142
143
ТЕХНИКАКАК ЭТО ДЕЛАЮТЛАДА ДЭНСОПервый визит российского журналиста на знаменитую японскую фирму.не знаем... Думаю, именно это и послужило причиной неожиданного приглашения. На далеких островах поняли, что русские прогнали-таки со своих улиц медведей, начали ездить на автомобилях и бойко покупать свечи зажигания... Восточная свеча - дело тонкое. Даже очень тонкое - с диаметром центрального электрода всего 0,4 мм! Никакая другая фирма в мире пока не может поставить на поток свечи зажигания с такими тонюсенькими электродами. А «Дэнсо» - смогла: лазером приваривает иридиевый электрод по кругу. Более того - научилась приделывать такой же тоненький стерженек к боковому электроду: этого тоже никто больше не умеет. Зачем? Согласно официальному заявлению фирмы, применение иридиевых свечей «Дэнсо» в ЛЮБОМ автомобиле обязательно приведет к снижению расхода топлива, уменьшению вредных выбросов, возрастанию мощности, повышению максимальной скорости и улучшению динамики! Конечно, речь о долях процента - но откуда они? Выскажу свое личное мнение: при создании свечей зажигания практика всегда опережает теорию. И все же попробуем сообща разобраться. ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЭКОНОМИЯ? В Японии жизнь дорогая. За литр бензина с вас потребуют евро с четвертью, а за участочек земли в две сотки (без строений!) придется залезть в кабалу и выложить шестизначную сумму. Поэтому стремление сэкономить вполне объяснимо.Михаил КолодочкинПрименительно к свечам зажигания это выглядит так. Электрод из иридиевого сплава сам по себе способен превратить свечу в долгожителя - от 100 000 км и выше. Боковой электрод также дорабатывают - например, приваривают к нему пятачок из платины. А самое «крутое» решение, показанное на заставке, - применить тот же иридиевый сплав. Это позволяет владельцу новенького автомобиля, по сути, исключить свечи из перечня расходных материалов вот первый источник экономии. А откуда лишние киловатты и иже с ними? На «Дэнсо» полагают, что мало поджечь смесь - нужно еще, чтобы фронт пламени двигался с максимально возможной скоростью. В «обычных» свечах ему тяжело «вылезать» наружу: мешает толстенный центральный электрод. Можно, конечно, по-простецки увеличить зазор в свече - мол, путь свободен! - но за это немедленно придется доплатить лишними киловольтами, а где их взять? Но если сделать электрод максимально тоненьким... На «Дэнсо» при этом убивают двух япон- vских зайцев - расчищают путь фронту пламени и уменьшают ненужный отвод тепла через центральный электрод. Напоминаем - его диаметр всего 0,4 мм. Впрочем, оговоримся сразу - на конвейеры автозаводов «Дэнсо» поставляет свечи с электродом потолще (0,7 мм). Там первоочередным требованием выдвигают длительную службу без замены, а потому свеча должна быть «долгоиграющей», типа long life. Но если клиент захочет сэкономить, он купит и «тоненькие» свечи: пробег будет поменьше (сократится с 200 тыс. км до 100 тыс.), а мощность - побольше.Азачем в России свечи? Хороший вопрос, правда? Что поделаешь японцы до сих пор знают о нас примерно столько же, сколько мы о них. Прикольная борьба сумо (не путать с сакэ!), полное непонимание преимуществ вилки над палочками, а вдобавок - Чио-Чиосан, обманутая американским Рэмбо. В ответ вежливые островитяне посмеиваются над европейцами - мол, варвары! - и продолжают игнорировать все языки, кроме родного. Заблудишься на улице - не выбраться!Но в конце 2004 года произошло небывалое - фирма «Дэнсо» (Denso) пригласила в гости русского журналиста. Впервые в своей истории... ДЕЛО ТОНКОЕ По объему производства и продаж автокомпонентов «Дэнсо» уступает во всем мире только американской «Делфай» и немецкому «Бошу». Но при всем при том мы ее и правдаI Иридиевая свеча 25I «Обычная» свеча«Обычная» свеча Диаметр центрального электрода - 2,5 мм Значительная часть энергии бесполезно рассеивается в теплоИридиевая свеча DENSO При неизменном зазоре све ча с тонкими электродами требует меньшего напрялкения Диаметр 0,4 мм Тепловые потери минимальны--^щ.Ш20 -щ15дд_—-—Распространению фронта пламени мешают массивные электроды Фронт пламени распространяется без задержек10 Пуск Холостой ход Резкое ускорение Полная нагрузкаЗависимость требуемого напряжения системы зажигания от режима работы двигателя. 142 За рулем 01/2005Распространение фронта пламени в «обычной» и иридиевой свечах. КАК ЭТО ДЕЛАЮТНа правах рекламыХОРСРЕМНИСпециально для «зарулевца» на стенд загнали двухцилиндровый спортбайк объемом 250 «кубиков» - смотрите сами, мол... Так вот - замена никелевых свечей на иридиевые с диаметром электрода 0,7 мм повысила «максималку» на 0,4 км/ч и ускорила разгон до сотни на 0,2 с. Последующая замена на «иридий» с диаметром 0,4 мм добавили к скорости еще 1,2 км/ч: пустячок, а приятно. И еще один источник экономии. При прого, ничего - в каталогах других производитечих равных условиях свеча с соосно распололей присутствуют и GAZ, и W0LGA... Смущенженными тонкими электродами требует ные хозяева тщательно переписывают содерменьшего пробивного напряжения, чем ее жимое техпаспорта и обещают в кратчайшее полноватые коллеги. А раз так, то в самых время разобраться. неблагоприятных условиях (резкий разгон Впрочем, свечи зажигания - только проби т. п.) такая свеча не будет жаловаться на неный снежный шарик, который должен сорвать хватку киловольт от системы зажигания. на нас лавину другой техники - кондиционеров, генераторов, контроллеров и прочего. К тому же «Дэнсо» в первую очередь рассчиА ДЛЯ ВАС СВЕЧЕЙ НЕТ... тывает на владельцев иномарок - у них-то - А для вас свечей нет... Этого я ждал и совсем не обиделся... Дело проблем с идентификацией нет. Но уж если не в том, что вежливые японцы пустили по кругу «волговодов», то владельцев «самар» и других анкету - дескать, укажите марку вашего автоВАЗов «Дэнсо» уже обеспечивает - что за бизмобиля, а мы подберем нужный комплект нес с Россией, если не знаешь про «Ладу»? 1 свечей, дабы вы лично смогли ощутить преиУвы - я так и не смог объяснить японцам, мущества самого тонкого в мире «иридия»... что на нашем бензине их свечи, скорее всего, Что ж, читайте правду - ГАЗ-3102 с двигатебудут отхаживать не по 100 тыс. км, а, скажем лем ЗМЗ-4062. На следующий день все притак, несколько меньше. Вежливо слушают, киглашенные получают фирменные пакетики - вают и... не понимают. все, кроме меня... Японцы расстроены Впрочем, может статься, они опять прис этими русскими вечно что-то не так... Ничедумали что-то новенькое? DГРМ- СИНХРОНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ - СТАБИЛЬНОСТЬ ДЛИНЫИФОРМЫ ИЗДЕЛИЯ - П ОВЫШЕННЫЙ PECVPC ЭКСПЛУАТАЦИИ - СООТВЕТСТВУЮТ ФОРМЕВМ ' ПО СТАНДАРТУ ISO - РАЗРАБОТАНЫ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯВАЗWWW.HORS-SILIKON.RU Производство Санкт-Петербург Московское шоссе 46 Представительство Таллин Дилеры Екатеринбург Ижевск Иркутск Красноярск Курск Москва Н. Новгород Ростов-на-Дону Самара Тольятти Челябинск(812) 371 -21 -70 371-99-74 ..+10(372)6050980 .(3432)78-10-15 .(3412)76-09-88 . (3952) 27-37-89 .(3912) 44-46-00 .(0712)24-30-40 .(095)958-91-78 (8312)63-01-11 .(8632) 99-12-44 ..(8462) 38-35-91 . (8482) 29-84-89 .(3512)62-13-28За рулем 01/2005 143