Кризис жанра: почему россияне отказываются от автомобилей гольф-класса?

Автомобили гольф-класса долгое время были бестселлерами на российском рынке, занимая львиную долю продаж. Однако в последние годы россияне все больше предпочитают сопоставимые с ними по цене модели В-класса с лучшим оснащением или компактные кроссоверы. Несмотря на то что кризис серьезно усугубил эту тенденцию, автопроизводители не намерены совсем уходить из С-сегмента и надеются на восстановление спроса с улучшением экономической ситуации в стране.

WF_Citroen

WF_Citroen

Игра в гольф-класс

Автомобили гольф-класса стремительно теряют популярность у российских покупателей. Не так давно С-сегмент был крупнейшим на российском рынке — еще в 2008 году на него приходилось 40% всех продаж, а бестселлерами среди иномарок были Ford Focus и Chevrolet Lacetti. С тех пор доля автомобилей С-класса неуклонно снижалась и по итогам 2015 года составила рекордно низкие 11,5%, гласят данные «Автостата».

«Действительно, С-класс был очень популярен, поскольку в свое время он обладал всем необходимым для большинства автомобилистов: просторный салон, вместительный багажник, средний расход топлива и умеренная цена. Но в последнее время существенно подрос B-класс, в котором за сопоставимые деньги можно получить более оснащенный автомобиль», — комментирует президент ГК «Автодель» Михаил Смолянов.

Копия Копия С-класс-2

Копия Копия С-класс-2

Автомобили B-класса стали более востребованными, как из-за более привлекательной цены, так и благодаря улучшившимся за последние десятилетия потребительским характеристикам, соглашаются в аналитическом центре Международного автомобильного холдинга «Атлант-М». Так, по своим габаритам и, следовательно, внутреннему пространству лидеры российского B-класса уже соответствуют прежнему C-классу. К примеру, длина Volkswagen Polo равна 4390 мм по сравнению с 4320 мм у Volkswagen Jetta образца 1990-х, а Hyundai Solaris — 4375 мм против 4360 мм у Hyundai Elantra из тех же 1990-х. Вместе с тем оснащение автомобилей B-класса становится все более богатым и сегодня включает такие опции, как климат-контроль, полный электропакет, биксеноновые фары, светодиодные ходовые огни, широкий набор систем безопасности — все, что ранее было прерогативой старших классов.

«Фокус» не прошел

После успеха Renault Logan на российском рынке автопроизводители начали активно выводить в B-сегменте локализованные новинки: Volkswagen Polo sedan, Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Rapid, Datsun on-DO… Как отмечают аналитики «Атлант-М», так сложилось, что, исходя из представления автопроизводителей о предпочтениях россиян, наиболее массовые модели российской сборки, с самой высокой степенью локализации, принадлежат не к C-, а к B-классу, как и основная масса автомобилей Lada. В результате ряд популярных в Европе моделей гольф-класса оказались в России не локализованы (Volkswagen Golf, Mazda3, Toyota Corolla/Auris), а тех моделей российской сборки, которые остались «в рынке», оказалось недостаточно.

2008 Ford Focus (Europe)

2008 Ford Focus (Europe)

Показательно, что Ford Focus, который на протяжении семи лет становился самой продаваемой иномаркой в России, в кризисном 2009 году впервые уступил этот титул Renault Logan, а в 2011-м с выходом на рынок Hyundai Solaris утратил его окончательно. Из локально выпускаемых моделей гольф-класса Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan массовым спросом никогда не пользовались, хотя и стали бестселлерами этих французских марок. А вот седан Nissan Almera оказался достаточно успешным на российском рынке, чего, кстати, нельзя сказать о других моделях Nissan в этом сегменте — Sentra и Tiida. Лидерами продаж среди автомобилей гольф-класса сегодня являются Nissan Almera, Skoda Octavia, Kia cee’d, Volkswagen Jetta и Ford Focus.

По словам аналитиков «Атлант-М», большой ущерб С-классу нанес уход из России General Motors. Модели Chevrolet Cruze и Opel Astra не только доминировали в модельном миксе GM в нашей стране, но и составляли значительную долю продаж в С-сегменте (порядка 20% в 2012–2013 гг.). Еще раньше покинула российский рынок Chevrolet Lacetti, достойного преемника которой GM не предложил.

Копия Копия С-класс-1

Копия Копия С-класс-1

Между двух огней

Покупателей у гольф-класса отнимают не только компактные седаны и хэтчбеки, но и вседорожники, такие как Renault Duster, Toyota RAV4 и Nissan Qashqai. Сегодня это крупнейшие и самые перспективные сегменты на российском рынке — по итогам 2015 года B-класс занял долю в 39,8%, а на SUV пришлось 36,2% всех продаж.

По словам директора по коммуникациям Nissan Романа Скольского, на сегмент С оказывают давление два сегмента, доля которых в последнее время растет достаточно уверенно. Это В-сегмент с более дешевыми седанами и высокой степенью локализации, а также сегмент С-кроссоверов. Покупатели понимают незначительную разницу в цене между седаном С-класса и кроссовером, предпочитая последний в силу особенностей российской эксплуатации.

«Вседорожники дороже B-класса, но обладают увеличенным клиренсом, менее изнашиваемой подвеской, более проходимы. Однако сейчас мы наблюдаем значительное снижение спроса и на автомобили SUV-сегмента, по большей части из-за их удорожания на фоне колебаний курса валют», — добавляет Михаил Смолянов.

Жертва кризиса

Впрочем, больше всего кризис сказался именно на продажах автомобилей гольф-класса, которые падают значительно сильнее рынка в целом. По данным «Автостата», в прошлом году россияне купили 171,9 тыс. таких машин, что на 53,7% меньше, чем в 2014 году. Для сравнения, снижение реализации в B-сегменте составило 20%, а спрос на SUV сократился на 40,7%.

Падение спроса на автомобили С-класса в последние годы во многом обусловлено снижением платежеспособности покупателей, считает руководитель отдела продаж «Авторусь» в Подольске по бренду Chevrolet Niva, Opel, Chevrolet Любовь Кузнецова. «Для кого-то покупка автомобиля, в том числе в кредит, стала в принципе невозможной, а другая часть покупателей решила приобрести более доступный по цене автомобиль. Значительная часть аудитории С-класса переориентировалась на В-класс, а в каких-то случаях даже на сегмент А. При выборе автомобиля клиенты просчитывают необходимые дополнительные расходы на налоги, страховку, расход топлива, сервисное обслуживание и т.п.», — рассказывает она.

Страницы

← предыдущаяследующая →

12

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (29)

Самые новые

Виноваты слишком жирные и при это дешевые модели класса В и В+, вроде Логана и Альмеры. Альмера вообще сравнима по внешним габаритам с D-классом середины 2000-х ! Если бы Логан был бы С-класса и стоил бы чуууть дороже, с надбавкой за размерчик — доминировал бы С-класс.

Ответить#
0

большинству автомобилистов вообще без разницы какой там класс: берут что по деньгам потянуть могут. Раньше это были жигули (что это B или А+?), потом самара и «десятка» и никто классами не заморачивался, ездили на дачу всей семьей вместе с рассадой. И только редкие индивиды брали шкоду фелицию, дэу или ланцер (и отнюдь не потому что это другой класс). Так же и потом: был фокус дешевый, брали его, теперь выгоден солярис и поло-седан. Всеми этими буковками народу голову не задуришь: назови волгу хоть F-классом, а майбах А+ — успеха в массах им не видать.
PS Слишком много сейчас народу заняты тем, что буковки местами переставляют вместо того чтобы производить блага, вроде новых дорог или говядины, вот и сидим по уши в натуральном удобрении

Ответить#
+6

«Большинству автомобилистов вообще без разницы какой там класс», но по совсем иной причине — берут не класс, а реальную машину. А они в пределах одного класса (точнее — сегмента) бывают ну оч какие разные по потребительским качествам и цене.

Я напомню, раньше помимо «Самары» и «десятки» была ещё такая машина «Волга», и её брали именно потому что класс и потому что можно на дачу всей семьёй с рассадой, и при этом задняя подвеска в салон не просится, как у вышеупомянутого. С другой стороны — была такая машина, «Ока», которая стоила вот прямо таки опупенно дёшего (самая дешёвая в мире новая машина в какой-то момент). Но вот не брали её, потому что класс, увы, не тот — рассада не влезает, не говоря уже о семье. Так что не в одном бабле дело, класс тоже имеет значение. Не буковка, а именно то, что её обозначают.

Ответить#
0

Каждое поколение авто растет по сравнению с предыдущим. Солярис повторил успех форд фокуса. По габаритным размерам он почти идентичен фокусу 1, при этом неплохо оснащен, современен. Плюс адекватные цены. Фокус 3, как и его одноклассники, в наше кризисное время стал слишком дорогим, и то, что это авто другого уровня, для многих уходит на второй план. Уйдет кризис — возрастут продажи гольф-класса.

Ответить#
+2

По наружно-габаритным может и идентичен, но салоны там несравнимы. Особенно посадка.

Ответить#
0

Это эффект пакета молока а чистом виде.
Вот подорожал литр молока на 3 рубля (допустим).

Что делает хитрый производитель?
Переписывает ценник?
Нееее...

Он просто делает пакет объемом 935 миллилитров....

И продает его по «докризисной» цене.

То есть, машины B-класса заняли ценовую нишу С-класса.
И дело исключительно в бабле, а никак не в предпочтениях покупателей, как пытается дать понять автостат.

Нам просто продают 935 миллилитров молока, потому что 935 миллилитров мы еще способны купить, не ругаясь на дороговизну.

Если так пойдет и дальше, вангую через годик статью со следующим заголовком:

«Малолитражки сегмента А отобрали рынок у сегмента B и компактных кроссоверов!»

А по факту нам прсото будут впаривать пол-литра молока по цене литра.

Дальше идут мотоциклы с коляской, мопеды, велосипеды, а потом:

«Россияне прекратили пользоваться общественным транспортом и везде ходят пешком!»

А дальше всё...

«Россияне прекратили жить, потому что жить — это слишком дорого, а заменителей не нашлось»

Ответить#
+7

«Малолитражки сегмента А отобрали рынок у сегмента B и компактных кроссоверов! Дальше идут мотоциклы с коляской, мопеды, велосипеды...»

А вот фиг, никогда такого не будет. Быстрее хитрые капиталюги придумают совсем пустую как барабан машину, но В-класса, которая будет продаваться по цене нормального А-класса. Прецеденты есть (первый логан, отчасти классика). Или просто откажутся от машины вообще, потому что малолитражка А-класса в наших условиях тупо не функциональна. Научным языком, не является товаром-субститутом для «нормального» (от В-класса и выше) автомобиля.

Ответить#
0

..."Лидерами продаж среди автомобилей гольф-класса сегодня являются Nissan Almera, Skoda Octavia, Kia cee’d, Volkswagen Jetta и Ford Focus"... — практически единственные представители С-сегмента, хотя по отделке и оснащению Nissan Almera — это чистый B-сегмент, ведь изнутри она копия логана.
Круз ушел, Астра ушла, Корола и раньше не особо популярна была, чаще Камри берут.

Chevrolet Lacetti никогда в С-сегменте не был кстати.

Цены, во всем виноваты цены....

Ответить#
-1

Константин, когда вышла Лацетти, вы еще в садик или начальную школу ходили, поэтому, видимо, и не помните машин тех лет. В России это был 2004 год. Машина по размерам и технике полностью соответствовала Гольф-классу, или С-классу по-другому. Если вы посмотрите размеры первого Гольфа, то узнаете, что по нынешним меркам это вообще А-класс. Кстати, я помню, как мне Лацетти хэтч в полном фарше обошелся даже на 5,000 р. дешевле, чем Лада Приора Купе. Вот ведь был настоящий автомобиль по честной цене. Сзади независимая подвеска и дисковые тормоза. Двигатели 1.6, 1.8, 2.0 и дизель. В некоторых даже климат был. Подушки и АБС — это само собой. Равон Джентра уже так не смотрится, как Лацетти смотрелась в ТЕ времена.

Ответить#
+1

Ой да ладно. Дешевый лачети может по габаритам своим и был больше машин B-класса начала 2000-х, но к С не относился и позиционировался изначально, как бюджетная модель (дачник). Пик популярности пришелся на первый год, в 2005, его обошел более дешевый Логан, который тогда начали поставлять на Российский рынок.
Видимо в садик ходили Вы, раз не помните этого

Ответить#
0

Lacetti — гольф-класс по всем параметрам — и по геометрии, и по комплектациям (по крайней мере, до выхода Круза). Авео был у GM в В-классе, теперь кобальт.

Ответить#
0

В 2005 лачетти проиграл Логану в классе бюджетных иномарок и в 2006 выпустили авео, на фоне которого лачети смотрелся богаче.

Ответить#
0

При чём тут фон? Про комплектацию вам уже всё написали, если остались вопросы, могу дать прайс-лист 2007 года в PDF. Сейчас даже не все модели в гольф-классе могут догнать лачетти 1.8 CDX.
Логан тут вообще не конкурент, ни по классу, ни по цене, ни по качеству, ни по эргономике, ни по динамике и управляемости. Может, вы про ланос пишете?

Ответить#
0

А с каких пор Гольф стал седаном, когда всю жизь был хетчем?
Офигеть.

Ответить#
-2

В статье рассматриваются различные модели гольф-класса, в том числе хэтчбеки, каковым является Volkswagen Golf. К седанам его никто не причислял.

Ответить#
-1

Лучше, чем минусовать, почитайте следующее, из истории:
Возникновение «Golf» — класса —
До начала 70-х годов все машины класса «C» выпускались в кузове седан. Volkswagen Golf, появившийся в 1974 году, произвел настоящий фурор в автопромышленности и стал родоначальником линейки компактных хэтчбеков. По тем временам это был лучший автомобиль для менеджеров среднего звена. Вслед за ним на рынке появились Opel Kadett, Citroen GSA, FIAT Ritmo и Renault 14. К началу 80-х семейство гольф-класса пополнилось такими автомобилями, как Lancia Delta и Ford Escort, а затем — FIAT Tipo, обновленным Opel Kadett, Peugeot 309 и Renault 19. За сегментом понемногу закреплялось название «гольф».

Ответить#
0

Гольф-класс был основоположником прихода хетчбэков.
В статье почему-то попутали с С-сегментом, а потом
далее С-сегмент обозвали С-классом и запутались окончательно.
Очень познавательная статья, из которой мало что можно понять.
Напишите просто, у людей закончились деньги,
т.к. их попросту обокрали.

Ответить#
-1

У людей заканчиваются деньги не когда их обкрадывают, а когда они их спускают, просаживают, растрачивают, живут не по средствам. Что-то подсказывает мне что так было и в данном случае.

Ответить#
0

Джетта — это ГОЛЬФ в исполнении седан. ЯРИС — это королла в исполнении хетчбек. Но модель фольксвагена — ГОЛЬФ, стала именем нарицательным и классом автомобилей, который совпал по размеру с классом С. Растет в размерах фольксваген ГОЛЬФ , растут и стандарты класса С,

Ответить#
0

Перепутал Аурис с Ярисом...)))

Ответить#
0

А вот с чего этот перелицованный Логан — Ниссан Альмера вдруг стал в С классе? Когда он всегда относился В+!

Ответить#
+3

Относился не относился.... Кем? Нужно посидеть в Альмере просто.

Ответить#
-2

Всеми относился к В или В+. И сидел, и ездил в нем. Ничего там нет от С класса. Ни внутри, ни снаружи. Даже в размерах, да он длинный, но узкий. Уже даже чем Гранта. Абсолютно никакой салон, ну и т.д.

Ответить#
+2

Ага. ЧСХ у оригинала (Блубёрд Силфи) салон тоже был узкий, но блин намного лучше, и по посадке, и по отделке. А тут сэкономили, понимаешь — кузов купил, платформу купил, а салон не купил.

Ответить#
0