ЗД ХОРОШУЮ ДОРОГУ в ДЕРЕВНЕ!ИВ. БОГОВОЙЕРЕВНЯ, в которой родился и вырос пишущий эти строки, имела плохую'землю. Для того, чтобы получить мало-мальски сносный урожай, приходилось вывозить из болот во дворы и на поля сотни возов торфа. Главное торфяное болото было по-соседству, но, чтобы попасть в него, приходилось переезжать небольшой ручей, берега которого сливались с болотом. Не только моста через этот ручей не было, но не было даже более или менее проезжей дороги. В результате — поломанные телеги и колеса, искалеченные лошади. Десятки раз поднимался вопрос о том, чтобы сделать проезд через ручей. Все соглашались, что это необходимо, все знали, что и дела-то тут всего на несколько часов. Несколько раз часть деревни даже выходила, но не являлось несколько человек—и все летело прахом. На завтра снова ломались колеса, калечились люди и лошади... • Помню, кто-то из молодежи погорячился на сходе, упрекнул стариков. Старики обиделись, зашумели. А когда расходились, один заявил: — Вот вы, молодежь, вместо того, чтобы ругаться, показали бы пример всем—вышли бы на работу и сделали... Происходило это, примерно, лет пятнадцать назад. Тогда нам так и не довелось воспользоваться советом старика. А вот уже во время революции собрались как-то коммунисты и комсоДмольцы — всего-то человек десять—и принялись за устройство проезда через ручей. Сначала посмеивались над нами. К половине дня почти вся деревня вышла на работу. Работа закипела. К вечеру через ручей был устроен крепкий проезд. То, что собирались сделать десятки лет, было сделано в один день. Произошло это потому, что коммунисты и комсомольцы сами начали работать и этим трудовым показом увлекли за собой деревню. Известно, что дорог грунтовых у нас много (около 3 миллионов километров), известно, что дороги эти, или значительное большинство их? нельзя назвать удовлетворительными круглый год, а весной и осенью — даже проезжими. Известно, какие большие убытки терпит народное хозяйство от плохих дорог; наш бюджет беден и не может удовлетворить все потребности. При значительном напряжении в текущем году на дорожное строительство (строительство новых дорог и ремонт существующих) выделено около 90 миллионов рублей. Это по государственному и по местным бюджетам. Достаточно ли этих средств для того, чтобы несколько расширить сеть гужевых дорог и привести их в такое состояние, при котором дорогу можно будет без натяжки назвать проезжей? Есть ли еще источники, откуда можно было бы получить материальную поддержку дорожномуг гРоднаякартина. Типичный вид грунтового тракта (Старорусско - Холмский городского округа Северо - Западной области), сплошь изрытого колеямитракт Но колес4 строительству? Некоторую поддержку может дать самообложение. По трем союзным республикамРСФСР, УССР и БССР, проводившим самообложение, собрано свыше ста миллионов рублей. Данные по 19 губерниям РСФСР, типичные для большинства районов не только РСФСР, но и других союзных республик, говорят, что эти средства расходуются на мероприятия по народному образованию—41,0%, на противопожарные—15,5%, на дорожное строительство —15,4% благоустройство—11,9%, здравоохранение — 4,3%, и т. д. Получается, что на расходы по дорожному строительству из самообложенческих средств отчисляется свыше 15 миллионов рублей. Это—приличное добавление к средствам, отпускаемым на дот рожное строительство по государственному и местным бюджетам. Но потребности значительно больше. Здесь следует вспомнить пример с устройством проезда через ручей, о чем мы писали вначале. Средства, отпускаемые по государственному и местным бюджетам, и средства, идущие на дорожное дело по самообложению, необходимо помножить на натуральную помощь самого крестьянского населения. Необходима инициативаисамодеятель ­ ность широкой бедняцко-середняцк ойобщественности , и тогда недтстающие средства можно будет с успехом пополнить. К формам вовлечения крестьянства в дорожное строительство могут быть отнесены: проведение самообложения с отчислением ' определенного процента на дорожное строительство; добровольная дорожная повинность крестьянского населения, установленная законом в августе 1925 года;дорожные товарищества и, наконец, общественные работы („субботники", „воскресники", „недели" постройки и ремонта мостов, ремонта дорог и т. п.). Общее руководство всей этой работой, сочетание работ, проводимых на средства государственного и местных бюджетов, с мероприятиями по вамообложению,— всем этим должен заниматься сельский совет и, в частности, его дорожная секция. А будить инициативу широких бедняцко-середняцких масс, организовывать ее, мобилизовать советскую сельскую общественность вокруг вопросов дорожного хозяйства—это главнейшая задача низовых сельских ячеек нашего общества в деревне. Из этого не следует, что работа наших организаций и членов общества на местах должна состоять только из агитации. Практика работы различных добровольных обществ в деревне показывает, что только то общество пускает крепкие корни, которое не занимается голой агитацией, а ведет практическую работу. Так, например, среди крестьянства имеет авторитет та ячейка Осоавиахима, которая, наряду с лекциями и беседами, на деле помогает крестьянину бороться с вредителями в поле и огороде, организует под наблюдением агронома опыты с применением искусственного удобрения на крестьянских полях и т. д. Такая же установка должна быть ив работе деревенских организаций нашего общества. Только когда агитация будет проводиться на хороших деловых примерах, мы сможем завоевать широкие бедняцко-середняцкие массы и повести их на борьбу за хорошие дороги, за автомобилизацию советской деревни.Ив. БоговойАС грименеьием машинной обработки полотна часть дорог приводится в всегда проезжее состояние {Новгсродский тракт Ленинградского округа, где третий сезон ведутся машинные дорожные работы)5