, вставляем в него пробник, прикрепив последний зажимом к шпильке верхней опоры ^двигателя. Можно вместо пробника воспользоваться исправной свечой, надежно соединив ее корпус с «массой» двигателя. Прокрутим стартером коленвал. Есть искра - значит, катушка зажигания с соответствующими электрическими цепями исправна. Во многих случаях этим и завершается проверка. Но все же не всегда...Снимем разъем с катушки зажигания. Здесь три контакта: первый и третий - управляющие, второй - питание катушки. Если включено зажигание, на контакт 2 должен поступать «плюс» 12 В. Нет питания? Возможна неисправность замка или обрыв цепи. Случись такое, неисправность следует устранить. Но допустим, питание до контакта 2 доходит, а искры все же нет. Остаются три варианта - неисправность в катушке (например, повреждение обмотки), неполадки в цепях, соединяющих ее с контактами 58 и 59 контроллера, или дефект контроллера.В заключение вернемся к ситуации, когда нет ни искры на свечах, ни сигнала на форсунках. В этом случае сразу проверим работоспособность датчика положения коленчатого вала. Он находится в нижней части блока цилиндров рядом со стартером. К контактам ДПКВ подсоединим щупы мультиметра, переведем его в режим измерения переменного напряжения и прокрутим коленвал стартером. Если есть переменное напряжение около 1,6 В - датчик в порядке. Но ив этом случае двигатель иногда не заводится, например, если оборвана цепь ДПКВ. Другой вариант - тут все в порядке, а капризничает контроллер. Как видите, иной раз в помощь прибору «подключают» голову! За рулем 01/2005 125