Как собирают кроссоверы в Китае

В рамках поездки на Шанхайский автосалон мы заглянули на один из четырех заводов, на котором китайская марка Haval, крупнейший производитель внедорожников на местном рынке, собирает свои кроссоверы и SUV.

Мы много рассказывали о Шанхайском автосалоне, о представленных на нем новинках и даже не преминули выложить фото девушек, которые работали на стендах выставки. Но совсем упустили жизнь, кипевшую за стенами Национального центра выставок и конгрессов Шанхая. А ведь там было на что поглазеть. Главная цель представленной ниже галереи — показать то, что китайцы не просто заимствуют извне все лучшее и передовое, они в значительной степени пропускают это через свои потребности и реалии, прежде чем внедрить в обиход.

Впрочем, целью этой публикации было рассказать о том, как собираются кроссоверы «Made in China». Сделаем это на примере самого успешного местного производителя, лидера сегмента SUV — марки Haval. Возможно, после нашей экскурсии по предприятию в Сюйшуе станет понятна причина лидерства.

Материнская Great Wall Motor, владеющая маркой Haval, — крупнейшая в КНР корпорация по производству внедорожников и кроссоверов с общей стоимостью активов на конец прошлого года в размере 92 млрд юаней (760 млрд руб.). Помимо одноименной марки в нее входят еще два бренда — Haval и WEY (всего в составе Great Wall Motor более 50 дочерних компаний общей численностью сотрудников около 70 тысяч человек). Их модели производятся на четырех принадлежащих корпорации заводах — в Тяньцзине, Сюйшуе и двух в Баодине. Причем благодаря инвестициям в НИОКР китайцы сами разрабатывают и производят моторы, трансмиссии и прочие агрегаты.

Лозунг на конвейере гласит: «Сначала совершенствование, затем производство».
Лозунг на конвейере гласит: «Сначала совершенствование, затем производство».

Что же представляет собой производственная база в Сюйшуе, куда мы приехали с визитом? Общая площадь предприятия равна 13 кв. км. Помимо пяти промзон, позволяющих собирать до миллиона автомобилей Haval H8, H9, Н2 и других моделей, на ней расположились комплексный испытательный полигон, зона хранения комплектующих и жилой район. Там и живут рабочие предприятия. По соседству с конвейером — научно-исследовательский центр, в котором они занимаются разработкой и доведением до ума узлов и агрегатов. В нем же находится музей. Что? У марки, которой всего-то четыре года от роду?! Представители компании, видя замешательство на лицах, гордо парируют: «У нас амбиции стать мировым производителем».

Чтобы экскурсия не растянулась на целый день, нам предложили воспользоваться гидом и электрокаром с несколькими прицепленными вагончиками. Правда, тут же строго-настрого предупредили, что снимать на заводе нельзя (этим и объясняется не столь внушительное число фото с конвейера). Но мы-то, журналисты, народ тертый: киваем и знай себе щелкаем затвором. Привет китайским засланцам с европейских мотор-шоу, где они действуют аналогичным образом.

В цехе штамповки установлено 18 прессов весом от 640 до 2400 тонн. Их производительность — 12 деталей в минуту.
В цехе штамповки установлено 18 прессов весом от 640 до 2400 тонн. Их производительность — 12 деталей в минуту.

Переступая через порог, ожидаю встретить грохот пресс-машин и шипение гидравлики. Но всюду тишина. Ручная сборка? Отнюдь. Просто к нашему приезду руководство приняло решение остановить конвейер. Кругом ни души! В обычное время в том же цехе штамповки каждую минуту отпрессовывалось бы по 12 деталей в минуту. Но и при этом шума куда меньше, чем на иных предприятиях. Дело в том, что в Сюйшуе используются бесшумные ленточные конвейеры Bosch с зубчатыми цепями и ножничные подъемники, заметно снижающие производственные децибелы. На площади, эквивалентной почти трем с половиной футбольным полям, — четыре полностью автоматизированных линии. Закрытое производство на них гарантирует качество штамповки, снижает шум и обеспечивает безопасность рабочих, объясняет экскурсовод.

В целом, на этапе штамповки все вполне в духе иных европейских автозаводов. Кругом чистенько, все строго упорядочено, разве что китайские иероглифы малоинформативны для нашего глаза и сбивают с толку. Что заинтересовало, так это двойная проверка и оптическая система центровки с сервоприводом для измерения толщины и точного расположения деталей — это обеспечивает сохранность пресс-форм. Сменить их не составляет большого труда: одно нажатие кнопки — и за четыре минуты у вас уже новая конфигурация! И все автоматизировано донельзя. К примеру, с обеих сторон главной кузовной линии автопогрузчики деталей — с ними рабочим потеть приходится гораздо меньше, да и человеческий фактор исключается.

Линия сборки шасси. Манипуляторы производства немецкого концерна Siemens вращаются на 90 градусов влево и вправо, что позволяет снизить нагрузку на рабочих и обеспечить безопасность производственного процесса. Да и транспортеры имеют регулировку по высоте для сборки разных моделей.
Линия сборки шасси. Манипуляторы производства немецкого концерна Siemens вращаются на 90 градусов влево и вправо, что позволяет снизить нагрузку на рабочих и обеспечить безопасность производственного процесса. Да и транспортеры имеют регулировку по высоте для сборки разных моделей.

В сварочном цехе в Сюйшуе — между прочим, самом передовом по уровню автоматизации в Great Wall Motor — одновременно кипит работа над кузовами пяти различных моделей. Цех оборудован 526 роботами ABB (как у европейцев!), которые не только сочленяют детали, но и продвигают их дальше по цепочке. Из них 11 роботов сваривают крышу, 45 — боковины, 110 — двери, 126 — днища, а еще 146 трудятся на главной линии. И да, все кузовы оцинкованы.

Едем дальше и понимаем, что в большой стране все с размахом. Это мы плавно добрались до сборочного цеха — 6,8 гектара, только вдумайтесь! Если этой цифры мало, добавим, что на трех главных линях (интерьера, шасси и финальной сборки), еще трех вспомогательных и шести транспортировочных производится 52 операции в час. И снова оборудование сплошь европейских брендов. К примеру, пневмоинструмент и динамометрические ключи заменены на электроинструменты от Bosch — опять для повышения качества сборки. К примеру, данные о моменте затяжки деталей интерьера каждого (!) автомобиля записываются в электронный архив, где хранятся десять лет. Надо ли говорить, что рабочий при этом десять раз подумает, прежде чем допустить ошибку? Впрочем, местных тут не только шугают, но и поощряют. Скажем, на заводе введена премия «Линия без дефекта» — программа мотивации сотрудников, которая позволяет повысить качество командной работы. Хотя, конечно, не обходится и без проблем. В этом случае срабатывает система оповещения «Аньдун», ее сирена и световая индикация мигом направляют ответственного менеджера на проблемный участок.

После сборки автомобили Haval отправляются на тестовый полигон для заключительной инспекции.
После сборки автомобили Haval отправляются на тестовый полигон для заключительной инспекции.

На финальной сборке стенд проверки схода-развала с 3D-лазером, который заметно сокращает время инспекции, а также динамометрический стенд для проверки тормозной системы, мощности автомобиля и других характеристик. Если все в норме, готовые машины отправляются на полигон для проверки системы ABS, блокировки дифференциала и полного привода. Если и тут проблем не выявлено, товарные машины уходят на склад, а оттуда — на рынки разных стран.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (26)

Самые новые

Это просто альтруизм какой-то — продвигать бесплатно чью-то продукцию. И благотворительность — останавливать конвейер ради тишины в ушах журналистов.

Ответить#
0

Жаль, что наш журнал автомобильный, а не фармацевтический... Тогда бы я профессионально порекомендовал Вам пункт где принимают яд ))))

Ответить#
0

Зря кипятитесь, вон сколько ошибок понаделали.

Ответить#
0

Спасибо, поправил, бывает!
Конечно зря! Вообще в чатах делать нечего, отработали и забыли... а вы хотите верьте хотите нет, это уже ваше дело

Ответить#
0

Господа, конечно мы все работающие в редакции ничего слаще морковки не видели и только и ездим по заводам в ожидании взяток.... Тогда, что вы все делаете на сайте, зачем покупаете журнал или это такое проявление садо-мазо? Прежде чем взять взятку нужно, что-бы кто-нибудь захотел вам ее дать!!! Так вот, эти деньги китайцы пустили на развитие завода и страны))))

Ответить#
0

Приятно почитать сказки.

Ответить#
-4

Если бы! Сам [у нас не ругаются] расстроился. По дороге в Китай, в самолете, все время хотелось дать подзатыльник китайцу, а посмотрев что они делают со своей страной, какими маштабами и темпами.... Это надо видеть!!! К примеру скоростной поезд из Шанхая в Баодин идет по эстакаде весь маршрут, все 700 или 800 км, на высоте метров 20 — 30 над поверхностью. А дальше думайте сами! И это только один штрих из многих...

Ответить#
+1

Антураж впечатляет? Понимаю.
Тем не менее, подобные восторженные статьи похожи на впечатления туриста, которому показали то, что хотели показать (даже остановили для этого конвейер) и за которые туристу заплатили. Козыряете фразами «И снова оборудование сплошь европейских брендов». Поймите, оборудование существует для того, чтобы показывать его туристам. Это крайность, но крайность в противовес фразам в стиле «смотрите, как здесь всё круто». Смотрите, надо же — «данные о моменте затяжки деталей интерьера каждого (!) автомобиля записываются в электронный архив, где хранятся десять лет.» Больше восклицательных знаков! Ведь в салоне закрутили болтик крепления какой-нибудь заглушки и будут хранить результаты затяжки десять лет! А колеса отвалятся. «Надо ли говорить, что рабочий при этом десять раз подумает, прежде чем допустить ошибку?» У рабочего гораздо больше способов совершить ошибку, чем десять.

Ответить#
-3

А у нас есть скоростной поезд который можно показать туристам и чтобы они воскликнули — «вау, круто!» или какой-нибудь образцово-показательный автозавод, хотя бы один?

Ответить#
-2

То есть, прокатившись в скоростном поезде, нужно блаженно взирать на все, что покажут? А при посещении любого образцово-показательного завода, хоть автомобильного, хоть по производству железнодорожной техники, хоть нашего, хоть иностранного, нужно задать только один вопрос — есть ли на заводе премия за экономию и эффективность для руководителей. После чего разворачиваться и уходить. А тем, кому не хватает лозунгов с призывами качественно собирать автомобили, отвечу, что чем выше лозунг, тем выше качество.

Ответить#
0

Так покажите пальцем, где у нас хотя бы один образцово-показательный завод? И скоростной поезд который действительно скоростной. А у китайцев это сплошь и рядом. И дороги и мосты, для них это не «вау! стройка века!», а обыденная повседневная реальность. Страна развивается, строится, модернизируется. Сейчас вторая экономика, а скоро станет первой. Обгонит и перегонит США не на словах и лозунгах, а на деле.

Ответить#
+1

Образцово-показательных заводов не существует. Рад за китайцев, не понимаю, почему этого нет у нас, но раскрывать рот от восхищения не буду, потому что фразу из этой статьи «китайцы не просто заимствуют извне все лучшее и передовое, они в значительной степени пропускают это через свои потребности и реалии» перевожу для себя как «мы забили болт на европейские стандарты».

Ответить#
0

Ну наверное у китайцев есть свои «китайские стандарты», зачем им «европейские»? Что-то не слышно, что бы в Китае дома разрушались, мосты рушились, поезда с рельсов сходили. У них даже на ДСГ гарантия дольше чем в Европе ))) Так что еще вопрос, чьи стандарты стандартнее... ))

Ответить#
+2

Ключевое слово «наверное».

Ответить#
0

А вы полагаете китайцы палкой на песке чертят?

Ответить#
+1

Китайцы разные и мы разные.

Ответить#
0

Было бы очень интересно посмотреть как собирают автомобили в разных странах, сравнить так сказать и почувствовать разницу.

Ответить#
0

А что смотреть то?Там где у нас крутятся буржуйские деньги — хорошо. Там где их нет — плохо. Был, видел, знаю....

Ответить#
0

Ну даже там, где крутятся. Есть ли разница в культуре производства?
На досуге подумал — может как раз этого и не хватает АВТОВАЗу — лозунгов с призывами качественно собирать автомобили, зон для отдыха и релаксации рабочих, поощрения и дополнительного стимулирования рабочих работающих без брака. Писали же, когда на завод Бу Андерсон, он был в ужасе от заводских уборных, и первым делом на заводе отремонтировал туалеты. Может в таких мелочах и кроются неудачи отечественного автогиганта.

Ответить#
0

Всё это говорит о том, что деньги, вливаемые в отечественный автопром, льются мимо.

Ответить#
+3

Мне кажется, что в некоторых операционных гораздо грязнее, чем в этих китайских цехах.

Ответить#
+3

Судя по фотографиям — квест «Как сдать в Китае металл»

Ответить#
-1

Спасибо Вам за комментарий, без него интернет задохнулся бы в информационном голоде )))

Ответить#
+3

А что? Не правда? Первая фотоподборка: утром китайцы встали на зарядку, потом ехали днем, ехали вечером, ехали ночью, ехали три дня и три ночи, китайцы везут металлолом, опять китайцы везут металлолом, китайцы три дня и три ночи везут металлолом и два последних фото — финал, приехали в пункт приема металлолома. Финиш!

Ответить#
0

Простите, если обидел Вас! Оказывается Вы сами в Китай ездили на завод Haval. Но первый фото-квест о красотах Китая так внезапно закончился пунктом приема металлолома (!), что я не смог удержаться от столь язвительного комментария :))

Ответить#
0

Мдя уж, как говорится почувствуйте разницу сравнив с отечественным крупнейшим производителем внедорожников...

Ответить#
-2