Техосмотр: регламент легализации взяток
Ижевск: за бутылку коньяку
- В столице Удмуртии много лет техосмотр проводит единственная станция, но и ее хватает. Если подгадать день и час, владелец исправной машины получит талон в течение минут сорока. Когда же попадет в час пик, постоит в очереди с утра до обеда, но не дольше. Работает СТО и в субботу. Словом, не катастрофа. Однако многие предпочитают талон «доставать», такса — от бутылки коньяка. Недорого: привести в порядок запущенный автомобиль накладнее.
Александр Лапинер
Самара: людей в погонах - под контроль!
В городе очереди скапливались до майских праздников, а после них перед воротами СТО - по 2-3 машины. Тем не менее, большинство самарских водителей «проходит» ГТО «заочно». Цена в этом году не возросла – талон стоит 1,5-2 тыс. руб. В районах области получить его можно и «за так» — достаточно знакомства с нужными людьми.
Молодежи идея отмены ГТО по душе — говорят, не придется тратиться на взятки. Многие собеседники уверены: актуальность техосмотра падает, поскольку дряхлые машины все-таки отсеиваются, часть ремонтируется… Однако большинство, с кем разговаривала, категорически против отмены ГТО! Считают, что проводить его нужно под жестким контролем не коррумпированных учреждений, пусть это будут даже люди в погонах, но ни в коем случае не коммерсанты.
Людмила Золина
Новый регламент ГТО
Новый регламент ГТО
Ростов: смех-досмотр
Разделяю позицию тех, кто против любых форм техосмотра — несмотря на то, что очередей на ростовских пунктах ГТО нет. Потому, наверное, и нет, что честно проходят процедуру немногие, у кого машины в порядке.
Но даже на исправном автомобиле не всегда пройдешь проверку «с ходу». Механик одного из пунктов поделился: если контролер захочет «притормозить», всегда сумеет. Например, обнаружит, что угол луча фары отклонился против нормы на полградуса... Вот и выстраивается народ за желанным талончиком с черного входа. А потом на дорогах встречаем машины дымящие, грохочущие, визжащие — опасные для всех. Согласен с сотрудником УГИБДД по Ростовской области Р. Фатхутдиновым: нужно ужесточить наказание для владельцев ТС за аварии, произошедшие из-за технической неисправности их автомобилей. Опыт некоторых стран доказал, что это действенная мера.
Вячеслав Ишкильдин
Тюмень: традиция против фикции
Пройти ГТО в городе не сложно — в Тюмени несколько государственных и частных пунктов. Платишь налог, примерно 250 руб. за услуги, и если машина исправна, получаешь талон. Во всех случаях рядом с пунктами расположены СТО, в которых устранят обнаруженную неисправность.
Подозреваю, очереди не возникают и по причине того, что очень многие покупают талоны техосмотра. В Тюмени больше половины машин — праворульные, а они не пройдут осмотр, если фары не переделать под евро-свет. Переделывают же немногие — большинство предпочитает талоны покупать.
Проведение ГТО, по-моему, фикция и дополнительные проблемы для добропорядочных граждан. В России водители всегда берегли свои машины, ухаживали за ними, так как автомобиль оставался единственным на всю жизнь и даже передавался по наследству. Традиция сохранилась, и многие машины в отличном или хорошем, рабочем состоянии. Техосмотр можно смело отменять.
Дмитрий Ходырев
Бабушка о взятках
Это не просто мысли четырех человек. Наши коллеги разговаривали со многими десятками людей, так что отразили мнения, преобладающие в четырех не самых мелких регионах страны. Большинство — за отмену ГТО. И это совпадает со смыслом абсолютного большинства комментариев к материалу на нашем сайте «Техосмотр по Медведеву: и затратная сторона медали» (а эти комментарии из самых разных регионов).
Дума взяла паузу, и хочется надеется, депутаты учтут мнения автомобилистов и не сделают «как всегда». Примут во внимание и мысли читателей ZR.RU: проанонсированные изменения в регламенте ГТО жизнь автовладельцам не упростят, расходы, скорее всего, увеличат. А что до ликвидации взяток — так это еще бабушка надвое сказала: поборы приобретут еще более скрытую форму — будут как бы легализованы.
Молчание ягнят
Массовое мнение бывает заблуждением — так случается. А что думает о предложенных коррективах в ГТО специалист с экспертными оценками? Корреспондент ZR.RU взял интервью у председателя Общероссийского общественного движения автомобилистов России Виктора Похмелкина.
— Виктор Валерьевич, какие вы видите преимущества в новом регламенте ГТО?
— Не понадобится проводить техосмотр в первые три года машины — хорошо (интересно, почему ввели такой порядок только теперь?), отстранили от техосмотра МВД — тоже спасибо. Но сделать ГТО «беспроблемным», как предлагал Медведев, в рамках предложенной схемы не получится. Скажу больше, если до сих пор полисы ОСАГО получали без нервотрепки, то в предложенных условиях без нее не обойдется. ГТО будет сопровождаться навязыванием услуг в том или ином виде. Нечто подобное мы уже проходили: помните, эвакуация у нас долго была для автовладельцев бесплатной. Так на штраф-стоянках додумались выписывать счета за въезд в ворота, парковку на территории. То же будет и сейчас: техосмотр — столько-то, но въезд, мойка кузова, а там, глядишь, и днища – за доплату. И дальше: тормозные колодки «кончаются», надо срочно установить новые; масло следует не долить, а полностью заменить — настолько оно грязное. И счет за техосмотра возрастет… Если бы СТО и страховщики не почувствовали, что здесь можно поживиться, уже протестовали бы по поводу предложенной им роли. А так, как ягнята, молчат.
Но, если хотите, через эти испытания для автомобилистов все ведет к неизбежному — отмене гостехосмотра.
Один в суде ответчик
— Уверены?
— Да, потому что стоны пойдут по всей Руси, а не только в Москве, и власть их не сможет не услышать. Останется два варианта: или вернуться к прежней схеме, которая себя скомпрометировала, или единственным ответственным лицом за техсостояние автомобиля назначить самого владельца. Плюс включить рыночные стимулы: положим, если ДТП случится по чисто техническим причинам, следующий полис ОСАГО для виновника подорожает, скажем, в полтора раза.
— Но ведь коль скоро ГТО будут проводить техсервисы, они тоже несут ответственность за состояние машин. Их «добро» следует рассматривать как гарантию?
— Это фикция. Как только автомобиль выезжает за ворота станции, все гарантии утрачивают силу — от них СТО откажется, в том числе и в суде. Мало ли что могло произойти на дороге! Водитель почти никогда не докажет, что виновен не он, потому что именно он обязан и завтра, и через месяц следить за состоянием машины. Де-факто уже сейчас только водитель остается ответственным лицом. Единственный для него вариант — подписать договор со станцией на регулярное техобслуживание автомобиля, как это происходит в период гарантии на новую технику. А это для владельца влечет весьма существенное удорожание эксплуатационных расходов. А пропустил очередное ТО — гарантию утратил безоговорочно.
Платит тот же
— Виктор Валерьевич, давайте искать положительные стороны. Например, с новым порядком исчезнет надобность платить взятки тем, кто проводит техосмотры…
— Взятки приобретут завуалированную форму. Предприниматели на техсервисах, чтобы не потерять клиентов, станут закрывать глаза на многие вещи. Что сойдет им с рук: страховые компании никогда не будут требовать, например, диагностических карт, снятых с электронных приборов. Хотя бы потому, что все равно ничего в них не понимают. А если наймут специалистов, то это дополнительные расходы на их зарплату и налоговые платежи, организацию для спецов рабочих мест, скорее всего, новое оборудование… Кому компенсировать эти расходы? Конечно, страхователям.
И потом, по поводу непрямых взяток: не удивлюсь, если появятся сервисы с «особым режимом» проведения ГТО — и недобросовестный народ к ним потянется. Надо исключить саму такую возможность.
Дотянуть до «после выборов»?
— Но, может, если в эти дни Госдума примет поправки, которые уже оглашены, оно и к лучшему — благодаря новым строгостям улучшится общее техническое состояние автопарка страны?
— Его способно улучшить только одно — повышение благосостояния граждан страны. Тогда они смогут покупать надежные машины, обслуживаться на СТО с хорошей репутацией, и никого не придется стимулировать к поддержанию автомобилей в приличном состоянии. Но пока об этом можно только мечтать.
В материале использованы фото Вячеслава Ишкильдина ("За рулем. Ростов"), Александра Лапинера ("За рулем. Ижевск"), из архива ZR.RU.