186
187
188
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ЖИДКОСТИ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ «КСЕРОКС» ДЛЯ КОРОБКИИногда новому изделию удается придума ть с толь у дачное название, что оно с тановится именем нарица тельным для целой группы товаров. Например, с лово «кс ерокс» применяют ко всем копировальным аппара там и даже самим копиям, «д жипами» с тали называ ть любые вседорожники... Так и Dexron – бренд, придуманный «Дженерал моторс» в 1967 году , утвердился в ка честве обозначения любых жидкос тей для автоматических коробок передач. Правда, «Форд» тоже попыта лся да ть зв учное имя своим A TF ( Automatic Transmission Fluid) – Mer con, но часто ли вы слышали этот термин? Впрочем, важнее не филологические тонкос ти, а тот факт, что с 1993 года жидкости «Д жи-Эм» и «Форда» с тали взаимозаменяемыми. По мере развития конструкций ав томатических коробок передач (речь – о класси ческих «ав томатах» с гидротранформа тором) менялась римска я цифра пос ле с лова Dexron. Сегодня наибольшим спросом пользуютс я жидкос ти по спецификации Dexron III, введенной в 1993 году. Это и определило наш выбор образцов д ля экспертизы. Ведь большинс тво в ладельцев машин с коробками, разработанными пос ле 1999 года (ког да появилась спецификация Dexron IV ), меняют масло на сервисе.И ШВЕЦ, И ЖНЕЦВ отли чие от механи ческой коробки, мас ло в «ав томатах» берет на с ебя гораздо больше зада ч. Во-первых, там есть зубчатые передачи, так что от важнейшей ф ункции смазывать ATF никто не освобождал. Во-в торых, масло должно обеспечивать правильную работу фрикционных сцеплений. В- треть-Возьмем красненького!Автоматические коробки нынче не редкость, даже в недорогих иномарках. Обычно в них за ливают жидкос ть красного цвета, но только ли он красит масло? Результаты экспертизы «дексронов» комментируетет Алексей Воробьев-Обухов.186 За рулем 06/2007 их, оно же передает кру тящий момент в гидротрансформаторе, двиг аясь при этом с высокой скорос тью (80–100 м/с) в узких кана лах между лопатками колес. Наконец, оно должно ох лаждать детали коробки: конс трукция пос ледней такова, что избыток мощнос ти двигателя здесь превращаетс яв тепло, нагрева я мас ло в жару до 150°С, тог да как 95°С – норма льный «крейсерский» режим. Эти зада чи об условливают противоположные требования к ATF. Для смазки шестерен ну жна вязкос ть побольше, а вот д ля работы гидротрансформатора она должна быть не большой (4–8 сС т). Но ес ли вязкос ть упадет ниж е 3–5 сС т, возникает опаснос ть кавитации и течей через уплотнения. Найти компромисс помогают присадки, но в прис утствии разнородных мета ллов (например, сталь и бронза) они мог ут активизировать электрохими ческую коррозию. В общем, обычную трансмиссионку в ав томатические коробки лить нельзя, а чтобы водитель случайно не перепу тал банки, ATF окрашивают в яркий, как правило, красный, цвет. Что, кс тати, отраж ено в спецификациях.10-е место Elf Elfmatic G3Заявленный изготовитель –9-е место Mannol Dexron III Automatic PlusЗаявленный изготовитель –8-е место Castrol Automatic TQ Dexron IIIЗаявленный изготовитель –T.Lubrifiants, ФранцияWolf Oil Corporation, БельгияCastrol UK Limited, АнглияОриентировочная цена за 1л – 180 руб. Минеральное масло именитой фирмы с допусками «Мерс едес-Бенц», БМВ оказалось недопус тимо агрессивным по отношению к медным сплавам. Скромный индекс задира привел его в итоге на последнее место. Очень низкое пенообразование. Не соответствует требованиям заявленных спецификаций по коррозии.Ориентировочная цена за 1л – 190 руб. Синтетическая жидкость с допусками «Мерс едес-Бенц», «Форд», «Эллисон» и «Ка терпиллер» вряд ли обеспечит обещанную долговечность деталей из медных сплавов. Очень малое содерж ание ме ханических примесей. Не соответствует требованиям заявленных спецификаций по коррозии.Ориентировочная цена за 1л – 240 руб. Минеральное мас ло по у дивительно высокой цене – вероятно, за самую лучшую очис тку от примесей. Допуски «Д женерал моторс», «Форд», «Эллисон», «Мерс едес-Бенц» и МАН не могут убедить, что это – правильный выбор. Ибо – опять прокол по коррозии! Самое чистое масло. Не соответствует требованиям заявленных спецификаций по коррозии.Заявленный изготовитель – «ХАДОТехнологии», Харьков, Украина7-е место ХАДО ATF III6-е место Luxoil ATF Dexron IIIЗаявленный изготовитель –5-е место BP Autran DX IIIЗаявленный изготовитель –ЗАО «Делфин Индастри», МоскваBP Lubricants, БельгияАРШИНОМ НАШИМ НЕ ИЗМЕРИТЬПоскольку ав томатические коробки переда чд ля легковых ав томобилей в нашей стране не выпускают (ес ли не с читать древних правительственных лимузинов), то на жидкос ти д ля них нет ни ГОСТа (это полбеды), ни оборудования д ля испытаний. А потому из множества параметров, заданных зару бежными спецификациями, мы решили измерить вязкос ть, температуру вспышки, смазывающие свойства, пенообразование и коррозионную активность.Ориентировочная цена за 1л – 320 руб. «Минеральное масло высшего класса. Лучшее на с егодняшний день. Антикоррозионное. На базе нефти с шельфа Северного моря». Это вс е – цитаты с упаковки. Вряд ли, однако, ревитализант восс тановит съеденную коррозией бронзу. Практически не пенитс я, отли чные смазывающие свойства. Не соответствует требованиям заявленных спецификаций по коррозии.Ориентировочная цена за 1л – 80 руб. Единственное масло (минеральное) отечественного производства, которое мы смогли найти. Его цена – лучшая реклама, пусть и не указаны допуски автопроизводителей. Должно прекрасно работать на лютом морозе – температура застывания -48°С! Удивительно низкая цена. Не соответствует требованиям спецификации Mercon по пенообразованию, повышенная зольность.Ориентировочная цена за 1л – 230 руб. Допуски «Д женерал моторс», «Форд», «Эллисон», «Мерс едесБенц» и М АН на с ей раз не вызывают сомнений. И морозос тойкость такая же, как у предыдущего образца. Отличная морозос тойкость, очень низкая зольность. Не самые лучшие смазывающие свойства, высокая цена.За рулем 06/2007 187 КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ЖИДКОСТИ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ4-е место Mobil ATF D/MЗаявленный изготовитель –3-е место Bizol ATF IIIЗаявленный изготовитель –2-е место ZIC Dexron IIIЗаявленный изготовитель –1-е место ENEOS ATF IIIЗаявленный изготовитель –ExxonMobil Oil Corporation, СШАBITA Trading GmbH, ГерманияSK Corporation, Южная КореяNippon Oil Corporation, ЯпонияОриентировочная цена за 1л – 130 руб. Конкретные допуски не указаны, но заявленным спецификациям Dexron III и Mer con безус ловно соответствует. Цена вполне демократичная. Очень хороша я очис тка от примесей, отли чная морозос тойкость. Температура вспышки на грани требований спецификации Dexron III.Ориентировочная цена за 1л – 200 руб. Указаны допуски «Мерс едес-Бенц» и МАН. Отличная морозостойкость (-47°С), низкое пенообразование. Но почему-то… желтый цвет, тогда как спецификации Dexron и Mercon требуют красную окраску. Объяснения этому факту мы не нашли. Не было красителя? Хорошие параметры, низкое пенообразование. Неправильный цвет, завышенная цена.Ориентировочная цена за 1л – 150 руб. Полусинтетическое масло и вправду выполняе т вс е обещанное, в том чис ле антикоррозионную защиту. А вот с «Очень Высоким Индексом Вязкости» (та самая разрекламированная технология VHVI) вышла промашка: он здесь самый низкий из всех образцов. Хорошие смазывающие способности, невысокая цена. Температура застывания -40°С – самая высокая из всех образцов.Ориентировочная цена за 1л – 190 руб. «Масло № 1 в Японии» оказалось первым ив нашем тес те! По смазывающим свойствам с ним посоперничало бы лишь украинское ХАДО, но оно, увы, нетерпимо к бронзовым деталям. Морозостойкость «японца» (- 46°С) тоже на уровне. Самые лучшие смазывающие свойства. Как и положено победите лю, «минусов» не нашлось!Важнейшие характерис тики смазывающих свойс тв должны измерятьс я на оборудовании, которого нет в России, – лишь при этом ус ловии результаты дали бы повод к отбраковке того или иного образца. В нашем с лучае применение четырехшариковой машины трения позволило лишь сравнить образцы друг с другом и расставить их по местам,ориентируясь на так называемый индекс задира. Его рассчитывают на основании нескольких трибологических характеристик. Чем он выше, тем лучше. За то мы смог ли объективно оценить коррозию медной плас тины в ба ллах (г де цифра характеризу ет с тепень коррозии, буква – цвет окисла) после трех часового купания в горячем (+150°С) масле.ЛЕЙТЕ МАСЛО ПЕННОЕ…Итоги испытаний сведены в таблицу, нюансы отме чены в подписях к фото. О тметим, что «почти бесплатная» отечественная A TF L uxoil отли чилась прямо- таки пивной пеной, но это, сог ласно спецификации Dexron III, допус тимо! А вот запредельна я агрессивность к меди с двинула на последние мес та такие гром-кие бренды, как Elf , C astrol, Mannol и примкнувший к ним ХАДО. Специалисты рассказа ли, что применяемые в ав томатических коробках в тулки с бронзовым (сплав меди!) покрытием очень чувс твительны к коррозии, а повреж дение тонкого с лоя приводит в итоге к дорогос тоящему ремонту всего «автомата»!РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ЖИДКОСТЕЙ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ ТРАНСМИССИЙМарка жидкости Требования спецификаций Индекс Пенозадира, образование, Н смз не нормируется не более 100 (больше – лучше) (Mercon) 401 356 323 308 306 366 395 376 369 309 20 10 следы следы 20 250 следы 5 10 следы Кинематическая вязкость при 100°С, сСт не менее 6,8 (Mercon) 7,67 7,40 8,28 7,32 7,8 8,68 7,28 7,7 8,21 7,18 Температура вспышки, °С не менее 170 (Dexron III), 177 (Mercon) 198 208 190 170 178 180 195 202 198 196 Коррозия меди, балл не выше 1 1b 1b 1b 1b 1с 1а 2с 2а 2с 2с Содержание Зольность, механических % примесей, % не нормируется не нормируется (меньше – лучше) (меньше – лучше) 0,009 0,011 0,012 0,007 0,014 0,014 0,010 0,006 0,008 0,014 0,083 0,054 0,093 0,180 0,075 0,910 0,120 0,104 0,190 0,0721 23456789 10МестоENEOS ATF III ZIC Dexron III Bizol ATF III Mobil ATF D/M BP Autran DX III Luxoil ATF Dexron III XAДO ATF III Castrol Automatic TQ Dexron III Mannol Dexron III Automatic Plus Elf Elfmatiс G3188 За рулем 06/2007