Самые незаурядные модели АВТОВАЗа: от «Тарзана» до «Наташи»

Поклонники тольяттинской продукции, а вместе с ними независимые автоэксперты и скептики пребывают в ожидании выхода на рынок многообещающих Lada Vesta и XRAY. Эти модели призваны в корне изменить наше представление о поделках отечественного автопрома. Между тем мы решили вспомнить самые яркие и уникальные модели, выпущенные Волжским автозаводом еще в минувшем столетии.

ВАЗ 21106 GTI: горячая «десятка»

gti

gtiВАЗ 21106 GTI
ВАЗ 21106 GTI

На рубеже миллениума приставка GTI к красующемуся на крышке багажника «десятки» логотипу Lada являлась не просто модным шильдиком, а прямым обозначением того, что это не машина, а пуля! Еще бы, ведь в ее моторном отсеке нашел свое место шустрый 2,0-литровый 16-клапанный мотор от Opel с заводским индексом С20 ХЕ. Бензиновый немецкий агрегат, выдающий 150 «скакунов» и 198 Нм крутящего момента, позволял автомобилю ускоряться до первой сотни с места за пиковые 9,5 секунды, а его предельная скорость достигала отметки 205 км/ч. По тем временам подобные показатели для нашей автоиндустрии были, пожалуй, самыми выдающимися. Но картина была бы неполной без фирменного пластикового обвеса, нестандартной формы бамперов, расширенных на 76 мм колесных арок, лючка бензобака, стилизованного под раллийные болиды, и эксклюзивных 15-дюймовых легкосплавных дисков. А весь драйв от управления столь бодрым аппаратом водитель мог почувствовать благодаря гидроусилителю от ZF.

  • Сроки производства: 1999–2006 гг.

ВАЗ 21109 «Консул»: Lada-лимузин

konsul

konsulВАЗ 21109 «Консул»
ВАЗ 21109 «Консул»

А как вам созданный на базе пресловутой «десятки» самый настоящий лимузин для VIP-персон? В 1997 году специалисты фирмы «Лада-Консул» решили поэкспериментировать, явив на свет машину с удлиненным на 700 мм кузовом и всего лишь четырьмя посадочными местами. К слову, в салоне могли разместиться два человека спереди (водитель и, вероятно, охранник) и двое — сзади. Зато места для привилегированных пассажиров — хоть отбавляй. Здесь можно было спокойно вытянуть ноги и, откинувшись на подушке, поспать, укрывшись от глаз шофера за перегородкой из звуконепроницаемого стекла. Удобству седоков способствовали два откидных столика, интегрированный мини-бар с холодильником, а также телевизор и видеомагнитофон. Помимо прочего модель обладала невиданными для нас антиблокировочной тормозной системой и — на секундочку — даже подушками безопасности. Венчали же картину система кондиционирования и отделка интерьера из натуральной кожи.

  • Сроки производства: 1997–2006 гг.

ВАЗ 210934 «Тарзан»: полный привод

тарзан

тарзанВАЗ 210934 «Тарзан»
ВАЗ 210934 «Тарзан»

Если вы считаете, что в арсенале тольяттинского автогиганта за его почти 50-летнюю историю был и остается один-единственный внедорожник в лице «Нивы», то вы сильно ошибаетесь. Начиная с 1997 года вазовцы, пусть и не без помощи коллег из той же «Лада-Консул» и дизайнерской фирмы Decon, регулярно занимались разработками моделей со всеми ведущими. Пожалуй, одной из самых удачных оказалась построенная на платформе ВАЗ 2121 популярная в те годы «девятка». От донора помимо архитектуры ей достались двигатель, коробка передач с раздаткой, подвеска и рулевые механизмы. Кроме того, «проходимец» обзавелся аскетичным обвесом, расширителями порогов, противотуманными фарами, модными молдингами и слегка перелицованными бамперами. Правда, долго на конвейере автомобиль не задержался. Новинку после нескольких сотен выпущенных экземпляров сняли с производства из-за возникших у волжан (по некоторым сведениям, финансовых) разногласий с проектировщиками. Какое-то время «Тарзана» также производили в кузовах от «восьмерки», ВАЗ 2111 и ВАЗ 2112.

  • Сроки производства: 1997–2003 гг.

ВАЗ 2108 «Наташа»: купе-кабриолет

Natacha

NatachaВАЗ 2108 «Наташа»
ВАЗ 2108 «Наташа»

Реэкспортный вариант двухдверки с брезентовой крышей в 90-х являлся для наших соотечественников в большинстве своем несбывшейся мечтой. Во-первых, выпускали ее мелкими партиями, причем не в России, а в Бельгии, откуда она к нам, собственно, и завозилась, а во-вторых, даже сильно подержанный экземпляр с откидным верхом порой превосходил по цене новенькую «восьмерку». Поэтому встретить на улицах открытую модификацию Lada было случаем довольно редким. А вот в некоторых странах Старого Света, Югославии, Египте и Турции она пользовалась весьма завидной популярностью.

  • Сроки производства: 1990–1995 гг.

ВАЗ 2120 «Надежда»: cемейный минивэн

надежда

надеждаВАЗ 2120 «Надежда»
ВАЗ 2120 «Надежда»

В 1998 году АВТОВАЗ рискнул выпустить на рынок первый в своей истории минивэн. Однако спустя без малого восемь лет производства, в ходе которого на заводе собрали жалкие 8 тыс. машин, так и не став массово востребованным, автомобиль отправился на покой. А между тем новинка являлась единственной в своем сегменте и могла похвастать семиместным вместительным салоном, объемным багажным отделением и полным приводом. За основу же была взята модернизированная платформа от «Нивы», растянутая тольяттинскими мастерами почти на полметра. На этой же базе, к слову, впоследствии должны были появиться легкий коммерческий фургон и грузопассажирский пикап. Но из-за отсутствия спроса подобную инициативу на предприятии сочли провальной.

  • Сроки производства: 1998–2006 гг.

ВАЗ 21055 «Дизель»: тяжелая «классика»

diesel

dieselВАЗ 21055 «Дизель»
ВАЗ 21055 «Дизель»

Да, не удивляйтесь — были в модельном ряду производителя и дизельные автомобили. Например, обычная с виду «пятерка», получившая под капот мотор с кодовым обозначением ВАЗ (БТМ)-341, предоставленный АО «Барнаултрансмаш». Для оптимального охлаждения 53-сильного агрегата, работающего на тяжелом топливе, машину оснастили специальным вентилятором. Кроме того, в моторном отсеке поселились улучшенной конструкции радиатор, более мощный стартер со встроенным редуктором, аккумулятор с увеличенной до 62 А .ч емкостью и блок предпусковых свечей накаливания. А чтобы звук тарахтящего двигателя не так сильно был слышен в салоне, на авто установили дополнительную шумоизоляцию и заменили уплотнители. Что примечательно, в динамике дизель нисколько не уступал своему бензиновому аналогу, зато «горючки» на радость счастливых обладателей потреблял едва ли не вдвое меньше. По паспортным данным, средний расход топлива не превышал 5,7-литровую отметку.

  • Сроки производства: 1999–2000 гг.

ВАЗ 212183 «Ландоле»: открытый внедорожник

Landole

LandoleВАЗ 212183 «Ландоле»
ВАЗ 212183 «Ландоле»

Экстремальная версия «Нивы» с открытым бортом, не имеющая ни дверей, ни крыши, — своего рода ответ заокеанскому Jeep Wrangler, выпуском которой занимались на предприятии «ПСА БРОНТО». Надо сказать, этим необычным «грязеходом» мечтали обзавестись чуть ли не все постсоветские путешественники, охотники и рыболовы. Правда, купить его было довольно сложно. Автомобиль продавался только в Тольятти и лишь по предварительному заказу.

Из особенностей модели — дополнительный каркас безопасности, расширенные пороги и арки, а также защитный «кенгурятник» по кругу. От дождя ездоков спасал брезент из плащовки, а от грязи, летящей из-под колес, — специальные пластиковые ограничители, установленные на нижней кромке дверных проемов. Традиционные коврики в салоне заменили полотном из линолеума, а тканевые кресла — кожзамом. В общем, продумано до мелочей: все легко чистится и не боится влаги.

  • Сроки производства: 1997 — конец «нулевых»

ВАЗ 2329 «Пикап»: грузопассажирский вездеход

Pickup

PickupВАЗ 2329 «Пикап»
ВАЗ 2329 «Пикап»

А эту модификацию «Нивы» с увеличенным на 300 мм задним свесом, грузоподъемностью 650 кг, колесной базой 2700 мм и открытым кузовом можно приобрести и сегодня. Конечно, за 20 лет производства модель, переименованная в 2006 году в Lada 4x4 Pickup, претерпела ряд изменений, но в целом осталась все тем же четырехместным пикапом, где кресла второго ряда полностью укладываются на пол. Среди прочих особенностей автомобиля следует отметить наличие дополнительного топливного бака, благодаря чему запас «горючки» увеличился до 84 л. Кстати сказать, была и двухместная версия пикапа с незамысловатым названием «Волк» (ВАЗ 2328), но так и не снискав популярности, покинула конвейер спустя пару лет сборочного производства. Известна и альтернатива в виде пикапа «Пилигрим» с кузовом от «десятки».

  • Сроки производства: 1995 — н.в.

Фото: autowp.ru и из архива редакции
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (19)

Самые новые

Тачки для бедных африканцев с тремя классами образования... как по качеству, так и по уровню комфорта и безопасности... (до сих пор кондёр редкая опция на нигеравто... ппц)Жаль, что наша нация скатилась в унылое афрогавно как по уровню образования, так и по уровню дохода и развития общества... (((

Ответить#
-1

Надо было сразу делать Беременную антилопу-десятку как ВАЗ-21106 только в металле, но, что было, то было. 90-е были не лучшим временем для промышленности в том числе автомобильной.

Ответить#
0

2000-е и 2010-е лучшее время для промышленности? (:smile:) Если да, то для какой? (:joy:)

Ответить#
0

Например для автомобильной. В 2006-м очередь за КАМАЗами и Фокусами была 2–3 месяца.

Ответить#
+1

На АЗЛК даже поинтересней были экземпляры. А эти все знакомы. (:smile:)

Ответить#
0

Не сдержался.... к заголовку статьи добавьте 18+КОШМАР!

Ответить#
0

тарзаны и сейчас делают, правда частники, фото калины ниже. там же на базе десятки.а вот одна из тем про тарзан 2109 с дизелем пежоссылка консулу, я в Тольятти видел и белый и чёрный, прадв очень давно... сейча не вижу, скорее всего сгнили... всётаки колхоз продакшен.по ниве, помимо переломки! вообще полно всего разного было! а 106! машины моща! но, видать, выпускали их в очень плохой год... гнили страшно!! а вообще на улицах Тольятти, раньше много чего насмотреться можно было, даже видел ниву на больших колёсах (болотоход), реально по улочкам ехал, офигел.а из нивы 2121 мне больше всего нравился "чёрный принц", вроде бы производства торгмаш, сейчас это вроде лада спорт

Ответить#
0

Только «Наташа» и дизельная «пятёрка» нормально выглядит. Остальное какой то колхоз.

Ответить#
0

21106 и «Ландоле» были когда-то моей мечтой...Но если 106-е на улицах Самары и Тольятти встречались, то «Ландоле» живьем не видел ни разу. «Консулы» тоже попадались, а «Тарзанов» как на базе 9-го, так и 10-го семейств полно было у дорожников. «Надежда» больше помнится дорестайлинговой, с четырьмя круглыми фарами :-).

Ответить#
0

Помимо роторных машин забыли нестандартный вариант «Нивы» с ломающейся рамой.

Ответить#
0

Позорище. Посмотрите американские шоу как у них мастерские, а не заводы реставрируют, переделывают и тюнингуют самые разные автомобили. А заодно рукожопам на ВАЗе покажите, пусть поучатся у настоящих мастеров. (:sly:)

Ответить#
-1

Discovery насмотрелись? А там не показывали дальнейшую жизнь этих поделок —- сколько на них потом проехали, сколько раз они ломались и т.д.

Ответить#
0

Всегда мне нравился этот кабриолет на базе восьмерки. Интересно, кузов как-то усиливали?

Ответить#
0

Полюбому усиливали, у самар итак жесткость кузова низкая, если еще крышу спиливать то много на такой машине не накатаешь.

Ответить#
0

Эх, нравится мне Нива пикап до сих пор, красивая имхо машина.Забыли про роторные жигули: 21079, 2109–90...

Ответить#
0

> наше представление о поделках отечественного автопрома(:smile:) А нет ли в этой фразе предвзятого отношения?

Ответить#
0

Если бы они были достаточно хороши, чтобы продаваться большой серией — были бы изделия. А так, штуки, сделанные на коленке и продаваемые в аптечных количествах — поделки и есть.

Ответить#
0

Тем не менее, слово «поделки» применили в одном контексте с Lada Vesta и XRay. Не то, чтобы я так любил изделия АвтоВАЗ-а, но глаз все равно режет.

Ответить#
0

Да, перечитал — и соглашаюсь. Небрежно написана фраза, некрасиво получилось. Ну, может поправят.

Ответить#
0