178
179
180
182
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА МАСЛЯНЫЕ ФИЛЬТРЫ ВАЗНе пропустить главногоВсе когда-нибудь кончается. Таков закон жизни. Как «умирает» масляный фильтр и сколько ему «на роду написано», выяснили Михаил Колодочкин и Александр Шабанов.18-е место SCT SM 101Прошлогодняя экспертиза вазовских «восьмерочно-десяточных» фильтров (ЗР , 2006, № 4) вызвала бурную реакцию – и это понятно. Мы впервые использовали не гос тированную процедуру проверки, а свою, оригина льную методику – оценива ли не с только фильтр сам по с ебе, сколько его «совмес тимость» со вс ей смазочной сис темой двиг ателя. Ведь при с тандартном под-ходе товар исс ледуют не как элемент более с ложной системы – ав томобиля или двиг ателя, а как не что самодос таточное. Мы же считаем, что эта задача – комплексная! Исходя из этого, решили оценить рес урс масляных фильтров не за явленный, а действительный.– а что в реа льности? И как можно говорить о рес урсе фильтра в километрах? Очевидно, что коли чество грязи, которую он долж ен пойма ть, зависит и от ка чества моторного мас ла, и от сос тояния двигателя, и от сезона, и от режима эксплу атации. И вс еже знать если не реальный, то хотя бы сравнительный рес урс нужно.Ориентировочная цена – 70 руб. Ничего не изменилось с прошлой экспертизы. Вроде и неплохо сделан, но параметрами совс ем не радует. Возможно, сказывается европейский подход к свойствам бумаги и то, что ее явно пожалели. А самый «мягкий» клапан, дав ление усилия в два раза меньше, чем у вс ех, – это- то для чего? Вот ресурса и нет совсем. Низкая цена, довольно аккуратное исполнение. Самый маленький рес урс и твердое пос леднее мес то во всех категориях.ФИЛЬТРАЦИИ БЕЗ СОПРОТИВЛЕНИЯ НЕ БЫВАЕТ!Основополагающий вопрос – что с читать «на чалом конца» масляного фильтра? Фокус- то в том, что по мере загрязнения бумажного элемента ка чество фильтрации будет… расти. Поры забиваютс я, пропускна я способность падает, и грязь остается «по эту сторону». Поэтому с точки зрения «экстремала-фильтровальщика», лучшей бумагой будет… тонкая металлическая фольга – она вообще никакой грязи не пропус тит. Правда, заодно – и масла! С точки зрения двиг ателиста, напротив, лучше, чтобы фильтра не было совс ем (но чтобы мас ло вс е равно ос тавалось чис тым). Вот на такой борьбе и единс тве противоположностей весь мотор и строится. Грязь копится, качество фильтрации рас тет, но и сопротивление – тож е. И вот давление за фильтром падает настолько, что у злам трения уже совс ем невмоготу. И ту т свою арию на чинает перепускной клапан: он открываетс яи пускает мас ло в об ход фильтра – пус ть оно и грязное. Факти чески с этого момента фильтрация прекращается – с открытием клапана на основных режимах работы двигателя на чинается его активный износ.ОБЕЩАННОГО 15 ТЫСЯЧ ЖДУТ?Фирмы-производители обещают и 10, и 15 тыс яч километровНА ИЗНОС!В предыдущей экспертизе мы засоряли фильтр а люминиевой пудрой, моделировавшей металлические продукты износа. Но в реа льности вс ес ложнее:КАК ПРОВЕРЯЛИ?Понятно, что в итог е ну жно оценить сопротив ление фильтров – на разных с тадиях загрязнения ив различных режимах эксплу атации. Как это делалось? Испытываемые фильтры закупали парами. По одному образцу каж дого бренда вскрыли и измерили дав ление открытия перепускного клапана. Ос тавшиеся фильтры отправили на моторные стендовые испытания. Сначала пос тавили на мотор фильтр-пустышку, без картриджа, и сняли эта лонную напорную характерис тику насоса. Цель – установить начальную «планку», от которой будем отсчитывать падение дав ления на фильтрах. Естественно, на чис том масле. Далее – собственно испытания фильтров. Сняли характеристики дав ления мас ла на тех же режимах, что с пустышкой. За тем – эта лонное загрязнение: его технологию мы освоили еще в предыду-щих экспертизах. В чис тое масло добавляем смесь а люминиевой пу дры, специа льной пыли и « тяжелой» органики. Коли чество загрязнителей – рас четное, основанное на анализе спектральных характеристик отработанных масел, а такж е на данных о пропуске пыли воздушными фильтрами и на извес тной статистике по накоплению продуктов разлож ения масла. Эталонную грязь вводили одинаковыми порциями, чтобы фильтр успел равномерно осадить ее на б умаге. После каж дой порции оценивали сниж ение дав ления в системе. Чтобы уложитьс яв реальные сроки, пос ле выработки эта лонной порции загрязнителя данные обрабатывали, экстраполируя полученную крив ую падения давления до опреде ленного ранее момента открытия клапана. И так – д ля вс ех фильтров, с перерывами на промывку мотора по специальной процедуре.13-е место Finwhale LF105Ориентировочная цена – 100 руб. Неплохой универсальный фильтр типично европейского типа, с хорошим рес урсом. Но в предыдущей экспертизе под той же маркировкой была несколько иная начинка. Типично европейский большой ресурс и невысокая д ля фильтров такого класса цена. На «старичков» лучше не с тавить, поскольку с органическими отложениями справляетс я не лучшим образом.178 За рулем 06/2007 17-е место Olefant OF-5416-е место NAC Genuine parts 2-883315-е место Fenom FN99414-е место GoodWill OG 410Ориентировочная цена – 90 руб. И тут ничего не изменилось! И по новой методике фильтр ничем себя не проявил. Конечно же, работает, фильтру ет, но в це лом – отстает! Кстати, все остальные изделия фильтруют лучше – это о многом говорит. Невысокая цена. Уверенное 17-е мес то во вс ех категориях: и рес урс невысокий, и качество очистки – не из лучших.Ориентировочная цена – 90 руб. Абсолютный лидер «с конца» по экономности производите ля – фильтровальной б умаги явно пожалели. И тог не зас тавил с ебя ждать… Работать, конечно же, б удет, но уговорить клиента купить именно этот фильтр тяжеловато. Относительно недорогое импортное изделие. Почти по вс ем показа телям уступает «коллегам» – хвалить не за что.Ориентировочная цена – 90 руб. По сравнению с предыдущим тестом – изменилось вс е! Корейские черты NA Cа, о близком родс тве с которым свидете льствует даже маркировка на корпус е, проявились ив результа тах. Фильтр с тал немного лучше, но вс е равно остался в «подвале» теста. Неплохой рес урс и реальна я цена. Бумаги явно пож алели: площадь фильтрации – сама я маленькая из всех.Ориентировочная цена – 75 руб. Очень аккура тное исполнение, но по рес урсу здорово ус тупает другим «европейцам». И вообще, както ближе к «россиянам». А так – вс ев среднем неплохо, надежно и стабильно, при этом – недорого. Недорогое изделие среднего уровня. По ресурсу сильно ус тупает другим «европейцам». С «долгоиграющими» маслами лучше не использовать.ведь грязь сос тоит как минимум из трех сос тавляющих. Первая – те самые продукты износа: там иж елезо, и медь, и а люминий, и олово, и кремний… В торая – прос тая до-рожная пыль, наг ло пролезшая через воздушный фильтр и смытая маслом со стенок цилиндров в картер. А третья – это продукты разлож ения масла, мазу топодобная орг а-ника. Особенно ее много, когда масло дешевенькое, минеральное. Какие бренды мы поверяли? Приобретая в крупнейших столичных маг азинах новень-кие фильтры, мы, коне чно ж е, во многом проду блировали состав учас тников предыдущей экспертизы (ЗР, 2006, № 4). Это даже хорошо – заодно посмотрим, что в них поменялось12-е место Механик М фсм 23711-е место Tutela 30 3/4 “ x 16UNF10-е место Hengst H12W059-е место Fram PH5822Ориентировочная цена – 55 руб. Новое произведение «Цитрона». Радует, что работа над ошибками проведена – фильтр явно лучше того, что был на предыдущих испытаниях. И б умаги больше, и работает более удобоваримо. По части фильтрации находится в лидерах. Особенно подходит для «ветеранов». Самая привлекательная цена. Неаккуратное исполнение: неравномерное гофрирование, частично сложенные складки.Ориентировочная цена – 340 руб. Этого фильтра раньше не виде ли! По корпус у – почти как Champion, но бумаги поменьше. Итог – и параметры похуже. Хорошие показа тели как по ресурсу, так и по фильтрации. Давление открытия перепускного клапана в два с лишним раза выше, чем у ос тальных: возможно масляное голодание. А цена – просто сумасшедшая!Ориентировочная цена – 105 руб. Отличий от того, что увиде ли при первом знакомстве, не обнаружили. Наверное, это хорошо: с табильность – признак мас терства. Но параметры явно европейского изделия больше тяготеют к российским условиям… Красивый и добротный универсальный фильтр с параметрами выше среднего. Дороговат…Ориентировочная цена – 70 руб. И тут особых отли чий по сравнению с предыдущими испытаниями не нашли. Вс е очень прис тойно, во всех категориях – на уровне выше среднего. И недорого при этом. Недорогой фильтр с уровнем «выше среднего», подход ящий для мотора в любом состоянии. От «громкого» имени невольно ждешь более высокого места.За рулем 06/2007 179 КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА МАСЛЯНЫЕ ФИЛЬТРЫ ВАЗ8-е место Champion C2307-е место Суперфильтр Колан6-е место PEKAR 2108-10120055-е место Delpfi FX0019Ориентировочная цена – 100 руб. Лидер прошлого тес та в новых условиях несколько с дал позиции! Внешне – вс е так же, только площадь фильтрации поменьше. Но в целом – очень неплохо! Основное дос тоинство – ровный результат д ля всех категорий: от «арис тократа» до «ветерана». Из-за очень плотной укладки бумаги фильтр недолюбливает пыльные дороги.Ориентировочная цена – 130 руб. Тоже особых отли чий от предыдущего с лучая не нашли. Фильтр с весьма прили чными параметрами работы, но по продуктам разложения мас ла работает не так хорошо, как ожидалось. Приличное ка чество фильтрации, ресурс выше среднего, равная эффективнос ть д ля вс ех типов моторов. Отсутствие упаковки, огрехи окраски корпуса, неравномерный шаг складок, высокая стоимость.Ориентировочная цена – 70 руб. Новый член нашей компании, но только внешне! А так – типи чный представитель с емейства «Невских». Большие плотнос ть б умаги и площадь фильтрации дают свой результат, вот только с рес урсом следовало бы еще поработать. Недорогой фильтр, четко ориентированный на среднего российского потребителя. Невысокий ресурс.Ориентировочная цена – 85 руб. И тут заметных отли чий от предыдущих испытаний не замечено. Фильтр – самый оригинальный: и размер корпуса, и конс трукция картриджа, и перепускного клапана – все не как у всех!. Предпочтителен д ля «арис тократов», где он в лидерах. Хороший ресурс и нормальная цена. Явно недолюбливает пыльные условия: и б умага европейская, и плотность ее укладки невысокая.ФИЛЬТРЫ ДЛЯ РАЗНЫХ СЛОЕВ ОБЩЕСТВАУсловно выделим три группы фильтров, увязав их с сос тоянием мотора. Перва я – «Аристократ»: имеетс яв виду свеженький аппара т, ка тающийся по шоссе на дорогой синтетике. Темп с тарения мас ла в таком моторе – низкий, тяж елая органика копится медленно. Поэтому рес урс фильтра выступает здесь на передний за полтора года, прошедшие с момента первого свидания... А вообще, по нашим сведениям, подобную работу ранее никто не проводил. Да и методика – наша, уника льная. Кра ткое ее изложение – во врезке. Но остается самое тру дное – ответить на любимый вопрос нетерпеливых читателей:план. В торая группа – «Ветеран»: здесь вс е наоборот! Износы – большие, дав ление картерных г азов и рас ход масла вс егда повышены, масло – минера льное, дешевое, да ис тареет оно момента льно – картерные г азы помог ают. В таком моторе задержка фильтром тяжелых продуктов разложения выс тупает на первый план, а рес урс, в общем-то, некрити чен: вс е рав-но светит замена мас ла через 5–7 тыс яч! Да и цена важна – на таких машинах езд ят люди скромного дос татка. Третья категория – не что среднее, назовем ее «Труженик». Здесь равноценно все – и рес урс, и качество фильтрации. Поскольку в каждой категории – свои приоритеты, то и весовые коэффициенты использовали разные. Наши варианты приведены в таблице –красным выделено то, что подходит больше вс его, синим – то, что мы не с тали бы бездумно использовать для любой категории моторов. Итоговые оценки получены пу тем расстановки набранных результатов от лучшего к худшему: первый, с лучшей с уммой ба ллов, получает оценку 5,0, пос ледний, с самой скромной суммой – 1,0, ос тальные заполняют середину.ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА ИСПЫТАНИЙ МАСЛЯНЫХ ФИЛЬТРОВ ВАЗПредварительные оценки Общее Р есурс Фильтрация Цена впечатэталонной кра ление смеси Весовые коэффициенты по категориям: «Общее впечатление»; «Ресурс» «Фильтрация»; «Цена» Bosch P3274 4,5 4,4 3,0 3,7 Mahle OC384 5,0 5,0 1,7 4,5 Ливны 2105-1012005 1,0 4,8 1,2 4,8 Невский фильтр НФ-05-М 3,5 2,5 4,1 4,8 Delpfi FX0019 3,0 4,5 1,4 4,6 PEKAR 2108-1012005 3,5 2,5 3,9 4,8 Суперфильтр Колан 3,5 3,5 3,3 3,9 Champion C230 4,5 3,9 2,3 4,3 Fram PH5822 4,5 4,3 1,5 4,8 Hengst H12W05 4,5 3,1 3,0 4,3 Tutela 30 3/4 “ x 16UNF 4,0 3,8 4,1 1,0 Механик М фсм 237 1,5 1,4 5,0 5,0 Finwhale LF105 4,0 3,8 1,9 4,4 GoodWill OG 410 4,5 1,8 3,0 4,7 Fenom FN994 3,0 4,2 2,5 4,4 NAC Genuine parts 2-8833 3,0 2,3 2,5 4,5 Olefant OF-54 3,5 3,0 1,0 4,5 SCT SM 101 4,0 1,0 1,9 4,8 Марка фильтра Итоговые оценки по категориям с учетом весовых коэффициентов «Аристо«Вете«Тружет» ран» ник» 0,05; 0,6 0,3; 0,05 5,00 4,66 4,20 3,03 3,97 2,85 3,41 3,38 3,64 3,11 2,69 2,31 3,16 2,20 2,51 2,43 2,61 1,00 0,05; 0,3 0,5; 0,15 5,00 3,98 3,98 4,60 3,44 4,48 3,92 3,83 3,50 3,94 3,57 3,98 2,91 3,20 2,40 2,37 1,78 1,00 0,05; 0,425 0,425; 0,1 5,00 4,24 3,99 3,75 3,59 3,59 3,58 3,51 3,45 3,42 3,08 3,04 2,88 2,55 2,27 2,21 1,91 1,00 Место 123456789 10 11 12 13 14 15 16 17 18НУ – И КТО ТАМ ПОБЕДИЛ?В ходе испытаний мы проверяли рес урс фильтров, контролируя при этом качество фильтрации эта лонной смеси. Еще два оцениваемых параметра очевидны: цена изделий и, скаж ем так, общее впе чатление – от внешнего вида до особенно-180 За рулем 06/2007 КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА МАСЛЯНЫЕ ФИЛЬТРЫ ВАЗ4-е место Невский фильтр НФ-05-М3-е место Ливны 2105-10120052-е место Mahle OC3841-е место Bosch P3274Ориентировочная цена – 65 руб. Тут изменилась только полиграфия на корпусе, а так все очень даже прис тойно! Много толс той плотной б умаги, котора я, конечно, прилично сажает давление, но фильтрует хорошо. И цена весьма приемлемая. В общем, впеча тление положительное – и с тоимость подкупает. Хорошо с балансированный по своим свойствам фильтр по доступной цене. Относительно невысокий ресурс.Ориентировочная цена – 70 руб. В том же корпус е – совс ем друг ая начинка! Явный лидер по площади фильтрации. Бумаги ухитрились напихать в полтора- два раза больше, чем у других фильтров! Вс ев целом неплохо, но эс тетического удовольствия от работы с ним не получили, особенно после его «вскрытия» – уж больно убогие конструкция и технология изготовления. Явный лидер по площади фильтрации. Р есурс – больше, чем у многих «европейцев». Не понравились ни конструкция, ни технология изготовления – уровень весьма слабый.Ориентировочная цена – 90 руб. Очень симпа тичный, дейс твительно европейский фильтр. Красивый, надежный и при этом вовс е даже не дорогой! Идеальная равномерность укладки бумаги, ровненький картридж г арантируют с табильность результатов. А по рес урсу – вообще лучший! Очень высокое ка чество изготовления! Особенно подойдет для «арис тократов» и «тру жеников», демонс трируя типично европейское поведение. Фильтрация у одного из лидеров могла быть и получше.Ориентировочная цена – 145 руб. Первое место в испытаниях досталось по прав у – одинаково хорош для любого мотора. Такой с балансированности параметров у других фильтров не видели. Тот самый случай, ког да термин «немецкое качество» – не прос то с лова! Любопытно, что ни в одной номинации «Бош» не стал первым, но в целом – чистая победа. Одинаково успешно выс тупил во всех категориях – очень сбалансированные параметры! Лидер тес та, при чем во вс ех номинациях. Не самая демократичная цена.стей конструкции. Зачем нужны субъективные оценки? За тем, что ка чество изготов ления г арантирует с табильность параметров фильтров! Само собой, что весовой коэффициент этого параметра – самый маленький. Избитая формулировка многих производителей типа «рекомендовано д ля двиг ателей ВАЗ» нас не ус траивает принципиально. Д а, по размерам подходит – но о каких автомобилях идет ре чь? Д ля новеньких, гоняющих по ав тобанам, или для ломовых лошадок, привыкших таска ть прицепы с навозом? Поэтому мы ус ловно делим ав томобили, д ля которых рекомендованы фильтры, на три ка тегории – «Арис тократ», « Труженик» и «Ветеран». Подробности – в нашей врезке. В целом заметно, что «европейские» условия эксплуатации фильтров для «аристократов» в лучшей с тепени обеспе чивают европейские же марки фильтров. А д ля тяжелой российской жизни долголетие «ветеранам» в большей с тепени г арантиру-ют наши, российские. Выделился Bosch – во вс ех ка тегориях выступил одинаково классно! Отличился и SC T – всюду проявил себя откровенно неважно. Удачно показа ли себя «Ливны», хотя ни чего у дивительного в этом нет – бумага не наша, и ее в фильтр напихали аж раза в полтора-два больше, чем у других! Вот только с технологией и конструкцией картрид жа у него – ну очень убого… Подробности – в подписях под фото и витоговой таблице. Р асстановка фильтров по мес там в абсолютной ка тегории проведена согласно с умме ба ллов, полученных ими за общее впе чатление, ресурс, фильтрацию эта лонной смеси и цену. А для наиболее требовательных читателей приводим подробную таблицу с пятибалльными оценками: 5 – за лучший показатель,1 – за х удший. Это позволяет, при ж елании, уйти от интегра льной оценки к индивидуальной – выбрать изделие с высоким ресурсом, с лучшей фильтрацией и т.п. Выбор – за читателями.НАШЕ МНЕНИЕПочему же так сильно различаются фильтры? Ведь все они с ертифицированы, рекомендованы и, надо признать, исправно выполняют свои функции. Мы, коне чно, не зубры-фильтровальщики, но свое мнение на этот с чет сформировали. Три момента, разли чающих фильтры, – это коли чество бумаги, качество ее укладки и ее структура и плотность. Кое на что в лияет и перепускной клапан. К сожалению, процедура проверки по Г ОСТу эти различия не очень-то видит – ведь оценка ка чества фильтрации на эта лонной пыли не отражает реа льной многофакторной с труктуры загрязнения мас ла. А разница принципиальна – твердые частицы оседают на поверхности, а продукты разлож ения масла фильтруются объемом бумаги. Поэтому плот-ная, толс тая б умага вс егда будет лучше фильтрова ть органику – продукты разложения масла. И вот это – никак не контролиру ется! По количеству бумаги – вс е понятно, непонятно только одно – почему оно в испытанных фильтрах разли чается больше чем в два раза? А качество укладки в лияет по простой при чине! Представьте картрид ж, где час ть складок б умаги оказа лась «слеплена». Значит, в другой своей части они б удут сильно разреж ены. Грязь очень быстро забьет ту час ть картриджа, где практически нет просвета меж ду складками, и она станет подобна глухой стенке, не пропускающей ничего вообще. Д ля фильтрации останется «разреженная» час ть – а ее площадь уже совс ем не та! О тсюда и разница. Но это – вс его лишь наше мнение.182 За рулем 06/2007