Куда идет китайский автопром?

Почему говорят, что в Китае будущее наступает уже сейчас? За пробуждением электрического дракона, отвечающего за современные тенденции китайского автопрома, наблюдает Владимир Соловьев.

Куда идет китайский автопром?Этот ртутного цвета Raeton преодолел без водителя 2000 км – путь из Чунцина в Пекин. Правда, на бензине.
Этот ртутного цвета Raeton преодолел без водителя 2000 км – путь из Чунцина в Пекин. Правда, на бензине.

Новая энергия

Выходя из пекинской гостиницы к автобусу, чтобы добраться до самой большой в мире автомобильной выставки, я чуть не угодил под несущийся по велодорожке скутер. Он летел, практически бесшумно шурша шинами по асфальту. Ни тебе надсадного треска двухтактного мотора, ни сизого дымка из выхлопной трубы. Скутер оказался электрическим. А ведь предупреждали меня, что в китайских городах после соответствующих запретов и ограничений не осталось ни скутеров, ни веломототехники с чадящими моторами. Надо держать ухо востро!

Пекинский автосалон полностью убедил меня в том, что над двигателями внутреннего сгорания в Поднебесной сгущаются тучи. Из 1179 представленных на салоне автомобилей 147 – электрические: каждый восьмой!

Электрокары активно наступают не только на выставках. В 2013 году китайцы приобрели 17 500 электромобилей. В 2014‑м – уже 83 900. А в прошлом году было продано 254 693 машин на чистой электротяге и еще 85 778 подзаряжаемых гибридов. Термин «новоэнергетический автомобиль» вошел в обиход.

Государство поможет

Куда идет китайский автопром?Автопилотируемый Changan Raeton на дороге общего пользования.
Автопилотируемый Changan Raeton на дороге общего пользования.

Причин взрывного интереса к электромобилям три. Первая – совершенствование техники: запас хода увеличивается, время зарядки сокращается. Так, подавляющее большинство электрокаров пекинской выставки Auto China декларировало способность проехать на полностью заряженной батарее не менее 300 километров. Лидер китайского и, замечу, мирового электромобилестроения – компания BYD представила обновленную модель BYD e6, преодолевающую на одной зарядке 400 километров, что сопоставимо с пробегом обычного автомобиля на полном топливном баке.

Вторая – небывалое распространение цифровых технологий и спрос на них. А «цифра» – это электроника. Неслучайно такие инновационные гиганты, как американские Apple и Google, а также подобравшаяся к ним китайская фирма LeEco, пробуют свои силы в создании электромобилей.

Третья и, пожалуй, главная причина распространения машин на электротяге – государственная поддержка. Развивая электротранспорт, правительство пытается сократить потребление автомобильного топлива и снизить зависимость Китая от импорта нефти, больше половины которой ввозится из стран Ближнего и Среднего Востока, Анголы и России. Государство рассчитывает с помощью электричества решить экологические и транспортные проблемы городских агломераций.

LeSee – пожалуй, один из самых футуристических концепт-каров на планете – плод усилий китайской интернет-технологической компании LeEco, помощь которой в части работы над силовой установкой предложил британский Aston Martin. Электрический автомобиль со стеклянной, выполненной заодно с лобовым и задним стеклами крышей щеголяет меняющей цвет светодиодной оптикой, обещает развивать максимальную скорость 210 км/ч и готов выполнять команды с мобильного телефона.

В крупных городах бурно развивается каршеринг, для которого идеально подходят электрокары. Идея пользоваться машиной, не обременяя себя проблемами стоянки, обслуживания, парковки и прочим, овладевает умами всё большего числа китайцев. А почему бы не пользоваться, если час проката электрокара, например, в городе Уху стоит 15 юаней (2,3 доллара), а за день – 65 юаней (10 долларов)? В качестве прокатных используются микроавтомобили. По мнению китайских экспертов, ежегодный прирост парка прокатных электромобилей может составить до 80%. Наряду с китайскими прокатчиками в процесс включаются и зарубежные. Недавно свои услуги в Чунцине предложила принадлежащая концерну Daimler немецкая фирма car2go – речь идет о 400 электромобилях Smart.

Для стимулирования продаж электротранспорта государство компенсирует владельцу от 31 500 до 54 000 юаней (4850–7460 долларов) за машину, в зависимости от ее класса и региона. К строительству станций быстрой зарядки активно привлекаются муниципальные власти. Примечательно, что в большинстве случаев электрозарядка бесплатна.

Финита ля комедия

Государство ставит перед автопроизводителями задачу перехода к экологически чистым машинам в довольно сжатые сроки. Вот как интерпретировала для себя рекомендации сверху компания Geely, один из лидеров китайского рынка. На презентации первого электромобиля Emgrand EV была анонсирована программа Blue Geely, согласно которой к 2020 году 90% выпускаемых ею машин будет переведено на новую энергию. В частности, первый пункт программы гласит, что компания готова перевыполнить правительственные директивы по увеличению топливной экономичности моторов и довести среднее по модельному ряду потребление топлива до 5 л/100 км. Обязательства по второму пункту гласят, что Geely планирует снизить себестоимость производства подзаряжаемых гибридов и сделать их сопоставимыми по цене с обычными автомобилями. Компания планирует также активно заняться топливными элементами на водороде и металлах.

Китайский электрический суперкар Qiantu K50. Электродвигатель мощностью 408 л.с. Разгон до 100 км/ч – за 4,6 с, максимальная скорость – 200 км/ч. Запас хода – 300 км.

Итак, после 2020 года в производственной программе Geely будет три вида автомобилей: полностью электрические, подзаряжаемые гибридные и на топливных элементах. Подзаряжаемые гибриды и электромобили на топливных элементах составят 65% общего выпуска, оставшиеся 35% придутся на электромобили. Всё, речь о традиционных машинах только с дизельным или бензиновым двигателем не идет!

Невозможно заглянуть в планы каждой китайской компании, но общее направление развития, думаю, понятно.

Фирма Geely работает и над эффективностью использования электроэнергии. В 2018 году она планирует довести пробег на одной зарядке до 400 км при среднем расходе 13 кВт·ч на сотню, а затем и до 500 км – с потреблением 8 кВт·ч на 100 км.

Автомобильная политэкономия

Куда идет китайский автопром?Changan CS15 – интернет-интегрированный автомобиль, плод совместных усилий автостроителей и Baidu, крупнейшего в Китае интернет-поисковика.
Changan CS15 – интернет-интегрированный автомобиль, плод совместных усилий автостроителей и Baidu, крупнейшего в Китае интернет-поисковика.

Китайская автомобильная промышленность четко разделена на два лагеря – сугубо собственное производство и совместное с иностранцами. Провести линию водораздела трудно. По разным оценкам, на собственно национальную промышленность приходится около 44%, остальное – производство, смешанное в разных долях с иностранным. Среди зарубежных наиболее активны немецкие марки, которые пришли в Китай в конце 70‑х годов: им принадлежит 22,5% рынка.

На совместных предприятиях группы Volkswagen производится около 3,8 млн автомобилей в год. Иностранцам приходится следовать линии китайского руководства. И, несмотря на дизельгейты, в Китае они работают над новоэнергетическими автомобилями. В Пекине совместными усилиями создается автомобильный центр будущего, нацеленный на новые топливные технологии и интеграцию автомобиля во Всемирную паутину. К 2020 году обещают разработать пятнадцать местных продуктов на новой энергии. Неслучайно Йохем Хайцманн, руководитель китайского подразделения Volkswagen Group, заявляет, что в Китае «будущее наступает уже сейчас».

Иностранцам, которые не работают совместно с китайцами, приходится несладко, даже если это высокотехнологичные компании. Tesla, например, наполовину сократила планы продаж в текущем году (до 5000 штук). Ее электромобили не значатся в списке программ господдержки, которая оказывается национальным производителям. Американцам приходится самостоятельно работать над созданием собственной зарядной сети.

Среди всех стран Китай наиболее ориентирован на прогрессивные автомобильные технологии. К 2020 году продажи автомобилей на новой энергии вырастут до пяти миллионов. Дракону понравился вкус электричества.

АВТОМОБИЛИ И КИТАЙ

По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (China Association of Automobile Manufacturers), в прошлом году в КНР было продано 21,1 млн легковых автомобилей. Это четверть мировых продаж, крупнейший рынок в мире! В Соединенных Штатах реализовано 17,4 млн машин.

Лидирует Китай и по электротранспорту. В 2015 году продано 340 470 электромобилей и подзаряжаемых гибридов.

Китайская фирма BYD выпустила в прошлом году 58 тысяч электромобилей, обогнав американскую компанию Tesla.

Подпишитесь на «За рулем» в