220
221
222
224
ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ КВАДРИЦИКЛЫИз жизни насекомыхПодобно тому, как в живой природе с лоны мирно соседствуют с мухами, в мире автомобилей огромные большегрузы ездят по одним дорогам с малолитражками. Вооружившись микроскопом, краткий экскурс в автомобильную энтомологию (науку о насекомых) совершил Денис Арутюнян.СОГРАЖДАНЕ ЖУКИЮркие, но вполне комфортные и, кс тати, безопасные, они заполняют нишу меж ду мопедами и ав томобилями. Правда, увы, совсем не быстрые – законодательно скорость ограничена 45 км/ч. Но и компенсация за это щедра я – управ лять «ж уками» можно без водительского у достоверения! Ну а любителям быстрой езды производители пред лагают более мощные модификации, развивающие аж до 110 км/ч. Но прежде чем с есть за руль такого квадрицикла, извольте получить права (по-европейски – лицензию).Забавные автомобильчики давно обжили улицы европейских городов. Они, как муравьи, шустро лавируют в плотном потоке, ловко паркуютс я там, где обычную машину не в тиснешь. Их называют микроавтомобилями, но прижилось и другое имя – квадрициклы.220 За рулем 06/2007 О некоторых предс тавителях мира автомобильных насекомых мы у же писали – например, «Пьяд жо-М500» и «Лижье-БиТу» (ЗР, 2004, № 12). Но популяция в этом классе быстро растет – на рынке все больше предложений. Скажем, фирма «Лижье» помимо экс травагантного «БиТу» пред лагает «ИксТу» с более традиционной внешностью. Зас луживают особого внимания две модели французской компании «Эксам» – 741-я и кабриолет «Скаути», а также их зем ляки – «Ша тене-Барудер», «Бе льеДиван II» и «Микрокар-МС1». Ита льянская компания «Грикав», помимо коротышки «ЕКЕ 505», делает даже миниатюрный «ЕКЕ Пикап». Это да леко не полный список рода нас екомых, а лишь самые яркие его представители. Среди микроав томобилей вс тречаются и коммерческие модели. Компания «Микрокар» пред лагает ма-а-а ленький грузовичок «Шерпа». А фирма «Эксам» производит миниа тюрные ф ургоны и даже самосва лы (!) «Мег а». Эти тру женики идеально подход ят д ля самых тесных городских улиц с тарых европейских городов, г де не протисну тся даж е обычные легковые автомобили.РАЗЛОЖИМ ПО КОСТОЧКАМПо конструкции квадрициклы похожи как две капли воды. Под капотиками дв ухцилиндровые дизе льные моторчики трех марок: «Ломбардини», «Ку бота» или «Янмар». Все они с жидкостным охлаждением, рабочий объем 400–500 см з, мощнос ть 5,4 л.с. Р асход топлива более чем скромный: если верить производителям – всегото 3–3,5 л/100 км (заметьте, дизтоплива, а не бензина). Коне чно, пред лагают и более мощные, от 10 до 25 л.с., бензиновые и дизельные версии. Но д ля езды на этихмашинах нужна обычная водительская лицензия. Привод у вс ех квадрициклов на передние колеса, а переда точное отношение в трансмиссии меняет бесс тупенчатый вариа тор. Управ ление таким «ав томатом» упрощено до примитива – с електор имеет вс его три полож ения: «вперед», «назад» и «нейтраль». А вот тормоза, несмотря на тихоходность и ма лый вес ав томобильчиков (как правило, не больше 350 кг), не примитивнее, чем у привычных машин: дисковые на вс ех колесах с дв ухконтурной гидрав ликой. Передняя подвеска – типа «Мак-Ф ерсон», задняя – аналогичная по архитектуре либо на параллельных рычагах. Вопреки бытующему мнению, с точки зрения пассивной безопаснос ти квадрициклы веду тс ебя вполне дос тойно. На всех сиденьях трех точечные ремни, в богатых комплектациях ес ть даж е подушка для водите ля. Силов ую с труктуру ку зова производители тща тельно, как ид ля взрослых ав томобилей, расс читывают, моделируют и испытывают на компьютерах. За тем провод ят реа льные крэш- тесты. В основе у вс ех машинок прос транственная рама. «Пьяджо» делает ее из стали, остальные фирмы д ля сниж ения массы – из алюминия. Помимо защитной функции, силовой каркас нес ет на с ебе основные узлы и агрегаты. Наружные панели, навешанные на пространственную раму, у квадрициклов, как правило, плас тиковые. Фирма «Пьяджо», например, использует полиэфир, усиленный стекловолокном. «Эксам» и «Шатене» делают их из АБС-плас тика. Внешние панели «Грикав-ЕКЕ» – а люминиевые, а у «Лижье-БиТу» капот и съемна я крыша из поликарбоната.Гордиться своим кабриолетом могут не только владельцы «Мерседеса» или «Порше», но и обладатели «Эксам-Скаути».Силовой каркас кузова – результат кропотливой работы производителей.«Бесправные» квадрициклы не разгоняются выше 45 км/ч. Но тот, у кого ес ть водительская лицензия, вправе купить более мощную версию и «прохва тить с ветерком»!«Лижье-БиТу» – нетипичный представитель вида. Но оригинальности и шарма ему не занимать...Нужно загрузить побольше – сложите пассажирское сиденье. Ну чем не полноценный автомобиль? За рулем 06/2007 221 ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ КВАДРИЦИКЛЫТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КВАДРИЦИКЛОВ Moдель Piaggio М500Длина х ширина х высота, мм 2495х1395х1483Тип двигателя Дизельный P2Рабочий объем, см з Мощность, кВт/л.с. 505 4/5,4Ligier BeToo Ligier BeUp2680х1410х1560 2680х1410х1560Дизельный Р2 Бензиновый Р2505 5054/5,4 14/19Ligier X-Too2805х1440х1535Дизельный Р25054/5,4Aixam 741 Aixam 751 Aixam Scouty R Aixam Scouty GTR2897х1474х1495 2897х1474х1495 2674х1474х1505 2674х1474х1505Дизельный Р2 Дизельный Р2 Дизельный Р2 Бензиновый Р2400 479 400 5054/5,4 9,6/12,9 4/5,4 15/20,4Grekav ЕКЕ 5052590х1378х1470Дизельный Р25054/5,4Grekav ЕКЕ Pickup3224х1378х1466Дизельный Р25054/5,4Chatenet Barooder Х2 Chatenet Barooder Х42950х1560х1435 2950х1560х1435Дизельный Р2 Бензиновый Р2505 5054/5,4 15/20,4Bellier Divane II2620х1420х1490Дизельный Р25234/5,4Microcar МС1 Microcar МС22788х1493х1420 3068х1493х1420Дизельный Р2 Дизельный Р2505 5054/5,4 4/5,4Reva Greeny2638х1324х1510Трехфазный – электродвигатель13/–222 За рулем 06/2007 ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕИнтерьер «Лижье-ИксТу» по-французски модный, современный, элегантный. Салон «Пьяджо-М500» не требует привыкания: все, как в обычном автомобиле.«Жуки» чувствуют себя в городе как дома. Парковка вс амом тесном переулке – не проблема!По оснащению и разнообразию отделки малыши ни чем не ус тупают с таршим. Д ля каждой модели производители предлагают как миниму м три варианта комплектации, отличающиеся ма териалами обивок дверей и сидений, ассортиментом дополнительного оборудования. Например, можно заказать магнитолу с CD -проигрывателем, навигационную сис тему, отопитель и кондиционер (базовые версии – без них), подстаканники и «бардачки», даже вставки под дерево или накладки из алюминия. Существуют и нестандартные решения, например «Лижье-БиТу». Поскольку вместо дверей у него трубчатые рамы, а салон открыт дож дям и ветрам, под бирали такие ма териалы отделки, которые легко очистить от грязи и пыли, а динамики а удиосистемы упрята ли под пане ль приборов. Сами приборы у «Лижье» в дух е современной моды вынесены в центр «торпедо». С ловом, водите ль не почувс твует с ебя ущербным.ло оригинальных решений. Например, все колеса повора чиваются на 90 градусов, сводя радиус поворота практи чески к нулю. Р ама умеет складыва ться пополам. Задняя час ть приподнимаетс я, и мес то, которое занимает и без того не большая машинка на парковке, сокращается вдвое. Словом: кто мож ет, пус ть с делает компактнее! Правда, б удущее этого концепта пока туманно. В нашей стране «жуки» никогда не появлялись, но несколько лет назад предпринимали попытку созда ть свой микроавтомобиль. Компания «АСМ- холдинг» несколько раз демонс трировала на выставках машину под названием «Мишка». Был даж е электрифицированный вариант. Увы, дальше прототипов дело не пошло: «Мишка» так и ос тался ме чтой о «жучке» российской породы.ЛЮБИТЕЛЯМ НАСЕКОМЫХКого производители квадрициклов вид ят в чис ле потенциа льных покупа телей? В первую очередь на чинающих молодых водителей, еще не получивших права, – микрокары помог ут подготовитьс як полноценной автомобильной жизни. Или, наоборот, людей пожилых, которым ну жно, не торопясь, съездить вс упермаркет. Маленькие машинки просты в управлении, да и найти мес то на тесной парковке попроще. Наверное, поэтому чис ло в ладельцев квадрициклов с каж дым годом рас тет. Впрочем, любителей этих «насекомых» было бы намного больше, но... Микрокары, отвечающие вс ем современным требованиям, в Европе с тоят 10–12 тыс. евро и по цене конкурируют с более вмес тительными и мощными ав томобилями. Дороговато, даже для энтомологов-любителей! Среди обита телей Зем ли нас екомые – одни из самых многочис ленных и разнообразных классов. Разрастется ли их автомобильное плем я? Кс тати, нас екомые пережили многие природные ка таклизмы, а вот динозавры и мамонты вымерли.ТЯГА К ЭЛЕКТРИЧЕСТВУБорьба за экологию коснулась и изготовителей квадрициклов. Хотя моторы, установленные на микроав томобилях, и отве чают нормам Евро II, но в наши дни этого недостаточно. Поэтому «нас екомые», вс лед за более «высокоразвитыми» машинами, тянутся к электричеству. Электромобиль «Микрокар-ZENN» в июне 2006 года в Париже завоевал звание лучшего городского автомобиля в конкурсе перспективных разработок «Мишлен Бибендум Че лендж». Еще один квадрицикл на электротяг е «Грини-АС1» показала на пос леднем ав тосалоне в Женеве компания «Рева». Зарядив его от обычной розетки 220 В, с емья – двое взрос лых и двое детей – может проехать до 90 км. Студенты Масса чусетского технологического института при активной поддержке «Д женерал моторс» созда ли перспективный миниа тюрный электромобиль «Сити Кар», за ложив в конс трукцию нема-Безопасность – это свято! Помимо виртуальных крэш-тестов, малышей подвергают реальным испытаниям как по американской методике NHTSA, так и по европейской программе EuroNCAP. Об экологии думают не только в Европе. Забавный электромобиль «Грини» приехал на Женевский автосалон... из Индии!224 За рулем 06/2007