132
133
134
ЭКОНОМИКАПРОФЕССИЯ ВОДИТЕЛЬ-ИСПЫТАТЕЛЬЯ – робот!Никаких управляемых заносов, увлекательных автопробегов и прочих красот – сплошные «разгон-торможение». Каждодневные испытания – тяжелый труд, к которому прикоснулся Максим Приходько. Фото: Александр Кульнев.132 За рулем 06/2007 – Значит так: сейчас тебя посадят к испыта телю, он провезет тебя по полному круг у, потом скоростное кольцо, потом… – Потом я сам с яду за руль, – прерываю монолог на чальника вазовского полигона Владимира Костякова. – Нет, не с ядешь, это же испытания! – Так я за этим и приеха л, мне сам Акоев обещал! Акоев – это человек, через руки которого прошли вс е модели ВАЗ – и те, что пошли в серию, и те, что были изготов лены в едини чных экземплярах. От «копейки» и до «Приоры». Уже долгое врем я Ана толий Акоев возглавляет Управление дорожных испытаний и доводки автомобилей АВТОВАЗа. На время я – его ученик, кандидат в водители-испытатели. Задолго до того, как первый макет нового ав томобиля появится в натуральную величину, к конс трукторам подключаются испыта тели. Компоновка са лона, насколько все там б удет под рукой, как будет выглядеть тот или иной узел перспективной машины – вс е это сог ласуют иу тверждают в том числе и испытатели. Многие решения подсказываются проектировщикам еще на этом этапе. Как должна вести с ебя подвеска на б улыжнике, к примеру? Опытный испыта тель держит в голове масс у параметров, может объяснить природу того или иного стука. Вначале совместно найденные решения обка тывают на стенде, затем, по мере появ ления первых предс ерийных образцов, испытывают на полигоне в разли чных ус ловиях. А уже потом «кандида ты вс ерийное производс тво» разъедутся д ля тес тов по вс ей России – от гор Ос етии до холодной Колымы. Испыта тельский труд сродни родительским заботам. Надо, по с ути, на учить автомобиль ездить, а это – большое искусс тво, помноженное на исключительное терпение и усидчивость.– Эх, ку да мы раньше только не гоняли… – ме чтательно произносит Акоев, подвод я итог своей лекции о том, чем занимается нас тоящий водитель-испытатель. Кс тати, тем, кто решится пойти в испытатели, не минова ть личного собеседования с Ана толием Михайловичем. Это своего рода аналог сис темы распознавания «свой – чужой». Если пройдете этот тес т, вас ж дет следующая ступень – практическая. – Забудь про гоночные серпантины, виражи, змейки, «переставки» и полицейские развороты – это вс е для кино. Настоящий испыта тельский тру д не в этом, – говорит Акоев. – А в чем? – На полигоне сам узнаешь.Перед выездом на трассу – обязательный медосмотр. Давление в норме!ПОЛИГОННЫХ ДЕЛ ПОДМАСТЕРЬЕ…Вначале, я, как и вс е испытатели, долж ен вымыть ав томобиль, затем пройти медосмотр (а докторша на полигоне АВТОВАЗа хорошенька я!), получить путевку, заправить машину и выехать на маршрут. Задание мне – определять топливную экономичность и соответствие нормам Евро IV новой модели «Приора». Только я настроился на дорог у, как мой наставник Василий Бахарев командует: «Выходи». Подходим к каким-то указателям. А-а, это, так сказа ть, лег енда моего маршрута. С легка кос ясь на фотографа, Василий объясняет, что я долж ен разогна ться на четвертой передаче до скорости 64 км/ч, за тем, через 3 км по указателю, снизить скорость до 34 км/ч и вновь набрать законные 64… Потом – стоп! Пос читать до 15- ти и вновь разгон с мес та до 64 км/ч, затем сбросить до 34-х… и так далее. Весь цикл рассчитан на полтора часа. Теперь я понимаю, почему водите ль-испытатель обязан быть усид чивым и дисциплинированным. Вс е параметры я долж ен отразить в протоколе. Такие испытания за рубежом провод ят на специ-Испытатель Василий Бахарев и ваш корреспондент. Вс е, что «накатаю», обязан запротоколировать. «Он сказал: поехали!» Тут я еще улыбаюсь, не зная, что моя максимальная скорость будет всего… 64 км/ч.За рулем 06/2007 133 ЭКОНОМИКАПРОФЕССИЯ ВОДИТЕЛЬ-ИСПЫТАТЕЛЬЗа такую работу с ледует платить большие деньги, чтобы целый день однообразно ив полной тишине (в тес товых машинах нет магнитол) методично нака тывать однообразные километры. С ловно предугадав мой вопрос, испытатель с грустной улыбкой замечает: «Зарпла та у нас не большая – от 11 до 15 тыс яч ру блей, но работа интересна я». Как говорится – все понял, вопросов больше не имею. Но ведь не ве чно же километры по кругу «наворачивать», регулярно бывают и «полевые» испытания! Несмотря на то что профессия эта с читается «романти ческой», тот же АВТОВАЗ испытывает нужду в кадрах. Тем более что их ниг де не готов ят. Среди 80 вазовских водителей-испытателей (вс его же по российским автозаводам такую запись в тру довой книжке имеют не более 200 человек) средний возраст – 40–45 лет. Но ес ть и новички. Самый желанный кандидат – это молодой че ловек лет 22–23, ж елательно пос ле армии, со средним или среднетехническим образованием и трехлетним опытом вож дения. Всему остальному научат на рабочем мес те. «А что, испыта тели – товар штучный, – говорит мне при расставании Анатолий Акоев. – Б удет скучно – приезжай испытыва ть технику». Не знаю… Мне, кажется, для этого не хва тит усид чивости. А вот тем, кто фанатично любит автомобиль – пряма я дорог ав испытатели. Там научат...Вешки моего маршрута. На заднем плане новая «Приора». Мы оба – на испытаниях. Это, скорее, исключение. Мне доверили «прохватить с ветерком» по скоростному кольцу.КАК ПРОЙТИ СОБЕСЕДОВАНИЕКак правило, устройство на работу на чинается с собеседования (интервью) – очной встречи с одним из руководителей компании или с представителем отдела кадров. Как лучше к ней подготовитьс я, рассказывают специа листы кадрового агентства «Контент». Чтобы у дачно пройти собеседование, на учитесь давать два типа ответов – общего характера, которые пригодятся для интервью в любой орг анизации, и целевого, ориентированные на конкретного работодателя. Обычно вакансия достается соиска телю, который не только компетентен в своей профессии, но и способен ус тановить хороший человеческий контакт. Поэтому при собес едовании одна из основных задач – найти общий язык с работодателем и произвести на него благоприятное впечатление. Старайтесь давать краткие и конкретные приме-альных беговых барабанах в автоматическом режиме. У нас же по-прежнему доверяют эту работу только че ловеку. На ближайшие полтора часа я – робот. …Василий испытывает вазовскую технику с 1974 года, поэтому он с тоически терпит мои выкру тасы на дорог е. Но все время поучает: «Ку да разогнался, у тебя у же 80!», «Тормози плавно!», «Поворот покажи!», «Ты пропустил наш указатель!», «Скорость больше 64-х!» – и так далее. С ловом, са лага яи ес ть салага. Но как можно еха ть 64 км/ч, ес ли перед тобой пус-тое скоростное кольцо и нет ни одного гаишника? Однако – нини: в испытаниях важна с табильность, котора я ко мне никак не приходит. Солнышко припекает, птички ще бечут, весна в разг аре, надавить бы педаль газа от души, но… Теперь я понимаю слова Акоева о том, что водитель-испытатель – это образец самодисциплины. Господи… скорей бы обед. Видимо, это так явс твенно читаетс я на моем лице, что Василий прекращает пытку. Ему надо да льше работать.ры, показывающие ваше отношение к работе и свидетельствующие, что у вас есть необходимые для данной вакансии ка чества. Заранее продумайте ответы на некоторые ключевые вопросы, которые обязательно прозв учат. Например, почему вы ищете новую работу или хотите уйти со с тарой. Кс тати, ни в коем с лучае не с тоит руг ать нынешнего (предыдущего) работодателя – новый начальник может сразу представить, что с лучится через несколько лет… Лучше сказать, например, что вас интересуют новые возможности для работы. Придерживайтесь делового с тиля в одеж де. Обязательно у точните, как вы узнаете о результа те собеседования, пос тарайтесь оговорить право позвонить самому. И збегайте на первом этапе задавать вопросы об оплате труда. Неплохо предварительно отрепетировать «процесс собеседования» на родных и близких. Удачи!134 За рулем 06/2007