Инж. В. ХолмогоровБОГАТСТВА, КОТОРЫЕ МЫ НЕ ИСПОЛЬЗУЕМУкраинский инженер-дорожник тов. В. Холмогоров ставит очень интересный вопрос об использовании, песчаника „бескаменных" местностей ио силикатировании местного дешевого камня. Автор считает, что обработанный местный камень иногда может оказаться выгоднее дорогого привозноюДОРОЖНОМ строительстве естественный камень играет огромную роль. К сожалению, ряд округов как УССР, так и РСФСР не имеет залежей камня, пригодного для устройства дорожной коры. Это вынуждает прибегать к использованию привозного камня, вследствие чего сгои'мость дорожного строительства в этих округах сильно возрастает. Поэтому теперь, когда размер ассигнований на дорожное строительство сильно возрастает, н еобходимоуделить возможно больше внимания изучению местных богатств. Пример ряда округов Украины (Сумского и других) показывает, что в этих округах, считавшихся „бескаменными" имеется, в действительности, много залежей местного камня, в большинстве случаев песчанника, правда, слабого (временное сопротивление на сжатие 250 — 4'0 кг/см2), но все же представляющего значительную ценность для дорожного строительства. Во-первых, камень этот может быть с успехом употреблен для тех частей сооружений, которые не будут подвергаться действию подвижного состава (укрепление кюветов и канав при крутых уклонах, земляных конусов у мостов, мощение лотков под мостами, укреп ление дамб и т. д ) . Во-вторых, для линейных гражданских сооружений, постройка которых будет неизбежна при постройке магистралей для правильной эксплоатации. В-третьих, для замощения участков дорог сО слабой грузонапряженностью (замощение отдельных труднопроезжих участков). Наконец, з амощение таким камнем может быть допущено в отдельных случаях и на дорогах с большой грузонапряженн ость ю, если калькуляция стоимости постройки и эксплоатации покажет, что, несмотря на меньший срок службы, мостовая из этого камня будет все же выгоднее, чем мостовая из привозного камня. Кроме того, эти камни можно употреблять для основания дороги, при Постройке дорог высших типов, когда каменное основание является неизбежным.ВЭтим еще не исчерпываются все возможности применения дешевого местного камня. Подробные подсчеты могут, например, показать, чтосиликатирование местного дешев огокамня может оказаться в отдельных случаях выгоднее, чем применение привозного камня. Нельзя также упускать из виду, что доброкачественность камня'для дорожного строительства характеризуется не одним сопротивлением на раздавливание, а и рядом других свойств. Из них большую роль играет сопротивление камня истиранию, причем камень с незначительным сопротивлением раздавливанию можег иметь значительное сопротивление истиранию. Клинкерные мостовые существуют десятилетия, несмотря на незначительное сопротивление/на раздавливание (так, Топчиевский клинкер имеет в среднем сопротивление раздавливанию всего лишь 350 кг/см 2 ). В данном случае долгий срок службы клинкерных мостовых следует приписать их ровности, когда отсутствуют толчки, действующие разрушительно на камень. Все это наводит на мысль, что прислабомкамне , х орошо поддающемся обработке, может оказатьсявыгоднееделать Из него гладкую и нетряскую брусчатую' мостовую, чем применятьдорогойпривознойкамень . Экономия на стоимости камня и длительном сроке его службы, при условии ровной поверхности дороги, может оказаться большей, чем затраты на его обработку. Конечно, возможности применения в дорожном строительстве слабого местного камня далеко не исчерпаны нашими наметками, но и сказанного достаточно , чтобы серьезно призадуматься над тем, какие большие возможности таятся в использован ииэтих , негодных на первый взгляд, камней Экономияэтадастежегодно сотн иитысячикилометровновых культ урныхдорог . Поэтому вопросу изучения местных каменных богатств необходимо уделить побольше внимания, а незначительные затраты на их изыскания окупятся во много раз.Украина. СумыИнж. В. ХолмогоровНАУЧИМ КРАСНОАРМЕЙЦЕВ ВЛАДЕТЬ РУЛЕМ — ДАДИМ ТРАКТОРИСТОВКОЛХОЗАМи СОВХОЗАМ!