218
219
РЕМОНТ И СЕРВИСЭЛЕКТРИК ПРИВОД ОТОПИТЕЛЯвода – хороша я иде я: резистор надо ох лаждать! Но зачем в отечественных отопителях его с тавят за радиа тором, в горячем воздухе? На многих иномарках с делано наоборот – и резистор, и мотор с вентилятором размещают в холодном воздухе, еще до радиа тора. Подобное решение у нас реализовано лишь на «ШевиНиве». Схемы питания моторов отопителей развива лись вместе с ав томобилями. Но у вс ех за сниж ение скорос ти вращения вентилятора отве чает добавочный резис тор (или не-Ожидается потеплениеОт отопителя с неработающим вентилятором толку ма ло: чтобы разморозить стекла, придется ждать весеннего солнышка. Оживить моторчик взялся Геннадий Непряжин.Если система подачи воздуха спроектирована грамотно, в движ ущийся ав томобиль скорос тным напором нагоняетс я достаточно воздуха и для вентиляции, и для легкого обогрева салона. Но зимой этого ма ло – при отказе электровентилятора в са лоне холодно, а на с тоянке момента льно запотеваютстекла. Сами электродвиг атели довольно надежны, но вс е же неисправнос ти с лучаются. Например, мотор отопителя «Жигулей» обычно визжит, если высох ла смазка. Этому способствует расположение мотора – ниж е радиа тора, в горячем воздухе. «Борьба с визгом» – ве чная тема. Но ес ли при первых признаках беды моторснять, ось ив тулки смазать, то вновь заголосит он нескоро. Доступ к «жиг улевской» пе чке неудобен, но вс еже много проще, чем у «дес ятки»! Ес ли же с визгом миритьс я, то со временем втулки изнашиваются – и тог да не минова ть замены мотора. Размещение добавочного резистора в корпус е воздухо-Простейшая схема питания электромотора отопителя: 1 – «+» АКБ; 2 – предохранитель; 3 – выключа тель отопителя; 4 – добавочный резистор; 5 – мотор вентилятора отопителя. Эта с хема характерна для старых автомобилей, включая «классику» ВАЗа. Выключа тель отопителя дв ухпозиционный (сопротивление добавочного резистора около 1,5 Ом), что обеспечивало две скорости вращения вентилятора. Вариант мотора д ля «классики» ВАЗа довольно маломощный – потребляемый ток не более 4,5 А. Недос таток схемы – включение отопителя минуя замок зажиг ания. Есть риск ос тавить машину с работающим отопителем, а это как миним ум разрядка аккумулятора, не говоря уже об опасности пожара. Другие слабые места – склонные обгорать «разрывные» контакты переключателя и соединения добавочного резистора.Более с ложная с хема включения электромотора отопителя: 1 – «плюс» АКБ; 2 – замок зажигания; 3 – разгрузочное реле; 4 – переключатель отопителя; 5 – добавочный резистор; 6 – электромотор вентилятора. Сх ема характерна д ля многих иномарок и пов торена на ВАЗах, начиная с «восьмого» с емейства. Напряжение питания пос ле разгрузочного реле пос тупает на выключа тель 4. В зависимос ти от его положения ток к мотору идет либо через две секции «а» (0,82 Ом) и «б» (0,23 Ом) ре зистора – первая скорос ть вращения, либо только через секцию «б» – в торая скорость вращения, либо напрям ую. Есть и варианты с 4-позиционным выключа телем (с с екцией «в»), как на последних ВАЗ-2110 и «Шеви-Ниве». Принцип управ ления тот ж е. Скользящие контакты переключа теля показали с ебя весьма надежными. Ну а резистор в случае повреждения лучше заменить.Оригинальная схема включения отопителя на «Оке»: через разгрузочное реле 3 питается система зажигания, отопитель же – «напрямую» чере з выключатель 4и замок зажиг ания 2. Р езультат интересный: если при работе отопителя на больших оборотах выключить зажигание, двигатель «Оки» остановится с задержкой – лишь после того, как вращающаяс я по инерции крыльча тка вентилятора сбавит обороты. Де ло в том, что пос ле отключения питания от замка зажигания ротор электромотора 6 вс е еще вращае тся в поле пос тоянных магнитов, то ес ть работает вг енераторном режиме, вырабатывая некоторое напряжение. Пока оно выше 6 В, достаточных для удержания реле 3 включенным, зажигание будет работать. Эта особенность наиболее заметна на машинах с мощным отопителем (повышенной инерцией крыльча тки) – например, на «Шеви-Ниве». Двигатель выключается с заметной задержкой.2Фрагмент схемы включения мотора отопителя на ряде иномарок. Интересен замок зажиг ания 1с дв умя синхронизированными парами контактов – таким образом, контакт цепи отопителя Iс делали независимым от контакта зажиг ания II. После включения замка «плюс» подается и на реле зажиг ания 2, и к ос тальным потребителям, питающимс я через замок ( у нас показан только отопитель 4с его выключа телем 3). Ес ли выключить зажиг ание при работающем отопителе, последний не повлияет на работу двигателя машины – он остановится без запаздывания.218 За рулем 06/2007 На большинстве авто с двигателями жидкостного охлаждения отопитель бесхитростен: мотор все равно надо охлаждать – вот и направляют всалон часть тепла, идущего на «обогрев вселенной». Главные элементы отопителя – вентилятор, радиатор и воздуховоды с заслонками и их приводами. Последние бывают простыми (тросовыми) и довольно сложными – например, с моторедукторами под управлением электроники. В современных автомобилях отопитель объединен с системой кондиционирования воздуха (испаритель кондиционера располагается до радиатора отопителя). сколько резисторов для разных скоростей). Отсюда и возможные неисправности. Например, в трехскоростном отопителе пропала первая, самая малая скорость. Что может быть причиной? Конечно, это не обрыв цепи до переключателя и не каприз мотора. Ищем дефекты в переключателе. Это либо обгоревшие, окисленные соединения цепи I, либо повреждение секции « a» резистора. Поврежденный резистор меняют, орудовать паяльником нынче уже не модно. Но бывают и исключения. Как правило, отремонтировать его несложно.Классический «пропеллер» – осевой вентилятор. Довольно архаичная конструкция, но на российских авто широко распространенная: все «классические» ВАЗы, «Нива» ВАЗ-2121, «Ока» ВАЗ-1111 и т.д. Мощность мотора и эффективность крыльчатки оставляют желать большего, но отопление салона приемлемое.Радиальный вентилятор – «беличье колесо» стоит на большинстве современных автомобилей. Мощность мотора гораздо выше, чем на «классике» ВАЗа. Обеспечивает хорошее отопление, а влетнюю пору – вентиляцию салона. Были случаи потери контакта щеток с коллектором. Доступ к мотору трудоемок.Переключатель режимов отопителя на «классике» ВАЗа. Контакты «разрывные» – несамоочищающиеся. Надежность невысока. В свое время купить такой выключатель было почти невозможно – дефицит отражал реальную проблему. Выключатель разбирали, зачищали контакты… Увы, это спасало ненадолго.Блок управления отопителем на «десятке». Переключатель четырехскоростной. Контакты скользящие, надежные. Капризы этого отопителя чаще зависят от недостатков других элементов – плохой контакт в соединениях цепей, отказ датчика температуры в салоне, поломка приводов воздушных заслонок, их заедание и т.д.Один из первых дополнительных резисторов на ВАЗ2108. Прост, как кусок проволоки! Тому, кто мог сам заменить сгоревшую спираль, не было нужды ездить по магазинам. Но случались и отказы из-за банального окисления контактов в разъемах. Эта хрестоматийная неисправность в электрике актуальна и поныне.Современные керамические добавочные резисторы – для 3-позиционного переключателя (справа) и 4-позиционного (слева). В случае замены не путайте резисторы. Так, на ВАЗ2108 сопротивление первой секции составляло 0,82 Ом, второй – 0,23 Ом. На последних ВАЗ-2110 и «Шеви-Ниве» в первой секции 0,19 Ом, второй – 0,49 Ом, третьей – 0,82 Ом.Удельное сопротивление нихрома – 1,1 Ом. мм2/м. Только помните про ток, иначе короткая, но слишком тонкая спи-раль долго не прослужит. И не забывайте, что близко расположенные витки, нагреваясь, увеличивают сопротивление. Поэ-тому при подборе лучше взять проволоку с запасом и укорачивать, добиваясь нужной скорости вращения вентилятора.На правах рекламыЗа рулем 06/2007 219