Бор. ШевырталовТ РАКТОР НЕ ДОЛЖЕНПОРТИТЬ КАМЕННУЮ ОДЕЖДУНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ страны и переустройство сельского хозяйства на основе его механизации поставили во всю ширь проблему дорожного дела с новой, пожалуй, несколько неожиданной стороны. Т рактор „И нтернационал " , имеющий на задних колесах шипы-шпоры, п орт , ит к ам еннуюодеждудороги даже (при массовом движении) делаег дорогу непроезжей. Шипы-шпоры, расположенные на задних колесах трактора, имеют вид заостренных треугольников, очень напоминающих обыкновенные топоры, высотою в 10 см, при ширине основания в9 см. При движении трактора эти шпоры-топоры сильно ударяют по камням. От удара шпоры камни расшатываются, и швы (промежутки между камнями) раскалываются; затем камни раскалываются на части, а следующим движением иногда совсем выворачиваются из своего гнезда. Бывают случаи, когда страдает не только одежда дорог, а и сами тракторы. Чрезвычайно большойвредприноситтрактор типа „Интернационал" своими шпорами-шипами иприпереездечерезже ­ лезные дороги. Известны случаи повреждения рельс и одежды переездов (деревянных настилов и каменного мощения). Произведенным, по инициативе управления землеустройства Наркомзема Украины, на Харьковской краевой сельско-хозяйственной опытной станции предварительным испытанием трактора типа „Интернационал" 10—20 сил, полностью подтвердились данные о повреждениях мощен ых дорог. Опыты были произведены при обычно употреблявшемся на опытной станции при пахоте расположении шпор: две по краям колеса (по одной линии, перпендикулярной ходу трактора, в 40 см одна пара шпор от другой) и третья шпора посредине колеса (ближе к одной из пар) при расстоянии одна от другой тоже в 40 см. Таким образом колесо трактора было покрыто равнобедренными треугольниками шпор, находящимися на разном расстоянии один от другого. Расположение шпор на другом колесе было такое же, но при движений шпоры одного колеса не всегда находились в одной плоскости со шпорами другого. Опытами было установлено, что после первого же проезда стал ясно заметен ббйый след от движения трактора (от ударов шпор о камни); в тех случаях, когда шпоры колеса попадали в край камня, наблюдался откол гранитного камня, размером до 5 см длины и 1,5—2 см толщины, причем когда задние колеса касались поверхности дороги только двумя шпорами (по одной на каждом колесе), то откол был более частым и величина осколков больше. После первого же проезда стало заметно расшатывание камня мостовой и раскрытие швов, которое увеличивалось при последующих проездах трактора по этому следу.ДОРОГИНаблюдения производились при первой и второй скорости трактора; повреждения при второй скорости были более значительными. Местные земельные и дорожные органы начали искать выход из создавшегося положения путем устройства двух полотен дорог — о дно ­ г отвердого , с каменной одеждой, для общего движения идругого рядом с первым, мягкого (без одежды) — д лядвижения трактора. Однако устройство двух параллельных поло-? тен дорог значительно увеличит ширину полосы отчуждения для них, а этим уменьшит площадь пахотных земель. Устройство двух полотен потребует, конечно, увеличенных расходов на содержание дорог. С обоими этими последствиями, конечно, трудно согласиться. Н ужноискать , очевидно, в ыхода не в устройстве двух полотен дорог, а врекон ­ с трукциишипов - ш пор на колесах трактора. Нам известно, что разрушающее действие трактора на каменную одежду дорог может быть устранено надеванием на колеса резиновых шин. Но резиновые шины стоят слишком дорого. Мы думаем, что можнопереконструи ­ р оватьсамыешпор ы-ш ипынаколе ­ с ах » этим уменьшить стоимость реконструкции, например, путем автоматического втягивания шпор, при движении по дорогам внутрь колеса. Мы здесь не беремся разрешить поставленный нами вопрос. Наша задача — з аострить на нем вниманиеобщественностии соответствующих организаций. Мы считаем необходимым, чтобы Союзный Наркомзем, Наркомпуть, Трактороцентр и Колхозцентр организовали в широком масштабе опыты с тракторами, имеющими на задних колесах шипы-шпоры, на дорогах с различной одеждой (камень, щебень, гравий) и с различным основанием при различных комбинациях расположения шипов-шпор на колесах. Эти опыты позволят судить о том, как поставить вопрос о реконструкции колес трактора. Во-вторых, надо поставитьопытыстракторамивсехсистем по перее здучерезжелезныедороги . Это даст возможность установить, что нужно сделать как с тракторами, так ис самыми переездами, чтобы гарантировать безвредное движениетракторой через рельсы. Наконец, заинтересованным учреждениям и организациям следует об'явить конкурсналучшееинаиболеедешевое изобретение в изменении конструкции шпор-шипов трактора. Время еще не пропущено, н одомассо ­ вого выпуска тракторов его остал осьнемного , и дело требует от соответствующих организаций быстрой, практической работы.ХарьковS