154
155
РЕМОНТ И СЕРВИСДИАГНОСТИКА СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ ВАЗ-2110ПОД НАДЗОРОМ ДСТГеннадий ЕмелькинВАЗ-2110 первым из российских автомобилей получил современную схему управления вентиляцией и отоплением. Водителю достаточно задать желаемую температуру в салоне рукояткой блока управления, остальное система сделает сама. Например, положение заслонки радиатора отопителя не нужно подбирать, двигая рукой рычаг. Эта функция возложена на микромоторедуктор. Температуру в салоне блок управления оценивает по сигналу с датчика на потолке возле плафона. Работает система, начиная еще с первых «десяток», в общем, неплохо. Но не обошлось без проблем. Недаром наши автомобилисты настороженно относятся ко всему новому, особенно к тому, что хоть как-тоусложняет конструкцию. Вот ив этой системе давал сбои алгоритм управления: например, при прогреве салона после ночной стоянки вположении «А» рукоятки моторчик выходит на высокие обороты, а потом резко их сбавляет. Многие, не изучив инструкцию, мучились срежимом рециркуляции. Не без труда осваивали «тайны» отопителя ив сервисных центрах – в первую очередь, из-за отсутствия подходящего диагностического оборудования. Доходило даже до «обвинений» блока управления отопителем в сбоях системы управления двигателем. Накопив опыт, в том числе горький, специалисты ВАЗа рука об руку с коллегами из самарской фирмы НТС внедрили систему ди-агностики отопителя. Теперь блок управления (фото 1), микромоторедуктор (фото 2) и датчик температуры салона (фото 3) в любой момент можно допросить с пристрастием. Свыбором диагностического прибора мудрить не стали. Это либо ДСТ-2М с соответствующим картриджем, либо его более современный, программируемый аналог ДСТ-10. Но владельцев «десяток» с устаревшим вариантом блока управления (2110) с режимом «А» мы огорчим: продиагностировать эту систему не получится (на фото 1 справа). Система диагностики рассчитана на новый вариант автоматического управления отопителем (САУО) с блоком 2111 (на фото 1 слева). Тот иэтот похожи, но у современного нет режима«А», а скоростей – четыре. Блоки невзаимозаменяемы – пусть одинаковые разъемы не вводят в заблуждение. Если на место прежнего поставить новый, то при прогреве салона он будет не открывать заслонку, а, наоборот, прикрывать. Для диагностики САУО используется тот же разъем, что и для контроля управления двигателем (снизу панели приборов, чуть правей рулевой колонки). Подключаем сканер, включаем зажигание – и выбрав пункт «климатическая установка» (САУО), нажимаем клавишу «ввод». Сканер обязан связаться сблоком управления отопителем – об этом известит стрелка в правом верхнем углу дисплея (фото 4). Если здесь высветится крестик – связи нет. Наиболее вероятная причина – отсутствие провода, соединяющего К-линию с блоком управления. Проверим это – извлекаем блок из консоли (предварительно сняв расположенные рядом заглушки); на задней стенке блока есть разъемы Х1 и Х2. Контакт12 разъема Х1 должен быть соединен с контактом 7 колодки диагностики – все они для удобства пронумерованы. Если провода нет, проложим свой. Понадобится небольшой12Блоки САУО: прежний 2110 с режимом «А» (справа) и новый 2111 – слева.Микромоторедуктор заслонки отопителя.154 За рулем 07/2005 ДИАГНОСТИКА СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ ВАЗ-2110345Датчик температуры воздуха в салоне (показан стрелкой).Сканер способен контролировать до семи параметров. Все сокращения – на русском языке.Просматривая переменные, легко расшифруете любое сокращение.(около 0,5 м) отрезок провода и одна клемма под колодку разъема Х1. Работа нехитрая, времени много не отнимет. Сделали? Вновь включаем сканер. Стрелка в правом верхнем углу дисплея есть, значит, можно приступить к диагностике. Первым делом просмотрим список ошибок в памяти блока. В отличие от системы управления двигателем, здесь не предусмотрено контрольной лампы («Проверь САУО»). Так что о неполадках с отопителем мы судим (помимо самих результатов плохой работы) по реакции на них сканера: если какой-либо элемент вышел из строя, блок зафиксирует ошибку и запишет ее код. Кроме пункта ошибки, на дисплей сканера выводятся уже известные по диагно-стике двигателя пункты: общие параметры, параметры по группам, исполнительные механизмы. Одновременно можно проверить номер блока и дату записи программного обеспечения. Параметры по группам, в свою очередь, могут быть разделены на «пользовательские» и группы «по умолчанию»! Иначе говоря, дело диагноста – молча согласиться с разработчиком сканера и воспользоваться предложенными группами либо создать свои, пользовательские. Одновременно удается контролировать до семи параметров работы САУО (фото4). Все сокращения, заметьте, на русском языке. Удобно – ведь у некоторых элементов оченьдлинные названия. Например, что такое ЭДДТВС? Электрический двигатель датчика температуры воздуха в салоне. В помощь тем, кого это может смутить, разработчики предусмотрели функцию подсказки по переменным: нажмем на клавишу «1» – и сканер расшифрует сокращение (фото 5). Мы убедились на собственном опыте, что освоение азов диагностики системы отопления отнимает немного времени. Польза же от нее немалая. Теперь механик избавлен от необходимости поочередно проверять узлы системы, а любой, кто хоть раз пытался подобраться к микромоторедуктору, упрятанному втруднодоступное место «десятки», оценит новую систему по достоинству.На правах рекламыЗа рулем 07/2005 155