18
19
20
21
И нж . С. НОТОВ.Ремонт в гаражных условияхВ статьях предыдущего номера журнала мы остановились на ремонте переднего моста. Переходя к ремонту заднего моста, остановимся на трансмиссии автомобиля и приспособлениях и инструментах, применяемых при ремонте узлов и агрегатов трансмиссии. При переборке коробки скоростей и сцепления весьма удобен стэнд, приведенный на рисунке 11 Большая экономия во времени, подисках. Во избежание этого необходимо временами проверять зазор в названной педали, поддерживая его размер в 20—25 мм. В модели «Форд» выпуска- после 1929 г. ставится однодисковое сцепление. При переборке этого сцепления необходимо обращать особое внимание: на втулки, педали сцепления, на вилку вала выключения сцепления, на обшивки диска, на все пружины и подшипники. При переборке коробки перемены передач надо проверить в центрах валы, тщательно осмотреть все подшипники и вилки, проверить замки. Замерить зубомером зубья шестеренок для определения степени износа их. Все детали, в которых будут обнаружены уклонения от нормы, должны быть заменены или выправлены. Обследование карданного вала обычно ограничивается проверкой его в центрах. Ведущую шестеренку даже при незначительном износе следует заменять. С особой строгостью надо отнестись к подшипникам вала ик карданному сочленению. При сборке диференциала-необходимо и*,еть в виду, -что в нем может быть вой шестеренок и стуки, вызываемые следующими причинами: эксцентричность в установке планетарной шестерни, неправильная установка зазора между нею и ведущей шестеренкой, игрой в упорных подшипниках и выработкой в подшипниках сателлитовой коробки. Это вызывает преждевременный износ шестерен. В гаражах обычно пользуются примитивными и не всегда точными способами проверки данных явлений, чаще на слух, ощущение и на тавот. Наиболее точный и быстрый способ проверки правильности положения планетарной шестерни на сателлитовой коробке и игры в подшипниках, приведен на рис. 2. При помощи индикатора а, который своей магнитной подковой б посажен на фланец картера длференциала, наконечник индикатора прикасается к задней стороне шестерни, стрелка индикатора показывает самое незначительное вибрирование коронки.Рис. 1. лучаемая при работе на этом стэнде, настойчиво требует привлечения к нему внимания механиков даже небольших гаражей, учитывая. что изготовление стэнда весьма доступно. Стэнд может быть выгнут из углового железа каждым кузнецом и собран с рассверловкой дыр слесарем 4-го разряда. Подходя к переборке сцепления, надо сказать, что при осмотре многодискового сцепления некоторые из дисков приходится заменять новыми. При сухом дисковом сцеплении нередко приходится наклепывать на диски новое феррадо. Износ в дисках вызывается главным образом тем, что водители, во время езды иногда не снимают ногу с педали сцепления и временами незаметно для себя, нажимая слегка на педаль, вызывают некоторую пробуксовку в сцеплении. По мере того, как наклепанное на дисках феррадо срабатывается, уменьшается свободное движение в педали сцепления, что способствует скорейшему износу в накладках на 1 См. статьи <>3а Рулем», за 1932 г.Рис. 2.Определение точного круговращения коронной шестерни и выработки шариковых подшипников сателлитовой коробки без разборки диференциала можно произвести при помощи того же индикатора. Этим же путем про-18 Рис 3. изводится и изменение величины зазора между планетарной и ведущей шестернями. Индикатор, приведенный здесь на рис. 3, описан в № 20 «За рулем», в статье «Ремонт в гаражных условиях». Для показательности простоты конструкции индикатора, вполне доступного в изготовлении на отечественных заводах, на рис. 4 приведен индикатор, отделенный от магнитной подковы и вскрытый с задней стороны. Представляемый внутренний механизм имеет всего пять двигающихся деталей. Они сами по себе, и сопряжения их между собою настолько просты и на рисунке так рельефно представлены, что не нуждаются в описании. . После сборки всего заднего моста транспортирование его из монтажного цеха и подвеска на рессоры под рамой, обычно занимают трех рабочих, в то время как на специальном передвижном стэнде все это можно проделать одному рабочему. Такой стэнд легко можно сделать средствами гаража (см. рис. 5). С этой целью для передней стойки с винтовой нарезкой может быть с успехом использован старый домкрат. В качестве колесиков можно приспособить старые шариковые и упорные подшипники. Все остальное собирается из углового железа на болтах или на заклепках. Несмотря на простоту исполнения столь полезного и необходимого в -каждом гараже и ремонтных мастерских передвижного стэнда, подобные конструкции имеют к сожалению весьма ограниченное распространение, в виду новизны их у нас. Следующей очередной операцией в ремонте автомобили надо считать проверку и ремонтамортизаторов. Они имеют три широко распространенных болезни: 1) толчки во время хода машины, 2) ослабление сопротивления, 3) шумы во время работы амортизатора. В первом случае надо проверить: уровень глицерина, соединительные звенья амортизаторов, смазку их и смазку рессор и подвесок. Амортизаторы должны быть отрегулированы применительно к дорогам и характеру эксплоатации машин. Так например, при езде по плохим дорогам от амортизаторов требуется большее сопротивление, чем при езде по хорошей дороге. Затяжка игольчатого клапана направо увеличивает, а при повороте влево уменьшает сопротивление. При этом надо иметь в виду, что незначительное повертывание игольчатого клапана в одну из сторон дает значительное изменение в действии амортизатора. Примерное регулирование амортизаторов производится следующим образок. Игольчатый клапан завертывается до отказа и затем отпускается обратно для задних амортизаторов, в теплое время года на 90° {%. оборота) для передних амортизаторов обратный отпуск клапана производится на % оборота. В холодное время года нормы обратного от упора отпуска игольчатых клапанов увеличиваются л равняются: для задних амортизаторов от 180° до 220° и для передних—от 220° до 270°. Но от приблизительных и примитивных способов регулирования и проверки амортизаторов, пора перейти к более точным. Для этого нужно иметь два довольно простых приспособления и набор инструмента, приведенного на рисунках ив описании в дальнейшей части статьи, которые при желании механиков могут быть сделаны средствами каждого азтопарка и ремонтных мастерских. Амортизаторы можно проверить не снимая с автомобиля, при помощи приспособления (рис. 9), показанного в действии на рис. 10. Открепив рычаг амортизатора, нужно ото-Рис 4.19 JРлс. 5.«. > - ' •^Шщ!!!ь/Рис. 16. и повернуть его налево. Снять крышку с резервуара и прокладку вала и вынуть из резервуара резиновую прокладку (рис. 15). Осмотреть воздушные проходы и наливное отверстие (рис. 16) (это делается завинчиванием натуго игольчатого клапана в его гнезде), после чего надеть ключ (рис. 17) для фланца и крыльчатото вала на крыльчатый вал (рис. 18) и несколькими движениями накачать амортизатор. Если он в порядке — жидкость будет вытолкнута из воздушных проходов, а в наливное отверстие будет затягиваться воздух (это также поможет очистить воздушные проходы). Отвинтить игольчатый клапан комбинированным ключем 19, который служит для игольчатого клапана и для крышки сальника (рис. 20). После этого можно снять игольчатый клапан в сборе с крыльчатого вала. Важно, чтобы при обратной сборке был установлен тот же фланец ив том же положении относительно основания амортизатора. При разборке необходимо следить за тем, чтобы разбираемые части не были спутаны, иначе наливное отверстие в крышке может оказаться закрытым. Для правильной установки крышки на основание амортизатора при сборке необходимо пометить кернером положени 0 ее при снимании. Крышка снимается поворотом налево, одетым на, нее широким концом ключа (рис. 21). Не следует пытаться снять неподвижное крыло. Остатки жидкости из амортизатора слить, тщательно промыть все части денатурированным спиртом, хорошо продуть сильной струдвинуть его в сторону. Закрыть игольчатый клапан до отказа, завернув его направо. Испытательное приспособление, приведенное на рис. 9, надеть на квадрат крыльчатого вала, закрепить зажимной болт приспособления аи сдвинуть груз б до задней зарубки на конце рычага, как указано на рис. 10. Подняв рычажную ручку и приспособления, заметить число секунд, в течение которых груз опустится вниз, пройдя расстояние 20° по окружности. Если амортизатор в порядке, на это уйдет по меньшей мере 15,5 секунды при нормальной температуре в помещении. При опускании груза скорее чем в 15 сек. означает, что амортизатор ослаб. ПРИ дальнейших испытаниях, оставляя игольчатый клапан закрытым, следует приподнимать и опускать ручку приспособления вверх и вниз. Если конец рычага будет свободно двигаться вверх и вниз на 20—25 мм, это значит, что воздушные проходы забиты, в результате чего в рабочей камере скопился воздух. Если засорен воздушный проход или упругость амортизатора слабая, его надо снять с рамы автомобиля, разобрать и тщательно вычистить все части. Ремонт амортизаторов по инструкции инженеров заводов Форда и Хауделя производится так: сняв амортизатор, вставить его в зажим, приведенный на рис. 11, и затянуть барашек. Вынуть пробку наливного отверстия. Отпустить зажимное кольцо, повернув его ключем 12-а на И оборота (рис. 12). Для снятия крышки резервуара, ключ (рис. 13) надо установить в положение, указанное на рис. 14,ив//Рис. 14.20 ftltII.ей сжатого воздуха, особенно в целях очистки раз. Затем амортизатор надо установить на воздушных проходов, показанных на рис. 16. испытательное приспособление (рис. 23), испыПосле того, как все части совершенно вытать его и отрегулировать. сохли, вставить амортизатор в зажим и помеДля удобства испытания перебранного аморстить в тот же крыльчатый вал в его первонатизатора при помощи приспособления (рис. 9) чальное положение в амортизаторе. Следует приспособление 23 привертывается в вертииметь, в виду, что крыльчатые валы пригонякальном положении к ребру крышки и угловой ются ,к каждому отдельному амортизатору и стойке верстака. заменить их один другим нельзя. ЕдинственЕсли амортизаторы действуют хорошо, ными заменяемыми частями при переборке пробка резервуара в них отвертывается не раамортизатора могут быть: прокладки резер|нее, как после пробега машиной 8 000 км. В ховуара, кольценабивки и игольчатый клапан в лодное время в глицерин надо добавлять спирт оборе. (до 20%) Масло, попавшее хотя бы в незначительном количестве, понижает сопротивление Наполняется амортизатор глицерином при амортизаторов. Гнездо для яблока шарового помощи шприца до верха крыльчатого вала соединения, сидящее в корпусе соединительно<рис. 22). го звена, должно смазываться через каждые Собирается амортизатор в порядке, обрат800 км. ном вышеописанной разборке его. Если наНеобходимо следить, чтобы амортизаторы бивка была повреждена, следует вставить нобыли наполнены глицерином до уровня и чтовую пробковую и резиновую прокладку и забы гайка болта рычага была туго затянута. тем игольчатый клапан в сборе, наполнить При ослаблении этой гайки амортизатор будет добавочный резервуар до уровня наливного работать с шумом. отзерстия. Для абсолютного удаления воздуВообще переборка и регулировка амортизаха, на конец крыльчатого вала одеть квадратный конец ключа для крышки и, закрыв иголь.торов требует особой осторожности и внимательности. Инж. С. Нотов чатый клапан поворачивать ключ несколькоМатериалы по этому номеру журнала были сданы в набор до начала объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б). В следующем и дальнейших номерах будут напечатаны статьи об итогах пленума и очередных задачах автодоровских организаций в разрезе основных установок и решений пленума.21