«Вторичный» ценопад: почему дешевеют машины с пробегом

Впервые после обвала рубля в конце 2014-го подержанные автомобили стали дешеветь, что отчасти вызвано некоторым снижением спроса на вторичке. Какие модели действительно оказались доступнее и на какую скидку могут рассчитывать покупатели?

Цены покатились вниз

В отличие от рынка новых машин, где ценники напрямую зависят от валютных курсов, на вторичке стоимость автомобилей, как известно, определяется, прежде всего, уровнем спроса. Показательно, что начиная с декабря 2014 года, когда после обвала рубля многие автомобилисты отказались от покупки новой машины в пользу подержанной, цены на бэушки неуклонно росли. Согласно данным агентства «Автостат», автомобили с пробегом подорожали с тех пор в среднем на 32% — с 430 тыс. рублей в декабре 2014 года до 568 тыс. в декабре 2016-го. Для сравнения, средневзвешенная стоимость новых машин за тот же период увеличилась на 41%, а за первые семь месяцев текущего года — еще на 3%. При этом спрос на них в этом году начал постепенно восстанавливаться (+8,5% в январе-июле 2017 г.), что говорит о привыкании потребителей к новым ценам. На этом фоне продажи подержанных автомобилей практически перестали расти (+0,8% за 7 мес. 2017 г.), и это отчасти сказалось на уровне цен, которые впервые с конца 2014 года стали снижаться. По состоянию на август 2017 года средняя стоимость автомобиля с пробегом составила 535 тыс. рублей против 568 тыс. в декабре 2016-го, то есть стала ниже на 6%. При этом машины продаются, в основном, со скидками, которые доходят до 10–15% от изначально выставленного ценника.

«В последние годы рынок новых автомобилей снижался, и сейчас мы отмечаем старение автопарка. В связи с этим и средняя стоимость автомобиля в российском автопарке снижается. В то же время сегодня мы видим на рынке новых автомобилей рост продаж бюджетных моделей. Чаще всего их покупатели уже владеют недорогим автомобилем и, покупая новый, продают предыдущий. От этого на рынок попадает больше автомобилей с пробегом бюджетного сегмента», — комментирует директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish компании «Рольф» Алексей Баринов.

Топ-10 марок на рынке автомобилей с пробегом, шт. (данные агентства «Автостат»)

Марка 7 мес. 2017 г. Изм., %
1. Lada 806 186 —1,8
2. Toyota 330 099 —1,6
3. Nissan 158 330 1,8
4. Hyundai 131 837 8,6
5. Chevrolet 126 679 2,1
6. Ford 115 430 2,1
7. Volkswagen 111 290 5,9
8. Kia 108 269 11,6
9. Renault 96 503 8,2
10. Mitsubishi 88 970 —2,8
Всего 2 946 472 0,8

Снижение цен на автомобили с пробегом наблюдается и в дилерском сегменте, хотя ценообразование у «официалов», как известно, отличается от частных продавцов и торговых площадок, в том числе за счет включенных в стоимость предпродажной подготовки, проверки юридической чистоты автомобиля и т. д. К примеру, средняя цена подержанных машин, проданных в 2017 году через ГК «Авилон», составила 1 млн 127 тыс. рублей против 1 млн 183 тыс. рублей годом ранее, снизившись, таким образом, на 5%. Директор дилерского центра «Авилон-Трейд» Юрий Елистратов связывает это в большей степени с падением покупательской способности населения, снижением ставок по кредитам на новые автомобили и набирающими обороты на первичном рынке программами поддержки со стороны импортеров.

Дешевле некуда?

Топ-10 моделей на рынке автомобилей с пробегом, шт. (данные агентства «Автостат»)

Модель 7 мес. 2017 г. Изм., %
1. Lada 2114 87 213 —1,1
2. Lada 2107 80 228 —5,4
3. Ford Focus 73 270 2,2
4. Lada 2110 67 030 —5,1
5. Toyota Corolla 57 777 —2,7
6. Lada 2170 57 866 4,5
7. Lada 2112 49 076 —3,6
8. Lada 4x4 53 764 —2,7
9. Lada 2115 48 766 —1,2
10. Toyota Camry 42 505 28,7

Сильнее всего падают цены на отечественные автомобили, в основном уже снятые с производства, хоть они и являются лидерами продаж на вторичке, а их стоимость в силу преклонного возраста и без того самая низкая на рынке. Так, по состоянию на июль текущего года хэтчбек Lada 112 подешевел на 4,9% по сравнению с декабрем 2016 года, гласят данные «Avito Авто». Седан Lada 115 потерял в цене 4,5%, причем летом стоимость «пятнашки» впервые опустилась ниже 100 тыс. рублей. Десятая и четырнадцатая модели стали дешевле на 3,6% и 4,3% соответственно. Единственным вазовским автомобилем, который, напротив, прибавил в цене, стал внедорожник Lada 4x4, чья стоимость увеличилась на 3% с начала года и почти на 10% по сравнению с ценником годичной давности.

Подержанные Лады 4х4 на вторичке в хорошем состоянии найти довольно сложно, отмечают эксперты.
Подержанные Лады 4х4 на вторичке в хорошем состоянии найти довольно сложно, отмечают эксперты.

Как поясняет Алексей Баринов, на рынке остается меньше автомобилей Lada 4x4 в хорошем состоянии, а спрос на эту модель сохраняется. Из-за этого покупатель готов больше заплатить за достойный экземпляр.

Цены на популярные массовые иномарки с пробегом также снижаются, хотя и в значительно меньшей степени, чем на Лады. Так, Ford Focus, являющийся бессменным бестселлером среди подержанных иномарок, подешевел на 1,8% и по состоянию на июль текущего года предлагался в среднем за 382,5 тыс. рублей. А вот стоимость Toyota Corolla, несмотря на некоторое снижение спроса, практически не изменилась и составила 422 тыс. рублей (-0,4%).

«Спрос может снижаться, но снижение, скорее всего, коррелируется объемом предложений и стоимость сохраняется на адекватном уровне. Новые автомобили Ford, к примеру, в предыдущие годы сильно упали в продажах и сейчас найти хороший свежий Ford с пробегом сложнее, чем три года назад, что способствует повышению или сохранению его ценности», — говорит директор департамента продаж автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» Артем Самородов.

Вторая жизнь Соляриса

В целом, цены на подержанные машины продолжат медленно снижаться, и до конца текущего года изменения тренда ожидать не стоит, прогнозируют в «Автостате». При этом несмотря на то, что кривая месячных продаж автомобилей с пробегом периодически уходит в красную зону, результат по итогам 2017 года должен остаться положительным. Согласно базовому прогнозу, вторичный авторынок в этом году может вырасти почти на 3%, до 5,34 млн легковых машин.

Лучшую динамику на вторичке демонстрирует Hyundai Solaris, очевидно, из-за больших объемов проданных новых машин.
Лучшую динамику на вторичке демонстрирует Hyundai Solaris, очевидно, из-за больших объемов проданных новых машин.

По словам Алексея Баринова, пока автопарк продолжает стареть, соответственно, и средняя цена автомобиля с пробегом будет снижаться. В то же время, если рассматривать перспективы покупки автомобиля конкретной модели и определенного возраста, то его цена, как и раньше, будет зависеть от стоимости аналогичной новой машины и, соответственно, будет расти, следуя за рынком новых автомобилей.

Динамика цен в большей степени зависит от сезонного качания количества предложений, отмечает, в свою очередь, Артем Самородов. «Хороший автомобиль всегда будет в цене, плохой — всегда будет плохо востребован. Кардинально и резко картина меняется только в периоды резких изменений в валютном секторе», — констатирует он.

Как показывает статистика, недостаток спроса в сравнении с прошлым годом испытывают преимущественно автомобили Lada, хотя по объемам реализации продукция АВТОВАЗа по-прежнему вне досягаемости. А вот, например, самая популярная иномарка с пробегом Ford Focus показывает небольшой рост продаж, что позволило ей обосноваться в тройке бестселлеров вторичного авторынка. Наилучшая же динамика оказалась на счету прошлого поколения Hyundai Solaris — его продажи за семь месяцев 2017-го выросли на 29%, обеспечив модели попадание в топ-10 самых востребованных автомобилей с пробегом.

Перекрестные миры

«Чаще всего на рынке подержанных машин наибольшим спросом пользуются те же модели, что и на первичном рынке. Бестселлеры рынка новых автомобилей — например, сегодня это Hyundai Solaris — становятся востребованными и на вторичке. Если за последние годы было куплено много автомобилей определенной модели, то со временем они попадают на вторичный рынок и демонстрируют там большие объемы продаж», — комментирует Алексей Баринов.

Дальнейшие перспективы вторичного авторынка также во многом связаны с динамикой продаж новых машин, которые в последнее время набирают обороты. С одной стороны — по мере стабилизации экономики и улучшения благосостояния россиян часть покупателей, конечно же, вернется на первичный рынок. С другой стороны — со сменой машины они будут продавать свой прежний автомобиль, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению предложений на вторичке. Впрочем, разрыв между продажами подержанных и новых машин, который в последние годы достиг рекордных 4:1, будет постепенно сокращаться, хотя безусловное преимущество останется за бэушками.

Как говорит Алексей Баринов, рынок автомобилей с пробегом стабилизировался, спрос и предложение достигли равновесия. Дальнейшая динамика рынка в любом случае будет зависеть от объема продаж новых автомобилей: рост первичного рынка, вопреки распространенному заблуждению, влечет за собой рост и рынка подержанных машин, так как в этом случае на рынок попадает больше товарных автомобилей с пробегом.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (41)

Самые новые

Сейчас продать машину за ту цену, которую хотите вы, это проблема. Конечно-же хочется получить приличную сумму, но из-за пробега так не выходит. Я сам сталкивался с такой проблемой, но только раз. Сколько форумов я пролистал, сколько объявлений писал, но не получалось продать машину. Повезло, наткнулся на один сайт. Специализаций у него много, но мне нужно было уже срочно продать автомобиль и там мне помогли. Продал машину почти сразу, при этом получил деньги уже через один день. В общем, если кому-то будет это полезно, то сайт (zalogplus.ру) . Надеюсь хоть кому-то будет полезно, в сложившейся ситуации.

Ответить#
-35

Бюджетные автомобили никто не покупает в качестве фан-кара или автомобиля выходного дня.

Их берут как семейный транспорт или такси. И ездят много. Отжимают до крайнего предела, а только потом продают.

Редкие приличные экземпляры расходятся мгновенно по перекупам или «своим» и стоят уже почти как новые.

И чем хуже состояние вооричных тачек, тем ниже будут на них цены с учетом этого состояния.

А оно будет все хуже и хуже — средний возраст пвто в РФ — 12,5 лет.

Ответить#
+1

Ну а в США средний возраст 11,5 лет, не великая разница.

Ответить#
+8

Пруфы можно?

Ну и потом, там немного иные тачки в ходу, нежели у нас, и очень много суперолдтаймеров в отличном состоянии — они и дают эту «среднюю температуру по больнице»

У нас же ситуация ближе к Кубе, чем к США.

Ответить#
-3

«Бюджетные автомобили никто не покупает в качестве ... автомобиля выходного дня»

Ага, то-то я и смотрю у меня весь двор по будням забит Солярисами и Рио, которые разъезжаются по выходным. В будни на метро, на выходных по ашанам и дачам.

Ответить#
+2

Города миллионники — это еще не вся Россия. К тому же, если бы все было исключительно так, как вы описали, в будние дни на дорогах было бы пусто.

Но так не бывает.

Как объяснить?

Весь трафик городов-миллионников исключительно из таксистов состоит?

Ответить#
-4

Автостат как и наш минфин оценивает весь рынок. Но это ни о чем, как средняя температура по больнице. Не ужели во всех регионах наблюдается падение цен. Дайте разбивку по самым крупным рынкам Москва и область, Санкт-Петербург, Краснодарский край. А так это голословные выкладки, собрали все в один мешок. Кроме этого, где анализ вторичного рынка. Где люди покупают подержанные машины у дилера, на площадке, у частника по объявлениям. Похоже что статья написана специально для дилеров. Продажа новых машин растет, сдача в трейд-ин то же.Дилер принимая авто на комиссию опускает цены опираясь на эту статью, опять он в наваре а покупатель в проигрыше.

Ответить#
+13

Небольшой нюанс — продажа новых автомобилей сейчас растёт только в относительных цифрах по сравнению с таким же периодом прошлого года. А в абсолютных относительно предыдущих месяцев «почему-то» в новостях про рост авторынка забывают. Вот данные за лето:

июнь 2017 — 141 084 шт.

июль 2017 — 129 685 шт.

август 2017 — 132 742 шт.

Ответить#
+7

мониторю рынок полгода, нужный мне сегмент рынка (б/у 3–4 года) вырос процентов на 10.

Ответить#
+7

Подтверждаю. Тоже мониторю: 2012..2015. И плАчу :)))))))))

Ответить#
0

Довольно странно, что цены на вторичке падают при перманентном росте цен на новые автомобили. Это не нормально.

Ответить#
+6

Это нормально учитывая, что возраст продаваемых автомобилей растёт, а качество падает. По простому — нормальные автомобили купленные новыми или относительно свежими до кризиса не продают до тех пор пока они не требуют существенных вложений. А те, которые уже требуют, за дорого купит только последний лох. Коллега ищет машину на вторичке — цены абсолютно не соответствуют качеству, машин вроде много, а выбирать нечего — продают в основном шлак.

Ответить#
+18

Вполне возможно, но с другой стороны, а шлак почему должен дешеветь? Если не хочешь шлак — иди покупай новую в кредит)

Ответить#
0

Ну вот ВАЗик же дешевле Соляриса.

Почему?

Концептуально автомобили одинаковы.

Вывод: ВАЗики даже новые — шлак.



А если шлак продается на рырке новых авто дешевле не-шлака, отчего на вторичке должно быть по-другому?



Вот есть, допустим, два Соляриса — один в нормальном состоянии, а другой — в состоянии «ЛаЖа, которую внезапно взяли в такси и наездили 300К с 5-мя капиталками, а потом 200К смотали и продают „не бит-не крашен“ — а цену за них владельцы ломят одинаковую. И, если одна машина стоит своих денег, то другая — нет.



По идее, цена на шлак должна быть ниже, но продавцу же невыгодно признаваться, что его пепелац — дрова и палки. Он делает вид, что нет.

Отсюда и проблема.

Ответить#
-6

Ну вот Сорярис же дешевле Рапида.

Почему?

Концептуально автомобили одинаковы.

Вывод: Солярисы даже новые — шлак.

Ответить#
0

Ну так ВАЗик по вашей же логике еще более шлак, чем шлак:)

Шлак в квадрате.

А при выборе из двух шлаков нужно менее шлаковый выбирать.

И продажи корейцев говорят нам, что так и происходит.

ШлакоВАЗы сливают:)

Ответить#
-1

Кто о чем, а вшивый о бане))

Ответить#
+5

Я единственное объяснение нахожу его ВАЗофобии, выгнали с Автоваза за профнепригодность. Иначе отчего такая нелюбовь к ВАЗу и одновременно влюбленность в темы посвященные ему же.

Ответить#
+1

Думаю, что ВАЗофобия для Ильи — это своего рода эпатажность, с которой он давно сросся, давно привык и уже сам не воспринимает это как эпатаж :)

Подозреваю, что Илья слушает радиопередачи Асланяна, который очень остроумно и профессионально уже много лет именно эпатирует(!) публику меткими колкостями в адрес «дважды автомобильного». У Ильи иногда проскакивают отдельные асланяновские фразы (случайное совпадение?) :)

Ответить#
+2

Да клал я на ВАЗ с высокой колокольни огромный болт.

Просто под прикрытием этой овношараги пилится нехилая часть бюджета РФ. Я против этого.

Ответить#
-2

Не могу запретить вам мечтать о бане.

Вы, кстати, в баню хотите или в бан?:)

Ответить#
-2

А почему не должен? Если автомобиль б/у требует серьёзных вложений почему он должен стоить как такой же в нормальном состоянии?

И, кстати, не всегда автомобили б/у шлак. Иногда попадаются отличные варианты, просто сейчас это редкость.

Ответить#
-1

Нормальное состояние и серьезные вложения довольно субъективный фактор. Для кого-то убитые амортизаторы — уже шлак, а кому-то сгнивший кузов вполне рабочий авто)

В любом случае по логике, если растут цены на новые авто, то цены должны расти и на все б.у. авто в т.ч. и на те, которые не в очень хорошем техническом состоянии.Ну падать-то они точно не должны.

Ответить#
0

Состояние всегда можно оценить. Никто не купит «рабочий» авто со сгнившим кузовом по цене нового.

Когда срок владения автомобилем до покупки нового определялся по принципу «хочу и могу менять автомобиль каждые три года» независимо от его состояния, так и было. А когда автомобиль не меняют до момента когда его содержание становится слишком дорого, и пока экономическая ситуация в стране не поменяется, вторичный рынок будет в среднем дешеветь.

Ответить#
0

Какое бы дороге не было содержание авто, покупка нового авто всегда выйдет в любом случае дороже. Ну если не менять машину на несколько классов ниже

Ответить#
0

Если нет денег на нормальный автомобиль лучше продать старый и  вообще ничего не покупать.

Ответить#
-2

У кого нет миллиарда может идти в )/(опу

Значение термина нормальный автомобиль довольно субъективно. Кому-то старый жигуль нормальный автомобиль, а кому-то и мерседес в идеальном состоянии, но не рестайлинговый уже старье и помои)

Ответить#
0

Старый жигуль может быть нормальным если у него всё работает штатно, а кузов не напоминает дуршлаг и не «разглажен» кувалдой после того как его переехал самосвал. Но на содержание жигуля в таком состоянии тоже нужны деньги и время. Я работал на СТО ВАЗ и могу сказать, что на поддержание в хорошем рабочем состоянии старого жигуля как, впрочем, и любого старого автомобиля, времени нужно много. И если это не выставочный экземпляр и не машина для души для редких выездов по выходным зачем он нужен? Автомобиль нужен, чтобы на нём постоянно ездить, а не для того, чтобы постоянно заниматься с ним сексом.

Ответить#
0

Это ваше мнение, имеете на это право, но факта того, что затраты на покупку нового авто всегда выше затрат на содержание старого это не отменяет. Одна потеря цены за 3–4 года автомобиля не бюджетного уровня значительно перекроет весь ремонт, например, 3–5 летней машины на долгие годы. Плюс к этому новый авто предполагает дорогое дилеровское обслуживание, КАСКО, за б.у. не так переживаешь.

Аргумент про время изначально не обсуждали. Но по большому счету для большинства ремонтных работ много времени не нужно. И новые машины бывает ломаются похлеще старых, если не повезет с экземпляром, и это касается не только изделий автоваза.

Ответить#
0

Разовые затраты — да. Но если посчитать, например, за год, может оказаться, что дешевле было продать своё старое трухлявое корыто, которое по любому будет тянуть деньги, и купить что-то посвежее.

Ответить#
0

Не может такого быть практически никогда, если не брать какие-либо утопленники или машины откровенно убитые (но это надо грамотно выбирать).

Чтобы понять сколько денег вы теряете на новой машине: сложите снижение цены бывшего автомобиля (купленного новым) и цену, которую потеряет новый автомобиль через несколько лет. И все станет понятно.

Да и причем здесь старое трухлявое корыто? Например, 3–5 летний автомобиль (со средним пробегом 10–15 тыс. в год) это трухлявое корыто?)

Ответить#
0

Ещё как может. Люди на таком хламе иногда ездят, что удивляешься, что он вообще не разваливается под своим весом. Такое корыто тут при том, что говоря про автомобиль который становится слишком дорог в содержании я имел именно такой. Причём он совсем не обязательно должен быть древним.

Найдите в продаже 3-5-летний автомобиль со средним пробегом 15 тыс. в год. не побывавший в аварии. Не продают сейчас люди такие, сами ездят. Если и попадаются изредка, то уходят ещё до того как хозяин разместил объявление.

Ответить#
0

Можно найти вполне приличный вариант. Искать надо долго и настойчиво. Например, недавно знакомый продавал тойоту авенсис 2.0 ат 2007 года с реальным пробегом 73 тыс. км. вообще ни разу нигде не крашенный.

У брата двоюродного туарег дизель на пневме. Куплен с пробегом 80 тыс. Сейчас прошел уже у него 100 тыс. Проблем серьезных вообще никаких не было, даже пневма жива, хотя все ругают (особенно интернет бойцы у которых такой машины не было).

Еще у одного парня Q7 3.0 уже года 4 2009 г.в. из европы привезенный. Ездит и особо много не тянет, расходники только.

Ответить#
0

Автомобиль 2007-го и даже 2009-го на 3–5 летний не тянет. )))

Обычно к этому сроку нужно менять кучу резиновых и пластиковых деталей, а это для иномарки влетит в копеечку.

Про автомобили «без проблем» возрастом больше 10 лет я мог бы многое рассказать. Даже если они не бывали в авариях и пробеги небольшие обычно есть куча мелочёвки которая сама по себе просто умирает к этому возрасту. Просто многие владельцы об этом не знают.

Ответить#
0

Да, ему 10 лет, но пробег 73 тыс. и он не битый не крашенный. Найти в хорошем состоянии 5 летку шансов явно больше.

что касается про замену резинок и пластика, то это байки из времен советских москвичей, волг, жигулей. Ничего там особо в большом количестве менять не надо. А если какие-то детали и придут в негодность из-за времени, то это не выльется в серьезные затраты.

Ответить#
0

Шансы всегда есть, но сейчас они микроскопические. Я вот свой Leon купленный новым не собираюсь продавать ещё минимум 2 года, а там посмотрю, что в стране будет. Может и после буду на нём кататься.

А про затраты можете не рассказыват. Я на сервисе BMW работал. Нет ничего дороже замены мелочёвки, а менять её надо достаточно часто. Сальники и пластик у иномарок лучше, чем у старых ВАЗов, но через 10 лет, а часто и раньше, всё равно высыхает, дубеет, разлагается.

Ответить#
0

Купил и купил. Молодец, кто против?) Но очевидно же, что частая смена новых автомобилей экономически не выгодна. Вот и все, а есть возможность и желание, да пожалуйста, хоть каждый год меняйте)



Работающие на сервисе всегда видят только черную сторону владения б.у. авто. Объективностью здесь не пахнет вообще!)

Ответить#
0

Это очевидно, поэтому двумя предыдущими автомобилями купленными новыми я тоже владел по 5 лет. Продавать раньше — дарить кому-то практически новый автомобиль.

Про владение автомобилями б/у я знаю по собственному опыту. Двумя я владел сам до того как стал покупать новые. Проблем у меня с ними не было, тут помог опыт работы на СТО при выборе. Но раньше хотя бы было из чего выбирать. Сейчас выбирать практически не из чего, поэтому цены на б/у и падают.

Ответить#
0

Вся проблема заключается в том, что большая часть машин закупается у производителей в долларах и евро, а зарплаты в России платят рублями. Одно дело, когда ты зарабатывал 1500$ в месяц и совершенно другой коленкор, когда стал получать 750$. Это секрет Полишенеля. У людей НЕТ денег на дорогие покупки :(

Ответить#
+1

Дак у рынка б/у нет господдержки — никто льготных кредитов по ним не дает и скидку по утилизации не делает, вот и приходится ценник снижать.

Ответить#
-3

Все эти госпрограммы — мертвому припарка. точно не основной фактор продаж новых авто

Ответить#
+1