Больше внимания заменителям•Конвейеры и цехи сталинцев, ярославцев и нижегородцев, ставшие плацдармом- борьбы за экономическую независимость, 'Стали во главе борьбы за экономию дефицитных металлов, эа удешевление производства. Богатейшие возможности для решения этой задачи заключает ,в себе вопрос о заменителях. Особое внимание при этом нужно обратить на замену остродефицитных цветных металлов менее дефицитными — черными. Этим вопросом занялся сейчас Нижегородский завод. Он прораб а тывает возможность за- • менять материал для радиаторов, крышек на бензобаках и других деталей менее ценными металлами. Уже решен вопрос о замене литой бронзы при изготовлении втулок листовой латунью. Производство тонкостенных втулок из листовой латуни дает значительную экономию технологических процессов и снижает -вес етой детали. Бели раньше втулка рессоры для Я—б весила 685 г, то сейчас, изготовленная из нового материала, она весит всего 250 г. Ярославский завод уже начал изготовлять эти втулки по способу, предложенному нижегородцами. ' Яро'слаь'ский же завод ставит сейчас опыты, цель которых заменить медь радиатора биметаллом.- При положительных результатах этого эксперимента завод получит на каждом радиаторе 13 кг экономии остродефицитного цветного металла. 2-й отдел завода им. Сталина заменил бронзу карбюратора чугуном. Металлическое опыление чугунной детали сообщает ей -качества, вполне удовлетворяющие всем требованиям, предъявляемым эксплоатацией. В этом же отделе завода латунь в наливной горловине радиатора была заменена железом, а фланец-гайку делают здесь из ковкого чугуна, заменив им бронзовое литье. Первые мероприятия, проведенные в области внедрения заменителей цветных металлов на заводе № 6, показали глубокую эффективность этой работы и ее большую значимость в экономии остродефицитных материалов. Если раньше на каждую машину завод тратил до 307 кг цветного металла, то после глубокой проработки вопроса' о заменителях и реализации ряда рационализаторских предложений, этот расход снизился до 247. Только одна замена бронзы чугуном дала заводу в прошлом году Г;50 тыс. руб. экономии. Не меньшее значение имеет в автопромышленности и применение пластических масс. Замена пластмассами металла не только сокращает его потребление, но введение деталей, изготовленных из пластических масс, значительно облегчает вес машины, увеличивая тем самым ее грузопод ьемность. Перед автопромышленностью стоит задачазаменить пластмассами 25 деталей. Сейчас изготовлены -пласгформы для замены цветного литья деталей карбюратора пластмассами. При положительных результатах опыта 40 тыс. т металла, расходуемого по плану текущего 'года, будет освобождено для нужд других производств, и острота голода в цветном металле сгладится. Подробной разработкой вопроса о применении пластическик масс в автостроении занялись сейчас отдел рационализации ВАТО, НАТИ и Союзхим'пла.стмасс. Предварительные данные этой разработки дают возможность сделать заключение о высоком качестве деталей, изготовленных из •пластмасс. Так, например, шестерня-деталь, требующая и высокой точности и прочности, будучи изготовленной из этого нового вида материала, по своим качествам совершенно не уступает металлической. Приведенные нами примеры! со всей очевидностью подчеркивают исключительное значение, которое имеет для нашей промышленности быстрейшее решение вопроса о заменителях. Однако не везде ему поидан характер бевой неотложной работы. Нетерпимо, 'например, безразличное отношение, проявляемое к нему со стороны организаций, занима'ющи'хся эксплоатацией машин. Привлечение практического опыта их работников могло бы принести существенную пользу делу внедрения заменителей и значительно расширило бы аудиторию,- занятую проработкой рационализаторских мероприятий - этом направлении. Пассивность, нав блюдающаяся сейчас, служит главной причиной слабого участия автодорожной общественности в овладении проблемой заменителей. Серг. ЛиРАСШИРЕННЫЙ ПЛЕНУМ ДОРОЖНОЙЦентральный совет Автодора совместно с Цудортрансом созвал 7 сентября расширенный пленум дорожной секции ЦС. На повестке дня пленума стоят следующие вопросы: 1. О ходе дорожных работ с трудучасгием населения ио мероприятиях, обеспечивающих выполнение плана 1932 г. 2. Участие автодор эвеких организаций в дорсфоительстве, проводимом трудом населения.СЕКЦИИ3. Доклады ведущих районов о выполнении плана дорстроительства. На расширенном пленуме дорожной секции присутствуют представители всех республиканских дортрансов и советов Аятодора, а также целого ряда областей и краев (Московской, Ленинградской, Западной, Нижегородского края, Средне-волжского, Нижне-волжского, Северокавказского и др). Отчет об итогах этого пленума, а также об опыте передовых районов в борьбе с бездорокьем будет дан в следующем номере журнала.14