16
17
18
19
"3SШШШ':^Амо и Язы в пробеге. На снимке—общий вид проселочной AopoiH. Впереди—автобус „Амо-4"Шото Л , Соломо идинаСОВЕТСКИЕ МАШИНЫ , КОНСТРУКТОРЫ И ВОДИТЕЛИВЫДЕРЖАЛИ ЭКЗАМЕНАВТОПРОБЕГ МОСКВА—МИНСК —МОСКВАМы тронулись с завода им. Сталина 25 июв 7 ч. 15 мин. Колонна состояла из 3 грузовых автомобилей Амо-3, одного автобуса Амо-4 с кузовом «новый стандарт», 2 трехсных четырехтонных машин, построенных, заводом им. Сталина, 2 трехосных восьмитонных машин, построенных Ярославским заводом, 1-й ярославской стандартной пятитонки и2 обслуживающих фордов — легкого командорского и грузового для продуктов. Всего—11 машин. Пробег организован ВАТО для трехосных автомобилей, впервые сконструированных и построенных в СССР. Для сравнения в пробег были включены стандартные автомобили. Маршрут Москва — Минск — Орша — Москва включает 43 проселка. Надо упомянуть, что при составлении маршрута мы столкнулись с невозможностью получить сведения о состоянии проселочных дорог, большинство которых нанесено на карты по данным дореволюционного ьрс-мени. Новые карты до сих пор не изданы, а в Цудортрансе точных сведений не имеется, и у нас не было полной уверенности в возможности закончить пробег по намеченному маршруту. Весь путь мы должны были пройти в 11 дней, включая 2 дня отдыха в Минске. Средняя техническая скорость была установлена следующая: по шоссе 30 км, по проселку от 15 до 20 км, в зависимости от состояния дороги. • пробеге участвовали: В главный инженер завода, им. Сталина т. Лялин (командор), техля пический директор Ярославского завода т. Гайдукевич, начальник технической инспекции ВАТО т. Кнапп, представители ВАТО, НАТИ, Военведа, общественных и партийных организаций и ЦС о-ва Автодор. Работу контролеров выполняли инженеры-конструкторы. Выехав за заставу по Варшавскому шоссе, мы двинулись на Юхнов. Погода стояла солнечная, дорога хорошая, в начале гудрон, затем щебенка и местами булыжник. Состояние мостов удовлетворительное. Машины шли хорошо и только трехоска Амо внушала беспокойство, так как у нее вначале чрезмерно грелись тормоза и червячная передача задних мостов. В Мятлеве произвели первую заправку бензином, замерили удельный вес и испытали все неудобства отсутствия колонки. Бензин приходилось, гкак и везде в дальнейшем, разливать ведрами. В Юхнов прибыли к6 часам, покрыв 215 км со средней скоростью 31,8 км в час (за вы четом стоянок). Первый день успешно пройденного этапа вселил всем участникам уверенность в благополучном завершении пробега. Машины были в порядке, передача трехоски Амо приработалась, и за исключением нескольких проколов в пути никаких неприятностей не было. На другой день выехали в7 ч. 30 мин. Погода и дорога не изменились,' по состояние мостов заметно ухудшилось. На Десне устроили дневку. Нас окружили колхозницы. Они с интересом рассматривали машины! и слушали наши объяснения. По пути и на остановках мыт раздавали автодоровскую литературу. В Рославль приехали около 4 часов, покрыв 182 км со скоростью 33 км в час. При просмотре машин в Рославле на одной из ярославских трехосок заменили радиатор, он по пути несколько раз кипел, на другойподтянули крепление демультипликатора и поставили новый болт колодок центрального тормоза. На, другой день выехали в7 час утра. Дорога хорошая, местами гористая. Шлн свыше 60 км. в час. На реке Проне нас задержало неожиданное препятствие. В прошлом году паводком унесло мост—строится новый. Нам предстояла переправа на пароме с ненадежным настилом. Въех(ала н-а п|аром Амо-3, настил прогнулся, но выдержал. Осторожно переправив по одной более легкие машины, очередь дошла до ярославских. Мы принесли доски, приготовленные для моста, сделали второй настил. разгрузили от балласта машины и таким образом переправились. На переправу ушло пять часов. Не доезжая Бобруйска нас ожидала встреча, организованная коллективом Автодора. Дневной перегон в 227 км прошли со скоростью 34 км в час. В город приехали в 11 часов. Из Бобруйска выехали на следующий день в7 ч. 30 мин. Ехали по недостроенному шоссе. На 60 километре производились работы. Мы свернули на свеже насыпанную обочину, которая расползалась, и машины застряли. Вытаскивали буксиром при помощи трехоски. У автобуса снимали ступицу переднего колеса, заел тормоз из-за плохих шлангов. Дальше пошел проселок, дорога шла лесом по укатанному грунту; здесь ходят трехосные Круппы. подвозят на постройку дороги материалы. От Пуховичей ехали полем. Дорога сухая, но много рытвин и ухабов. От Смиловичей выбрались на хорошее, ровное, как скатерть, шоссе. В Минск приехали около 6 час, пройдя 116 км (из них 58 проселком) со скоростью по шоссе 32,5 км в час и по проселку—19,3. Одновременно с нами прибыли машиныАвтобус „в джунглях". На снимке — лесной большак екатерининских времен между Гжатском и Можайском. Большак настолько зарос, что участникам пробега приходилось рубить деревья, прокладывая дорогу машинамФото Л. Соломонидинаагитационного пробега, организованного Полоцким Автодором. На площади состоялся большой митинг. Отмечали успехи советского автостроения подтверждением чего являлась стройная колонна выстроенных на площади машин. Выступавшие останавливались на значении автомобилей в экономике страны и обращались к населению с призывом строить дороги. Командор от имени участников пробега благодарил за теплую встречу и подобно осветил цели Е задачи нашего пробега. На следующий день осматривали и заправляли машины. Кроме незначительной течи патрубка радиатора у автобуса и смены колодок центрального тормоза из-за сорвавшегося ферродо у одной из ярославских трехосок, никаких дефектов не обнаружили. Вечером были приглашены на президиум Один из недостроенных мостов, какие често встречались на пути пробега. Характерно, что мосты, почти готовые к эксплоатации, зачастую бездействуют в течение многих месяцев Фото Л. Соломонидина."•'ШШ.-- ••.: "• ..••£••"-•• .v ' '- •17 ЦС Автодора Белоруссии. С интересом вызапасного колеса, цеплявшие за бугры при слушали доклад командора Полоцкого пропереезде канав. У автобуса оторвался задний бега. Задачи этого пробега — организация и фартук кузова. Трехоски шли хорошо, не укрепление в колхозах коллективов Автодонуждаясь в помощи ив критические моменра, агитация за заем и дорожное строительты служили буксиром. ство. Полочане везли с собой «американку», Несколько, раз там, где даже трехоски не на которой печатали газету, принимали учамогли пройти, мы засыпали кг''?вы, сравнивастие в уборочных, работах, проводили собли бугры и делали фашины. Так мы добрарания, помогая колхозникам разбираться в лись до деревеньки Казьяны. политических и текущих вопросах. После этой остановки дорога не улучшиВ обратный путь выехали 3-го в7 ч. утра. - лась, и мы к5 часам измученные добрались Шоссе очень хорошее и до 108 километра до гор. Ляды. Улицы города оказались неехали немного более двух часов. проезжим болотом. Командор поехал искать К Орше все чаще и чаще попадаются необъезд. Пока ожидали возвращения командонадежные мосты. Некоторые из них приво. ра, местные жители вместе с нами сочувстдятся в порядок. Мы вынуждены сбавить венно возмущались состоянием «городских ход. дорог», но вероятно после нашего от'езда, как и до этого, ничего не сделали. На 12 километре не доезжая Орши остаВот куда надо заглянуть автодору новились для сбора колонны. Орша встретила нас исключительно организованно. СперЛяды — историческое место: здесь потерпел ва появились велосипедисты, затем автомоочередное поражение отступающий Наполебили с представителями местных организаон. Через 2 км после г. Ляды выяснилось, ций. Мы въехали в город под звуки оркестра. что впереди недостроен мост и мы не проеВ городе было большое оживление, все жидем. Оставалось одно—достроить мост. тели вышли на улицу. Наши машины привлеПереночевав в поле, принялись за работу. кли всеобщее внимание, очень понравился Сделали раскосы, уложили на переводы в автобус. два ряда доски и благополучно перевели все В Орше заправлялись бензином и выехали машины. На это потеряли около 3 часов. В в7 ч. 30 мин. Отсюда начинался большак, 10 часов двинулись на Красное. Дорога непостроенный еще при Екатерине. По этому сколько улучшилась, но мосты в полусгнивтракту наступал на Москву Наполеон. Сейшем состоянии, часть из них мы обрушили. час эта дорога потеряла свое значение, и мы В Красном роздали литературу. После беспокоились удастся ли проехать и выдерКрасного положение не изменилось—вскоре жат ли мосты. нам встретился прогнивший мост через речку. Попробовали пропустить Амо-3. Мост Вскоре после Орши — первое препятствие — трещал, пришлось сделать второй настил из брод через речку, а после брода очень крузахваченных с собою досок. той и продолжительный подъем. Машины прошли хорошо и мы приободрились. Но Отсюда дорога стала улучшаться, и мы к увы... через 2—3 км началась невозможная 7 час. вечера приехали в Смоленск, опаздыдорога сплошь в ухабах и рытвинах, заполвая на сутки. ненных водой. Из Смоленска выехали в 10 часов вечера. То и дело застревали стандартные машины. Очень красивая дорога шла правым берегом Особенно трудно было автобусу с удлиненДнепра. Темнота и ненадежные мосты задерным . шасси. Мы ежеминутно соскакивали с живали движение. Около 4 час. ночи приехамашин и под крики «давай, давай» проталкили на переправу и заночевали. За день прошвали их. У всех Амо-3 погнулись багажники ли 115 км. со скоростью 13,9 км в час.«•§#'"ИГор1 11111%т•••%я§- Д - Участники пробега берут приступом огромные лужиЛяыШото Л. Соломонидина00>х ' .-: • •••:• •••'•Л:--Ш(. ; •\ь £ти прохлятыз мостики подолгу 3£" г.ержиоали учазтншсоЕ пробегаФото Г,- C e * S K8SI » f tH » £На следующий день Б5 час. начали переправу, предварительно укрепив свои причала и настил парома, и только в 10 час. выехали на Вязьму. В начале шли пески, и стандартные машины вязли. Трехоски проехали хорошо, вытащив застрявших. Дальше большак и мосты оказались в порядке. За Дорогобужем опять начались плохие мосты. На реке Костре настоящий «чертов мост» длиной около 30 метров; 'он висел почти на воздухе, поддерживаемый продольными швеллерами, прогнувшимися от собственного веса. Сваи частично прогнили, а частично были снесены в половодье. По мосту автомобильное движение, <ак мы узнали позже, запрещено. Но никашх надписей мы не видели. Положение безвыходное — других дорог на Москву здесь нет. Ни один участник пробега не проявил малодушия, и водители хладнокровно один за другим переезжали мост, выбирая настил между уцелевшими сваями, предварительно на случай «купанья» открыв дверки кабин. В Вязьму прибыли около 7 час. вечера, покрыв 133 км. со скоростью 19,4 км в час. Решено было после запразки ехать дальше. Задержка произошла из-за ярославской 'трехос-. ки. Через 2 часа прибыла трехоска и оказалось, что недалеко от Вязьмы-у нее под задними колесами обвалился мост—- вытаскивали домкратом. В Вязьме заночевали. Мы опаздывали на сутки и до срока финиша оставался один- день. Чтобы приехать во время, надо было за день сделать двойной перегон. Из Вязьмы выехали в6 ч. 30 мин. До Пкатска-—сухой ухабистый проселок и негодные мосты, часть которых миновали объездами. В 12 километрах от Гжатска провалился на мосту Амо-3. Вытащили домкратом и буксиром. В Гжатск прибыли в 11 часов. До Москвы оставалось только 186 км. От Можайска—хорошее шоссе. Около 5 час. вечера проехали Можайск и недалеко от Кунцева собрали колонну. Машины были вес в порядке. На местовстречи прибыли в9 ч. 15 мин., пройдя за день 266 км (из них 140 км проселком) со скоростью по проселку 17,5 км в час по шоссе — 30 км. В Кунцеве — радостная встреча. Нас приветствовали представитель ВАТО, представитель ЦС Автодора и директор завода т. Лихачев.. Пробег, несмотря не все трудности, окончен в срок. Заданная скорость выдержана—• покрыто 1 690 км из них 458 проселком, со средней скоростью по шоссе — 31,6 км, по проселку16,3 км в час. Расход горючего, по предварительным подсчетам, не превышает установленных норм. Карбюратор Амо новой регулировки вполне себя оправдал. Все машины дошли в хорошем состоянии ив пути не было ни одной поломки, приостановившей движение. Не было сменено ни одной рессоры. Имевшие место дефекты все случайного характера, в частности, у ярославских трехосок кипели радиаторы вследствие того, что не успели к пробегу изготовить запроектированные и были поставлены стандартные радиаторы меньшего размера. То же в отношении поломки кронштейна. На другой машине этот же кронштейн, как и крепление демультипликатора были в порядке. У трехоски Амо замена радиатора вызвана повреждением извне. Трехосные машины показали хорошую проходимость по самым скверным дорогам и пескам, на шоссе они не отставали от стандартных автомобилей. Советские заводы, конструкторы и водители еще раз выдержали экзамен. Пробег дал ценный материал и технический опыт. В заключение остается пол-селать, чтобы строительство дорог и мостов не отставало от темпов нашего автостроения. Одновременно нужно форсировать организацию авторемонтных станций и установку бензиновых колонок, еще отсутствующих не только на шоссе, но ив большинстве городов'нашего Союза. М. АндриевскийВНИМАНИЮП ОДПИСЧИКОВ „БИБЛИОТЕКИ ЗА РУЛЕМ"С ближайшее впемя в серии библиотеч-и „ З аРулем " выйдет книга проф. К. Купреянова „Новейшие течения в дорожией тактике " . В ьниге 16 печатных листов.19