Дефицит парковочных мест во дворе: что делать

Не только в Москве, но и в других крупных городах с многоэтажной застройкой припарковать машину около дома удается не всем и не всегда. Почему возникает дефицит парковочных мест? Кто виноват и что делать?

Один автоматизированный многоуровневый паркинг может решить проблему с машиноместами для целого квартала. Увы, такие комплексы слишком дороги.
Один автоматизированный многоуровневый паркинг может решить проблему с машиноместами для целого квартала. Увы, такие комплексы слишком дороги.

Есть нормы

Города, в отличие от деревень, возникают не стихийно, а строятся по определенным планам и в соответствии с законами, среди которых, например, Градостроительный кодекс РФ. У Москвы и других крупных городов есть свои кодексы или же правила землепользования и застройки. Местные власти могут устанавливать собственные правила, если они не противоречат федеральному закону. А так как автомобили пока являются неотъемлемой частью городской среды, именно эти документы регламентируют их размещение.

Нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы МГСН 1.01–99 устанавливают минимальное число машиномест на 1000 жителей — их должно быть не менее трехсот двадцати. Точное количество машиномест определяется исходя из категории комфортности жилой застройки (класса домов). Если дом относится ко второй категории (проще говоря, к эконом-классу), то есть на одного жителя приходится до 30 м2 общей площади, на каждую квартиру полагается не менее одного машиноместа. Для первой категории (комфорт-класс), то есть с общей площадью от 30 до 50 м2 на жителя, — не менее 1,7 машиноместа. Жителям домов повышенной комфортности (бизнес-класс) полагается не менее двух машиномест на одну квартиру и еще вдобавок 40‑местная гостевая парковка на 1000 жителей, удаленная от подъездов не более чем на 200 м.

Пример цивилизованного подхода к проблеме — многоуровневый паркинг ЖК «Марфино»: Москва, улица Кашенкин Луг. Что мешает другим домостроителям возводить такие же сооружения? Дороговизна? Может быть, городские власти должны помочь и пустить на паркинги деньги, которые тратятся на смену одних бордюров на другие, старой плитки на новую и пихт на елки?
Пример цивилизованного подхода к проблеме — многоуровневый паркинг ЖК «Марфино»: Москва, улица Кашенкин Луг. Что мешает другим домостроителям возводить такие же сооружения? Дороговизна? Может быть, городские власти должны помочь и пустить на паркинги деньги, которые тратятся на смену одних бордюров на другие, старой плитки на новую и пихт на елки?

Парковки следует размещать либо в пределах застраиваемого участка (при соблюдении санитарных норм), либо на расстоянии 250–300 м (никак не более 600 м) от квартир автовладельцев. Эти правила касаются не только строящегося, но и реконструируемого жилья.

Поскольку машиноместa в оборудованных паркингах, подземных и надземных, признаются объектами собственности, их продают, сдают, могут даже дарить. А как распоряжаться дворовыми территориями (продавать, сдавать и т. д.), должно определять общее собрание жильцов.

Выше, ниже, больше

Как обеспечить такое количество машиномест? Во‑первых, не ставить многоэтажки вплотную друг к другу в стремлении получить наибольшую выгоду. Во‑вторых, рационально использовать отведенное пространство около дома, а также устраивать паркинги под домами или даже на крышах с плоской кровлей. Либо строить отдельные многоуровневые паркинги в пределах пешей доступности. Добросовестные строительные компании именно так и поступают, ведь в условиях кризиса обеспеченность машиноместами становится серьезным аргументом в борьбе за покупательский кошелек. Правда, он должен быть тугим: в центре столицы стоимость квадратного метра в паркинге приравнивается к стоимости «квадрата» в хорошей квартире.

Именно подземные паркинги выручают европейцев — их устраивают даже в исторических центрах старых городов с плотной застройкой. При определенной аккуратности проектировщиков и строителей они малозаметны. В новые кварталы с современной архитектурой неплохо вписываются многоярусные паркинги, в том числе механизированные, с так называемой кассетной загрузкой. Конечно, они дoрогие и сложны в эксплуатации, но возможность ставить машины штабелями позволяет сэкономить много места. Подобных проектов масса, их можно воплотить хоть сейчас, причем даже в старых дворах. Почему не строят? Говорят, чаще всего не могут поделить землю, необходимую для строительства, — решить, кому она принадлежит и сколько стоит.

Многоуровневый автоматизированный паркинг на улице Академика Королева, рядом с телецентром Останкино, открылся в феврале 2013 года. На площади всего 121 кв. м могут разместиться 34 машины. Но паркинг пустует, хоть и нужен позарез. Говорят, причина в неправильном оформлении документов на строительство. А у инвестора были планы застроить такими паркингами всю Москву. Жаль, если чиновники отбили ему желание.
Многоуровневый автоматизированный паркинг на улице Академика Королева, рядом с телецентром Останкино, открылся в феврале 2013 года. На площади всего 121 кв. м могут разместиться 34 машины. Но паркинг пустует, хоть и нужен позарез. Говорят, причина в неправильном оформлении документов на строительство. А у инвестора были планы застроить такими паркингами всю Москву. Жаль, если чиновники отбили ему желание.

Я отправил запрос в Москомархитектуру и Мосгорстройнадзор с просьбой рассказать, выполняются ли столичными застройщиками нормативы по организации парковок в новых домах. Ответ меня удивил: все дома принимают в эксплуатацию только с требуемым количеством машиномест. Несмотря на дороговизну, часто строят подземные парковки, особенно в домах первой категории. Откуда же дефицит? Оказывается, это наследие прежних времен, когда строили и сдавали дома без учета реальных потребностей автомобилистов.

Помоги себе сам

Как ни странно, многие покупатели жилья отказываются от предлагаемых машиномест — чтобы сэкономить на отделку новой квартиры. В результате паркинги, устроенные в таких домах, заполняются лишь на 30–50%. Местные жители толкаются на бесплатных местах вокруг. А статистика получается блестящая: обеспеченность парковками в Москве на сегодня — 1,24 машиноместа на квартиру. В полном соответствии с законом.

Официальная численность столичного населения, по данным этого года, — примерно 12,3 млн человек. Зарегистрированных легковых автомобилей — около 5,5 миллиона. На каждого москвича, даже древнего старика и младенца, приходится в среднем полмашины. Машиномест должно быть в избытке. Но это теория. Реальная картина иная, поскольку нужно прибавить иногородний автотранспорт, плохо поддающийся учету. Принято считать, что ежедневно в столицу приезжает 1,5–1,7 млн машин. Но ведь даже при таком раскладе катастрофической нехватки мест для парковки в спальных районах быть не должно. Если не хватает, кооперируйтесь с другими жильцами, решайте, как использовать придомовую территорию, и обращайтесь в управляющую компанию и префектуру с аргументированным требованием устранить дефицит.

Вам могут предложить оформить резидентное разрешение в качестве платной альтернативы отсутствующей парковке. Это относительно простое решение проблемы для тех, кто не способен купить машиноместо и не готов бесконечно ходить по кабинетам. Стоимость годового «абонемента» равна одному штрафу за неправильную парковку. А сколько стоит ваше спокойствие?

Со временем, быть может, все-таки примут закон о повсеместной бесплатной парковке с 20:00 до 8:00 и по выходным.

Фото: «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (11)

Самые новые

У нас мягко говоря не Сингапур — Россия самая большая страна в мире,да и уровень доходов несколько иной.Если грамотно тратить бюджетные деньги,да еще и не разворовывая,давно были бы нормальные дороги и парковки в городах.

Ответить#
+3

А если регистрация обнуляется, тогда что? ТС то остается.

Ответить#
0

ИМХО проблема паркингов — это проблема жителей, а не государства. Почему я купил себе машиноместо в паркинге за свои кровные, а на мои налоги кому то оно должно достаться в подарок? Надо как в Сингапуре — запрет на регистрацию ТС пока нет документа, подтверждающего наличие в собственности паркоместа. Если нет собственности, а есть аренда — регистрируется ТС на срок договора аренды.

Ответить#
-4

Часть данного вопроса и проблемы в головах наших граждан, Что мешало пошевелить мозгами заранее и решить для себя лично проблему парковки до наступления её кризиса???? Проблема зрела не одно десятилетие! Время у народа подумать было .
Конечно имелось масса факторов которые усугубили проблему , но это не снимает отвественности с самих граждан. Можно наказать нерадивых чиновников за разрешения на уплотнение застройки , можно обязать муниципалитеты компенсировать пострадавшим от этих уплотнений , но это тоже в руках тех же самых граждан! Скинуться и поставить вертикальную парковку , благо их делают не только за бугром , вот хотябы в Мытищах.

Ответить#
-4

Не проще ли будет, чем платить за машино-место в столице, на эти деньги купить себе деревушку с крепостными в придачу и уехать жить туда.

Ответить#
+1

«слишком длинный комментарий», поэтому часть 2.

«Если не хватает, кооперируйтесь с другими жильцами, решайте, как использовать придомовую территорию, и обращайтесь в управляющую компанию и префектуру с аргументированным требованием устранить дефицит.»
Здесь нужно поподробнее, потому что непонятно: если для новых домов норматив есть и число парковок ему даже соответствует, то что делать со старыми домами, как и на основании чего определить положенное число парковок, которое позволит устранить дефицит. И хорошо бы пример успешной истории, как водится, нашему человеку гораздо проще действовать «по образцу». Кстати, отличный был бы эксперимент для ЗР — обеспечить парковками какой-нибудь двор из старых, где паркуются на придомовой «траве» (по факту давно ее вытоптав автомобилями), что-то типа такого: определить места парковок на планировке, утвердить у местных властей, добиться нормального покрытия и ограждения, рассказать, как всем стало лучше.
И ведь отличная альтерантива распространению платных парковок.

«оформить резидентное разрешение в качестве платной альтернативы отсутствующей парковке. Это относительно простое решение проблемы для тех, кто не способен купить машиноместо и не готов бесконечно ходить по кабинетам. Стоимость годового „абонемента“ равна одному штрафу за неправильную парковку»
интересный вариант, о нем первый раз слышу. что это такое? позволяет ли оно как-то закрепить за собой некий парковочный участок? или что-то другое?

Ответить#
0

Спасибо Вам, Илья, за отличную статью.

«Откуда же дефицит? Оказывается, это наследие прежних времен, когда строили и сдавали дома без учета реальных потребностей автомобилистов» — тогда, наверное, машин было просто-напросто настолько меньше, что спрогнозировать нынешний рост числа автомобилей было вряд ли реально. То есть, лучше было бы сказать не «без учета реальных потребностей автомобилистов», «исходя из числа автомобилей в то время», или например " "без учета реальных потребностей нынешних автомобилистов". Но это мелочь.

Главное, что наконец-то отошли от того, чтобы бороться с неправильными парковками одним лишь повышением штрафов, наконец-то поставили во главу угла соответствие числа машин числу парковок, а его — количеству пользователей.

Ответить#
0

Где выводы в статье? О чем она? Когда уже люди поймут, что в городах с высокой плотность населения невозможно удовлетворить весь спрос на автомобилепользование? Хотите ездить на машине — живите и работайте в прогороде или малых городах

Ответить#
0

Я понимаю, что реально численность населения и транспорта надо умножать на на ~1,5 и получим около 20 миллионов и 10–11 млн машин, но вот это высказывание чистая ложь — «все дома принимают в эксплуатацию только с требуемым количеством машиномест... наследие прежних времен, когда строили и сдавали дома без учета реальных потребностей автомобилистов». Знаю дома с годами сдачи от 2012, где на 500–600 квартир и 50 машиномест не наберется. Комиссия все примет, а градсовет все подпишет, если грамотно подмазать. Видимо 2012 год считается «прежними временами»

Ответить#
+2

Мегаполисы это тупик , надо выносить оттуда рабочие места. Нужна целенаправленная государственная политика.

Ответить#
+3

Ещё в 2012 году я поднимал эту тему на «старом» форуме ЗР с приложением аналогичных фото подземного паркинга в Японии, где все процессы автоматизированы )).

Ответить#
+4