170
171
172
ТЕХНИКАПРИЦЕПЫ-АВТОВОЗЫСЕЛИ НА ХВОСТНВладимир Арбузовет нужды рассказывать читателю о достоинствах машины с прицепом. Он и без нас знает, что личный автопоезд экономит время, деньги и избавляет от лишней суеты при выполнении небольших транспортных задач. А если задача эта побольше, да решать ее приходится часто? К примеру, возить спортивную машину по соревнованиям, пиломатериалы или бетономешалку на дачу? Да мало лиBARTHAU MZ-2702.грузов, которые обычному прицепчику не под силу, а нанимать эвакуатор-автовоз или КамАЗ и дорого, и хлопотно. В Европе на прицепах к легковым машинам возят маломерные бульдозеры, экскаваторы, электростанции и даже небольшие яхты – удобно, дешево и независимо. У нас прицепы-автовозы пока не столь популярны, но это, видимо, вопрос времени. За их освоение уже взялись два российских предприятия – МоBPW D-61674.сковский завод спецавтомобилей и ступинское ООО «Трейлер», а из-за границы везут немецкие «Бартхау» и BPW. Конструкции очень схожи – четырехколесная ходовая часть на резиножгутовой подвеске, низкая оцинкованная рама, инерционные тормоза, лебедка для погрузки автомобилей, схожие размеры и грузоподъемность. Разница в качестве изготовления ив цене. Давайте вместе посмотрим, что это за прицепы.170 За рулем 07/2005 ПРИЦЕПЫ-АВТОВОЗЫ«Трейлер-82980А».МЗСА-821700.BARTHAU, МОДЕЛЬ MZ-2702Сплошной пол из водостойкой фанеры и невысокие борта позволяют использовать этот прицеп для перевозки любых грузов, даже сыпучих. Песок, кирпич, длинномеры, легкая строительная техника, да мало ли что можно разместить на 7,5м 2 площади кузова. Для фиксации груза по периметру платформы предусмотрены переставляемые проушины, адля погрузки колесной техники – ручная лебедка и въездные трапы, убирающиеся в транспортном положении в ниши под пол. Широкое колесо передней опоры не проваливается в грунт, поэтому даже груженый прицеппри необходимости можно перекатить вручную. Жесткая резиножгутовая подвеска оснащена амортизаторами. Благодаря им прицеп независимо от загрузки идет ровно, мягко, не подпрыгивает на ухабах и не раскачивает тягач.BPW D-61674Пол, как иу «Бартхау», из водостойкой фанеры, но по краям на ширине колеи легкового автомобиля застлан рифлеными алюминиевыми накладками – при интенсивной эксплуатации автовоза фанера, хоть и ламинированная, под колесами все же изнашивается. Въездныетрапы показались узковаты – перед заездом их нужно выставить точно по колее. У переднего борта намертво закреплены два упора под колеса перевозимого автомобиля. С одной стороны, неплохо – надежная фиксация здесь не повредит. С другой – эти же упоры определяют положение автомобиля в кузове и, соответственно, центровку груза. Поэтому разместить его центр тяжести точно между осями прицепа получается не всегда – одна из них оказывается перегруженной. Прицеп оснащен запасным колесом – полезная опция, особенно если запаска тягача не совпадает размерами или креплением с прицепной. Авот амортизатоЗа рулем 07/2005 171 ТЕХНИКАПРИЦЕПЫ-АВТОВОЗЫРезиножгутовые подвески «Бартхау» и МЗСА821700 дополнены амортизаторами. Благодаря им прицепы не подпрыгивают на ухабах и не раскачивают тягач.ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРИЦЕПОВ-АВТОВОЗОВ (данные производителя)Модель, ПолнаяГрузо-Габарит-РазмерШиныЦена, страна-производительмасса, кгподъем-ныекузоваруб. ность, кгразмеры, ммд хшх в, мм Barthau MZ-2702, Германия270020505530х2350х9604040х1840х150205/70R15120 000 BPW D-61674, Германия200014005570х2430х10203970х1970х170185/65R14108 000 МЗСА-821700, Россия200014405820х2290х9303900х1785185/75R13 120 000 205/70R15 «Трейлер-82980А», Россия150011005800х2290х9803950х1690175/70R1375 000ров нет, хотя места крепления предусмотрены. Что ж, без них, конечно, дешевле, а покупатель, если захочет, сможет установить их самостоятельно.ких опор дышло должно быть пристегнуто к шару сцепки, иначе прицеп неминуемо встанет на дыбы.«ТРЕЙЛЕР-82980А» МЗСА-821700В отличие от двух предыдущих, бортов уэтого прицепа нет, что несколько ограничивает использование его для перевозки, к примеру, сыпучих грузов. Тем не менее пол с уложенными на него трапами образует довольно ровную площадку. Переставные упоры позволяют точно отцентрировать перевозимый автомобиль или вовсе оставить их в гараже. Стояночный тормоз оснащен газовой пружиной, что дает некоторые удобства при пользовании. Сомнения в надежности конструкции (не сработает ли в движении от тряски?) развеяли в одной из прокатных фирм, где такой прицеп благополучно работает уже второй год. К этому узлу претензий нет. Зато заменили изношенный настил пола. Видимо, фанера, даже водостойкая, не лучший материал при коммерческом использовании автовоза. Резиножгутовая подвеска дополнена амортизаторами, есть запаска, и, что особенно полезно, в задней части кузова предусмотрены погрузочные опоры. Благодаря им прицеп при заезде на него машины не приседает и, кроме того, грузить его можно и без тягача. Без таСамый недорогой прицеп производства ступинского ООО «Трейлер» изначально предназначен только для перевозки автомобилей. На стальной раме закреплены два перфорированных колейных желоба, а между ними – съемные трапы. На дышле – лебедка, в задней части – погрузочные опоры. Ни запаски, ни бортов, ни сплошного днища, ни амортизаторов нет, тем не менее довольно широкие колейные желоба, прочная рама и отсутствие бортов делают его особенно удобным для перевозки длинномеров. Шестиметровые доски, трубы и тому подобный товар загружать удобно, да и за габарит он почти не выступает. Простота конструкции дает прицепу существенное преимущество над конкурентами – он намного дешевле. При том, что свою основную задачу – транспортировку автомобилей выполняет ничуть не хуже. Подтверждает это и статистика прокатных организаций – «Трейлер» благодаря невысокой арендной плате берут более охотно, чем дорогие модели. А уж что на нем возят – можно догадаться. Ибез того мощные раму и дышло завод вынужден был усилить еще больше.Неснимаемые упоры жестко определяют положение автомобиля на прицепе, поэтому распределение веса по осям может быть неравномерным.Опорное колесо на регулируемой винтовой стойке-домкрате облегчает сцепку и перекатывание прицепа вручную.Кстати, в ближайшем будущем «Трейлер» планирует запустить в производство более современный автовоз, конструктивно повторяющий модель BPW D-61674, только дешевле.172 За рулем 07/2005