238
239
СПОРТФОРМУЛА 1ЗамороженныеЖесткий технический регламент и запрет на разработку новых двигателей ставит перед инженерами вопрос: как повышать скорость? Ситуацию изучает Максим Вольнов.На заре ав тоспорта регламент формулы 1 состоял из одного пункта: оговарива лся минимальный вес автомобиля. Сегодня это документ на 46 листах, и в болиде нет ни одного узла, о котором бы говорилось: без ограничений!Свобода конс трукторского творчества осталась в прошлом – пос ледние автомобили, которые можно назва ть оригина льными и самобытными, созда ли в 80- х. Современные внешне различаются лишь окраской и аэродинамическими изысками (их форма, ма териал, размер ирасположение, впрочем, тож е заданы регламентом). Да и внутри, в общем-то, вариации минимальны – давно найден оптимум, от которого да леко не отойдешь. Вспомним попытку «Рено» – разва л цилиндров на 110 градусов ж елаемых выгод не да ли обернулс я прова лом.Ныне, кс тати, и этот параметр жестко зафиксирован – 90 и ни градуса вс торону. С 2008-го введут еще с тандартные блоки управления двигателем… Естественный вопрос: как машину с делать быс трее, ес ли почти ничего нельзя? В последние годы основной прирос т скорости дос тигался за с чет моторов – рос ли обороты и мощность. Четырех летний мораторий на разработку и модернизацию двиг ателей положил экспансии конец. Возможности аэродинамики, трансмиссии, подвески, электрони-238 За рулем 06/2007 У «Хонды», по слухам, неплохой мотор. Но все остальное, видимо, нуждается в доработке – машина упорно «не едет»…чало в эпох у тота льного превосходства «Феррари». Его, конечно, отвергли: ведь титул разыгрывается не только д ля пилотов, но и для конструкторов, пусть так будет всегда. Дело же постепенно движется вс торону унификации. Брод ят идеи единых д ля вс ех команд тормозных ус тройств и даж е трансмиссий. В ходу «клиентские» моторы – дес ять лет назад такое считалось невозможным и недопустимым. Купля-продажа готовых шасси «под ключ» пока запрещена, и команду «С упер Аг ури», невзира я на ее скорбное турнирное положение, отдали под с уд за использование чертежей «Хонды». Но каков соблазн, скаж ем, оснас тить шасси «Ф еррари» мотором БМВ…ЧЕМПИОНАТ МИРА ФОРМУЛЫ 1Фернандо Алонсо окрылен успехами в новой команде: «Не ожидал, что мы сможем побеждать «Феррари» уже в начале сезона!» 2-й этап, Гран-при Малайзии, Сепанг 1. Ф. Алонсо (Испания, «Мак-Ларен») .........1:32.14,930 2. Л. Хамильтон (Великобритания, «Мак-Ларен») .........17,5 3. К. Райкконен (Финляндия, «Феррари») .......................18,3 4. Н. Хайдфельд (Германия, «БМВ-Заубер») ...................33,7 5. Ф. Масса (Бразилия, «Феррари») ...36,7 6. Дж. Физикелла (Италия, «Рено») .................................1.05,6 7. Я. Трулли (Италия, «Тойота») .....1.10,1 8. Х. Ковалайнен (Финляндия, «Рено») ..........................1.12,0 3-й этап, Гран-при Бахрейна, Манама 1. Ф. Масса ..............................1:33.27,515 2. Л. Хамильтон .....................................2,3 3. К. Райкконен ...................................10,8 4. Н. Хайдфельд .................................13,8 5. Ф. Алонсо ..........................................14,4 6. Р. Кубица (Польша, «БМВ-Заубер») ......................45,5 7. Я. Трулли .......................................1.21,3 8. Дж. Физикелла ...........................1.21,7 После 3 этапов Пилоты: 1. Ф. Алонсо .............................................22 2. К. Райкконен .......................................22 3. Л. Хамильтон ......................................22 4. Ф. Масса ................................................17 5. Н. Хайдфельд .....................................15 6. Дж. Физикелла .....................................8 Команды: 1. «Мак-Ларен» .................................... 44 2. «Феррари» .........................................39 3. «БМВ-Заубер» ..................................18 4. «Рено» ...................................................9 5. «Тойота» ...............................................5 6. «Вильямс» ...........................................2 За рулем 06/2007 239ки почти ис черпаны (либо ограничены рег ламентом). Даж е рычаги подвески сегодня играют некую аэродинами ческую роль – ку да дальше?! И что же, четыре года в лидерах б удут только те команды, которые на данный момент располаг ают лучшими моторами? «БМВ-Заубер» заметно подтянулась к «Ф еррари» и «МакЛарену», и это логично – моторы БМВ лет пять числились рекордсменами формулы 1 по максимальным оборотам и мощности. Инж енерам ос талось «привес ти в соответс т-вие» ос тальные элементы автомобиля, что они и сделали. А у «Рено» в с езоне-2006 моторчик был слабоват, о чем открыто говорил Ф ернандо Алонсо: «В мощнос ти мы ус тупаем, причем не только «Ф еррари». Наша сила – в удачном балансе автомобиля в це лом». С тоило «Мак-Ларену» добавить к хорошему двиг ателю «Мерс едеса» этот самый баланс и толику надежности, как команда начала побеж дать. А дейс твующий чемпион на с тарте сезона оказался в группе середняков – не потому, что машина плоха,просто улучшить было почти нечего. Послушаем Эдриана Ньюи, главного конс труктора команды «Р ед Б улл»: «Созданные с моим участием машины часто называли нова торскими и революционными. Черес чур громкие эпитеты – революции в современном ав тоспорте исключены. Наша основная работа – кропотливое совершенс твование агрег атов и дета лей в рамках регламента». Предложение с делать из формулы 1 монокласс, г де вс е машины одинаковые, прозв у-