Зеркало заднего вида: конец истории?

В автомобиле есть узлы и агрегаты, которые в ходе эволюции превратились в рудименты и в итоге окончательно отмерли. Например, карбюратор. Но таких примеров не так уж много. И пока не укладывается в голове, что через пару лет нам начнут продавать машины без зеркал заднего вида. А ведь именно так и будет!

Исследуя историю автомобильного зеркала заднего вида, необходимо назвать несколько имен. Прежде всего, упомянуть автогонщиков Рэя Харроуна и Сайруса Хатчке. Идея установить зеркало, позволявшее не оборачиваясь видеть, что творится сзади, осенила их перед стартом в гонке «500 миль Индианаполиса» в 1911 году.

Победитель первой гонки «Инди-500» — Marmon Model 32

Победитель первой гонки «Инди-500» — Marmon Model 32Победитель первой гонки «Инди-500» — Marmon Model 32. Коробка с установленным в ней зеркалом заднего вида крепилась на четырех кронштейнах. Ухудшение обзора вперед ради обзора назад?
Победитель первой гонки «Инди-500» — Marmon Model 32. Коробка с установленным в ней зеркалом заднего вида крепилась на четырех кронштейнах. Ухудшение обзора вперед ради обзора назад?

Кто изобретатель?

Харроун при этом выиграл, но зеркало не было воспринято как важный фактор достижения победы. Сам Рэй признавал, что зеркало сильно вибрировало — покрытием знаменитой овальной трассы в Индианаполисе тогда служил кирпич (отсюда прозвище автодрома — «Старая Кирпичница»). Из-за этого в нем мало что удавалось рассмотреть.

На обычных дорогах автомобилистам тогда особо незачем было смотреть назад. Идею, однако, взяли на заметку специалисты, но лишь в 1921 году американец Элмер Бергер ее запатентовал, попутно наладив производство автомобильных зеркал — они стали востребованы на конвейерах.

Pontiac 1939 года

Pontiac 1939 годаPontiac 1939 года — предусмотрено только одно салонное зеркало, хотя на многих машинах того времени уже ставили и дополнительное боковое.
Pontiac 1939 года — предусмотрено только одно салонное зеркало, хотя на многих машинах того времени уже ставили и дополнительное боковое.

Бытует также версия, что еще до того зеркала заднего вида на каких-то экземплярах в 1906 году устанавливал Rolls-Royce. На известных фотографиях тех лет, увы, этого не видно. Также упоминают английскую книгу «The Woman and the Car» 1906 года (написанную женщиной): в ней озвучен совет автомобилисткам по применению обычного карманного зеркальца — с правильной целью взглянуть за спину. Очевидным элементом оснащения автомобиля оно, разумеется, тогда не было. И чаще всего «изобретателем» величают Бергера, хотя на серийные машины зеркала ставили с 1914 года — пусть и не на все.

В ранней эпохе автомобилизма довольствовались установкой одного зеркала — салонного, того, что ныне крепится к ветровому стеклу. Но дорожное движение в городах уплотнялось быстро, поэтому скоро понадобилось и наружное — слева от водителя. Иностранные машины 1940-х годов в большой массе оснащены двумя зеркалами. В России — традиционное для нашего автопрома запаздывание лет на двадцать, но в данном случае оно, по крайней мере, оправдано невысокой плотностью потока.

Кадиллак Эльдорадо

Кадиллак ЭльдорадоВ 1940-х нормой для всех стали два зеркала заднего вида, как на этом Кадиллаке Эльдорадо.
В 1940-х нормой для всех стали два зеркала заднего вида, как на этом Кадиллаке Эльдорадо.

Третье зеркало явилось миру уже в послевоенное время, но многие производители долго считали его ненужным излишеством. Особенно долго — отечественные заводы. Законодательство СССР не требовало обязательного наружного зеркала с правой стороны, хотя и разрешало его установку. Поэтому, в частности, «Ока» чуть ли не до XXI века обходилась двумя зеркалами (наружным левым и внутрисалонным) в штатной комплектации.

Электрическая Ока

Электрическая ОкаДаже у парадно-выставочной версии перспективной разработки электрической Оки зеркал всего два. Может быть, действительно двух вполне достаточно, даже в наши времена?
Даже у парадно-выставочной версии перспективной разработки электрической Оки зеркал всего два. Может быть, действительно двух вполне достаточно, даже в наши времена?

Вариации на тему

Само собой, зеркала заднего вида постоянно совершенствовали — прежде всего, на предмет улучшения обзора и уменьшения слепых зон. Экспериментировали с формой и материалами, оптический элемент делали изогнутым и тонировали. Понятно для чего: увеличивали углы обзора и предупреждали ослепление через зеркала.

В 1958-м Chrysler впервые предложил салонное зеркало с возможностью переключения режимов «день — ночь». Постепенно нормой стал оптический элемент с призматической формой в поперечном сечении (передняя и задняя поверхности зеркала непараллельные). При изменении угла наклона такого зеркала изменяется коэффициент отражения.

С ростом мощностей и скоростей в процесс эволюции зеркал вмешалась аэродинамика — неказистые плоские «кругляши» и «лопухи» перестали устраивать сначала инженеров и дизайнеров, а затем и покупателей. Зеркалам стали придавать обтекаемые эстетичные формы.

Datsun 240z (он же Nissan S30)

Datsun 240z (он же Nissan S30)В поиске оптимального расположения наружных зеркал нашли такой вариант — на крыльях. Эту схему считали более передовой в плане безопасности: у водителя меньше поводов отводить взгляд в стороны. Но все уперлось в сложность и неудобство механизмов для регулировки зеркал. Дольше всего такая схема продержалась в Японии — вплоть до 1980-х. На фото: Datsun 240z (он же Nissan S30), выпускавшийся до 1978 года.
В поиске оптимального расположения наружных зеркал нашли такой вариант — на крыльях. Эту схему считали более передовой в плане безопасности: у водителя меньше поводов отводить взгляд в стороны. Но все уперлось в сложность и неудобство механизмов для регулировки зеркал. Дольше всего такая схема продержалась в Японии — вплоть до 1980-х. На фото: Datsun 240z (он же Nissan S30), выпускавшийся до 1978 года.

Электропривод регулировки боковых зеркал появился в 1982-м, но еще долго многие производители считали, что механика проще и лучше. Сегодня, как известно, даже на недорогих моделях зеркала умеют самостоятельно складываться/раскладываться. Для многих владельцев эта функция по-прежнему излишняя, но выбирать-то уже не приходится.

Помимо этого боковые зеркала обзавелись автономным подогревом и встроенными повторителями поворотного сигнала, постепенно перестав быть простой и ремонтопригодной вещью. Сегодня это достаточно сложный оптико-электрический узел. На некоторых продвинутых моделях его дополняют видеокамеры, передающие картину происходящего на экран, расположенный на панели приборов.

многосекционные наружные зеркала

многосекционные наружные зеркалаДовольно широко применялись многосекционные наружные зеркала — этот прием позволял заглядывать в «мертвые» зоны. А многие водители дорабатывали штатные зеркала, наклеивая на них дополнительные секции.
Довольно широко применялись многосекционные наружные зеркала — этот прием позволял заглядывать в «мертвые» зоны. А многие водители дорабатывали штатные зеркала, наклеивая на них дополнительные секции.

А до салонного зеркала добрались электроника и цифровые технологии. Одно из первых электрохромных автомобильных зеркал в 1987 году предложила компания Gentex — но это еще было все-таки зеркало, необходимую яркость изображения на котором регулирует управляющий блок с помощью двух датчиков.

Резкое поумнение

На рынке всегда было достаточно эффектных предложений по замене штатного салонного на зеркало с улучшенными свойствами — начиная с панорамных зеркал. «Панорамки» в итоге стали штатным оснащением, но и их можно улучшить. К нашим услугам — навесные «многопрофильные» гаджеты, совмещающие функции радар-детектора, видеорегистратора, навигатора, громкой связи через Bluetooth, автоматического открывания дверей гаража и… передачи изображения с камеры заднего вида. Не считая всяких будильников-компасов-термометров.

Одним из пионеров отказа от применения зеркала в конструкции зеркала следует считать Nissan. Японская фирма в 2014 году представила адаптивное комбинированное внутреннее зеркало заднего вида, в котором впервые в мире использовался ЖК-дисплей. А год спустя свой вариант запустил в продажу Pioneer: интернет-доступ, навигатор-регистратор, распознавание голосовых команд, встроенный модуль сотовой связи плюс множество развлекательных функций. «Зеркало» оснащено гироскопом и акселерометром, которые помогают прибору сначала изучить манеру езды хозяина, а затем предупреждать его о выбранном небезопасном способе управления. Приехали: зеркало руководит водителем!

Универсальное салонное зеркало

Универсальное салонное зеркалоМногие производители электроники предлагают универсальные салонные зеркала с расширенным набором функций. Предусмотрено их крепление поверх штатного зеркала.
Многие производители электроники предлагают универсальные салонные зеркала с расширенным набором функций. Предусмотрено их крепление поверх штатного зеркала.

Ныне подобные разработки есть у большинства автопроизводителей, но все они упираются в общую проблему. И это вовсе не проблема того, что перегруженное возможностями зеркало требует невербального общения и отвлекает водителя от управления.

Поменять законы!

Шесть лет назад, когда компания Google взялась за создание прототипа беспилотного автомобиля, ее заставили оборудовать автомобили зеркалами, хотя «беспилотнику» все равно нечем в них смотреть. Но иначе проект нельзя было бы тестировать на дорогах общего пользования.

Toyota FT-1

Toyota FT-1Возможно, классические зеркала еще долго будут сопротивляться наступлению камер и дисплеев. Даже на современных концепткарах нередко применяют классику. Жаль, что концептуальные дизайнерские формы лишь в редких случаях доходят до серийного производства. Как правило, в итоге применяют что-то более банальное. На фото: концепт Toyota FT-1.
Возможно, классические зеркала еще долго будут сопротивляться наступлению камер и дисплеев. Даже на современных концепткарах нередко применяют классику. Жаль, что концептуальные дизайнерские формы лишь в редких случаях доходят до серийного производства. Как правило, в итоге применяют что-то более банальное. На фото: концепт Toyota FT-1.

Оснащение автомобилей именно зеркалами, а не чем-нибудь иным, жестко прописано в законах и стандартах. Все они дружно запрещают эксплуатацию автомобиля без зеркал заднего вида с определенными параметрами, установленных в оговоренных местах — вот в чем настоящая проблема! Поэтому, чтобы заменить зеркало камерой, автопром вынужден добиваться изменений в действующих нормативах. Так что мы сейчас находимся на пороге новой эры! Эры беззеркалья.

В Японии она уже началась: в июне 2016 года власти официально разрешили эксплуатацию на дорогах страны автомобилей с камерами и дисплеями вместо зеркал заднего вида. По прогнозу Ichikoh Industries, ведущего производителя такого оборудования, к 2023 году около 30% новых автомобилей в Японии продадут с мониторами заднего вида.

Mercedes-Benz F 015 Luxury in Motion

Mercedes-Benz F 015 Luxury in MotionMercedes-Benz F 015 Luxury in Motion — робот-беспилотник. Номинальный водитель в ходе движения может сидеть спиной вперед и раскладывать пасьянс на выдвижном столике. Зеркала заднего вида больше не нужны.
Mercedes-Benz F 015 Luxury in Motion — робот-беспилотник. Номинальный водитель в ходе движения может сидеть спиной вперед и раскладывать пасьянс на выдвижном столике. Зеркала заднего вида больше не нужны.

В Европе первыми взялись за лоббирование зеркал нового типа заводы «большой немецкой тройки». Аргументация учитывает европейские особенности и примерно такова: если вы, ребята, действительно за экологию, то давайте откажемся от очевидного анахронизма — наружных зеркал. Современные видеокамеры более эффективны, то есть повышают безопасность. А установить их можно так, что за счет улучшения аэродинамики снизится расход топлива — и вместе с ним вредные выбросы.

BMW i8 Mirrorless

BMW i8 MirrorlessBMW представила концептуальный гибрид i8 Mirrorless на выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе (CES) в этом году — все зеркала заднего вида заменены камерами.
BMW представила концептуальный гибрид i8 Mirrorless на выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе (CES) в этом году — все зеркала заднего вида заменены камерами.

В концепте электромобиля Audi e-tron quattro (серийный выпуск намечен на 2018 год) боковых зеркал нет. Вместо них — камеры, складывающиеся и выдвигающиеся по команде водителя. Картинка с них отображается на дисплее приборной панели. Похоже, это не оптимальный вариант — чтобы отслеживать «вид сзади», водителю приходится часто склонять взгляд вниз. В аналогичной разработке Мерседеса, примененной на концепте IAA, изображение поступает на боковые экраны салонного зеркала — чуть удобнее, но тоже что-то не то. Может быть, просто непривычно? За сто лет уж больно все привыкли коситься по сторонам!

BMW i8 Mirrorless

BMW i8 MirrorlessВсе изображения «заднего вида» в i8 Mirrоrless транслируются на экран, установленный на привычном месте салонного зеркала. Фирма утверждает, что в серию такое решение пойдет в 2019 году.
Все изображения «заднего вида» в i8 Mirrоrless транслируются на экран, установленный на привычном месте салонного зеркала. Фирма утверждает, что в серию такое решение пойдет в 2019 году.

Пора отвыкать: ожидается, что в 2018 году Евросоюз и США отменят для своих производителей обязательное применение зеркал и что несильно отстанет от них Китай. И уже сейчас вполне сформировалось объективное мнение, что камеры «видят» лучше и шире. До свидания, зеркало заднего вида? Надо полагать, лишь в солнцезащитных козырьках зеркала на какое-то время уцелеют. Пока кому-нибудь не придет мысль заменить их «селфи-камерой» с дисплеем. Уж здесь-то их точно не зальет реагентами. Кстати, пока не совсем понятно, как планируют бороться с естественным загрязнением «зрячей» поверхности камер и, соответственно, ухудшением качества изображения в ходе движения. На том же концепте IAA они расположены достаточно странно — в арках передних колес. Что мы при такой конструкции потом увидим на дисплее, выехав из раскисшей колеи на магистраль? Скоро узнаем.

Фото: фирмы-производители
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (31)

Самые новые

Мое мнение таково что камеры вместо зеркал придут однозначно, но и классические зеркала никогда не выйдут из моды. Качественная камера с омывателем и сопутствующей электрикой и программным обеспечением, скорее всего (не могу сказать точно), будет стоить дороже классического зеркала с подогревом. Поэтому такой девайс будет, как правило, опционально либо на премиальных авто. Но зеркала, как бесспорно более надежный узел где нечему ломаться, всегда останется на бюджетных авто.

Ответить#
0

Лучше бы стойки делали прозрачными или хотя бы с помощью камеры проецировали перекрытый сектор ,зачастую газель туда проваливается не то что пешеход.

Ответить#
+2

Какая к черту эффективность и безопасность — ни одна даже самая продвинутая электроника не построит на экране изображение быстрее,чем простой кусок зеркала! Как дополнение ещё пойдёт,а вместо основных зеркал — ни в коем случае!

Ответить#
0

Баба-яга (в лице меня) — против.
У нас нормальные-то зеркала протирать не успеваешь, а тут — камеры.
Или законодательно пусть пропишут экранам, имитирующим зеркала, зеркальную поверхность в выключенном состоянии. Чтобы глюк электроники (а куда без них?) эвакуатор вызывать не заставлял.

Ответить#
-3

Вы назвали свое настоящие имя!
А что до протирки зеркал, так уже сколько катаюсь и ни разу не захотелось протереть зеркала! А в бездорожье тоже лез и буксовал и получал от других... но вот зеркала как-то не пачкались до степени нечитаемости.

Ответить#
+6

Не,ну надо же! У одних тазы не ломаются,у других вот зеркала никогда не пачкаются))) Чудеса да и только! Вы хоть какать ходите?)))

Ответить#
-3

Он и не писает никогда...
Потом моча у даряет в голову и вызывает приступы путриотизма:)

Ответить#
-4

Есть же омыватель лобового стекла, на камеры почему такой же не поставить? А электроники и сейчас предостаточно начиная с сигнализаций и иммобилайзеров. Уж их то глюки вкакраз и заставляют вызывать эвакуатор, а без зеркала всетаки можно доехать

Ответить#
+1

Без зеркала доехать-то можно,а как быть если оно не просто потухнет,а покажет что-нибудь не то? Подвиснет,например,картинка на ходу на трассе,и человек обгоняющий автомобиль не увидит. К тому же цель данного изобретения непонятна — неужто всё ради крошечных достижений в  аэродинамике? Нафиг городить такой огород,когда кусок стекла в корпусе по всем показателям лучше,дешевле,надёжнее и устроен не в пример проще? Плюс на дорогих авто есть системы кругового обзора в дополнение к зеркалам.

Ответить#
+3

Маркетинг. Тачки необходимо с каждым поколением делать все дороже и «круче» для развития экономики потребления, а прогресс уже достиг ступени, когда все будет в производстве только дешеветь: оно массовое, материалы синтетические, а большая часть автомобилей устроена примерно одинаково, и потребитель это знает, и немотивированного удорожания не простит.
Но есть выход: свистоперделки! Выглядит футуристично, себестоимость маленькая, вау-эффект — огромный. Проблема в том, что функционально эти штуки идентичны зеркалам, которые на порядок дешевле и, что немаловажно, безглючнее.
А вопрос очистки камер в условиях РФ будет сводить эффект новшества на нет. Либо нужен будет бачок омывателя литров на 30... А у отечественной промышленности с качеством бачков определенно напряженка:)

Ответить#
-3

Робяты, низя так! Вы пишете «В 1940-х нормой для всех стали два зеркала заднего вида, как на этом Кадиллаке Эльдорадо.» А кадиллак-то на картинке года эдак 58-го...

http://st3.zr.ru/_ah/img/9FLRAsYVKCxX8J8w_D5WLw=s800

Уже нет «плавников», но эпоха безликих коробчатых форм 60-70-начала80-х еще не наступила. В любом случае на картинке машина не ранее второй половины пятидесятых. Для девочкового журнала проканало бы. Но для журнала с такой историей и таким именем — не, низя. Ищите картинку кадиллака сороковых.

Ответить#
0

Что тут такого? До 60-х держалась устойчивая мода на два зеркала.

Ответить#
+1

Ради бога! Если б было написано «норма возникла в таких-то годах и держалась до таких-то — см на какдилак такого-то года», то вопросов бы не было. Но написано так, что кадиллак с картинки следует считать машиной сороковых.

Ответить#
0

Согласен. Попробуем подправить подпись.

Ответить#
0

Подсмотрел в википедию — упс, я промахнулся с оценкой =( это машина не 58-го, а 59-го года! Мне стыдно =)

Ответить#
0

А по-моему, 60-го..

Ответить#
0

Помню, некоторое время назад в ЗР были рассказы о том, как производители пытаются повторий и имитировать щелчок реле поворотника, привычный водителю. Штука с зеркалами примерно из того же сценария — это простое приспособление, надежно работающее. Ему не нужно подключение к CAN-шине, проверка камер, тест перед запуском и прочая фигня.

Ответить#
+4

Мало того, на электромобили хотели ставить имитаторы шума работающего двигателя, чтоб пешеходы его могли услышать! «ЗР» об этом тоже говорил...

Ответить#
+1

У меня ещё особенность такая с поворотниками, реле «щёлкает» только с пристёгнутым ремнём. С отстёгнутым работает молча.

Ответить#
-1

Было дело:)

Ответить#
0

«Кстати, пока не совсем понятно, как планируют бороться с естественным загрязнением „зрячей“ поверхности камер и, соответственно, ухудшением качества изображения в ходе движения.»
А как Ниссан борется с загрязнением камер заднего вида не напомните?

Ответить#
0

Напомним. В зависимости от типа загрязнения — сухая пыль, грязь или дождевая вода — камера самостоятельно очищает линзы, используя сжатый воздух или микроомыватель. Вне всякого сомнения, можно придумать что-нибудь еще более сложное и дорогое, но зачем? Для более эффективного опустошения кошельков покупателей? Лично мне не нравится подобное усложнение и удорожание такого заурядного элемента, как зеркало.
И давайте все же дождемся серийной продукции. Интересно же посмотреть, как все это будет работать в реальных условиях в сочетании с непредсказуемой российской «незамерзайкой».

Ответить#
0

Ага, NASA вбухало кучу долларов на разработку ручки, способной писать в невесомости, а наши карандашами отлично обходились...

«Интересно же посмотреть, как все это будет работать в реальных условиях в сочетании с непредсказуемой российской „незамерзайкой“.»

А самое главное — с российской дорожной грязью, щедро перемешанной с антигололедными реагентами!

Ответить#
0

«Вне всякого сомнения, можно придумать что-нибудь еще более сложное и дорогое, но зачем?»

Как это «зачем»? Чтоб продавать! ))

Ответить#
0

Да. Причем это не помешает экономить на мелочах — крючках для одежды, запаске, подогреве сидений и т.п.

Ответить#
+1

Ну кого всем этим удивишь? А тут... «Ты чё, в натуре у тебя зеркал нету? Ваа-а-уу!! Круто!!» Я думаю, если кто-то выпустит глушитель с завязанной узлом выхлопной трубой, то покупателей этого «продукта» найдется немало...

Ответить#
0

Отсутствие зеркал помогает экономить на электроприводе, складывании зеркал и их обогреве, ну и на самих зеркалах. Еще как плюс — ширина машины становится меньше, легче в гараж заезжать.

Ответить#
0

Электропривод никуда не денется — на многих концептах камеры выдвижные-складывающиеся. Пока непонятно, понадобится ли их обогревать — не исключено, что да. А к внедрению системы омывания-обдува камер (всех!) нас уже морально готовят. Откуда, куда и как пойдет тракт подачи омывающей жидкости — неизвестно. Будет ли это обычная жидкость или специальная? Честно говоря, я не вижу тут никакой экономии.
И, кстати, при маневрировании в тесных пространствах боковые зеркала неплохо помогают ощущать габариты. :)

Ответить#
0

Есть же омыватели фар, какая проблема сделать форсунки для очистки камер заднего вида? Желательно водой и сухим теплым воздухом. К тому же учитывая как дешево сейчас стоит электроника, это может оказаться не на много дороже крупных механических устройств с электрорегулировкой, складыванием и обогревом. Но самое главное в том, что камера в интеллектуальной системе сможет предупредить водителя о наличии помехи для обгона, тем самым позволяя уменьшить количество случаев этого вида ДТП.

Ответить#
0

"...какая проблема сделать форсунки для очистки камер заднего вида? Желательно водой и сухим теплым воздухом."

Сделают, конечно! Только не водой, разумеется, а какой-нибудь "супернаножижей", струя которой не будет заметна, чтобы не мешать обзору. И стоить она будет рубль капля...

Ответить#
0

«Что мы при такой конструкции потом увидим на дисплее, выехав из раскисшей колеи на магистраль? Скоро узнаем.»

Чего там узнавать? Очень часто видим на различных дисплеях, как перестраивающийся или поворачивающий «подставляется» под попутную машину, едущую в соседнем ряду...

Ответить#
-1