14
15
ПроФ. К. КУПРЕЯНОВСПОСОБЫ УДЕШЕВЛЕНИЯ ПОСТРОЙКИБРУСЧАТЫХ МОСТОВЫХБРУСЧАТКА ИЗШЛАКОВОдним из важнейших вопросов дорожного строительства является снижение стоимости постройки дороги без ущерба для ее технических показателей. Особенно нуждаются в этом брусчатые мостовые в городах, постройка которых весьма дорога. Брусчатые мостовые, как известно, применяются в самых тяжелых условиях проезда, климата и экеплоатации. Они целесообразны на участках городских улиц с большими подъемами, въездах к мостам, при неурегулированности подземного хозяйства и внутри трамвайных путей, где необходимы разборные мостовые. Препятствием к широкому распространению брусчатки является высокая стоимость ее, которая для Москвы определилась в сумме 56 руб. за 1 кв. м мостовой (на песчаном основании) при использовании онежского диабаза и южных гранитов. Эта стоимость сложилась из: 1) добычи камня и обработки его на брусчатку 14 руб. 2) внешнего транспорта из карьера в Москву (на 1000 км) 9 руб. 3) внутреннего транспорта (в пределах города 7 руб. 4) устройства мостовой, стоимости песка и накладных расходов 6 руб. Итого — 36 руб. Высокая стоимость добычи и обработки сырого камня на бруски (1 брусок в среднем стоит 50 коп.) и высокая стоимость внешнего транспорта настоятельно требуют снижения. Снижение может быть достигнуто при использовании брусчатки не из природного камня, а производимой особыми приемами, в частности путем литья шашек из некоторых металлургических шлаков. Это особенно важно для районов, где расположены металлургические заводы.Сущность производства шлаковой брусчаткиНаиболее пригодными шлаками для литья брусчатки являются медные и кислые доменные шлаки, не содержащие или содержащие лишь в небольшом количестве вредные примеси (например, серу). Если эти шлаки вылить наружу обычным порядком, то при остывании в них можно обнаружить по вертикальному разрезу 3 слоя, различных по своим свойствам: верхний в виде застывшей пены губчатой структуры, средний в виде стекловидного или фарфоровидного материала и нижнего, имеющего кристаллическую структуру. Структура как верхнего, так и среднего слоев негодна для дорожного материала; подходит структура лишь нижнего слоя, образовавшегося при медленном охлаждении, происходившем притом с такой постепенностью (случайно получающейся), которая необходима для образования кристаллического материала вместо стекловидного. Этот материал массивно-кристаллической структуры обладает всеми необходимыми дорожными свойствами. Задачей производства шлаковой брусчатки является получение брусков с таким кристаллическим строением и при этом без пустот. Это осуществляется разными приемами, например, путем разлива жидкого шлака, вышедшего из печи и перелитого в особые подвижные сосуды, в чугунные формы, установленные на подушке из мелкого шлака. Далее производится засыпка форм сверху слоем также из мелкого шлака необходимой толщины. Остывание в таких условиях продолжается до 1-3 суток. Вся работа не требует сложных приспособлений и может производиться под открытым небом.Техно-экономические показатели шлаковой брусчаткиШлаковая брусчатка, вылитая из доменного и из медных шлаков, как показывает иностранная практика, обладает техническими показателями, не уступающими показателям для брусчатки из природного камня таких пород, как гранит и базальт. Что касается формы и размера шашек, то здесь открывается широкая возможность придать шашкам форму и размеры, которые желательны 1 . Географическое распределение в СССР природного камня, годного для изготовления1 Подобные плитки из шлака, выписанные из Германии я уложенные в довоенное время перед фронтоном Большого театра в Москве, служат еще ив настоящее время (правда, движение в этом месте невелико),14Литье кубиков из доменного шлака. На снимке — сортировка готовых кубиков брусчатки, т. е. гранитов, диабазов, базальт ов , — неблагоприятно, особенно для городов центральных областей европейской части Союза. Граниты находятся на юге и севере (южная Украина и Карелия), диабазы на севере (Карелия), базальты на северо-востоке (Урал). В центральных областях распространены главным образом осадочные породы (известняки и песчаники), непригодные для хорошей брусчатки. Это неблагоприятное географическое распределение отчасти исправляется размещением как существующих точек доменного и медного производства, так и проектируемых. В частности, следует отметить, что существующий в Москве электролитный завод им. Молотова может дать в ближайшие годы до 1 млн. кв. м брусчатки из медного шлака. Металлургические гиганты цветной металлургии, например, в Корсакине, Балхаше, у станции Джусаны, и в Коунраде могут снабдить брусчаткой тяготеющие к ним города. Ориентировочные подсчеты стоимости брусчатой мостовой из шлаков на месте металлургического производства, т. е. без внешнего транспорта, показывают, что цена 1 кв. м мостовой будет 18 руб. (на песчаном основании). Эта стоимость слагается следующим образом: Изготовление шашки на заводе . . 5 Внутренний транспорт (в пределах рода) 7 Устройство мостовой и пр 6 Итого—18 руб. горуб. руб. руб.Штабели кубиков, готовые для отправки с завода на место укладки например, Академию коммунального хозяйства, так и металлургические институты, например, Институт цветных металлов и золота (проф. Ванюков). Дело использования шлаков для брусчатки является частным случаем использования шлаков вообще. Этот вопрос в общем масштабе возглавляется, по имеющимся сведениям, специальной комиссией Академии наук.В этом подсчете предположено, что стоимость литья 1 бруска будет в3 раза дешевле, чем добыча природного камня и изготовление из него бруска. Таким образом, общая стоимость шлаковой брусчатой мостовой еа 50 проц. дешевле, чем из природного камня. В случае необходимости внешнего транспорта шлаковой брусчатки, например, на 1000 км , стоимость этой мостовой будет 27 руб., т. е. она будет дешевле каменной на 25 проц.Выводы:1. Постановка этого вопроса вытекает из директив партии и правительства об использовании местных материалов и отходов промышленности. 2. Развитие металлургии в СССР черной и цветной, связанное с выходом большого количества шлаков кислых, доменных и медных, позволяет поставить производство такого ценного в дорожном отношении материала, каким является брусчатка для мощения улиц. 3. Производство брусчатки из шлаков по ориентировочным расчетам может быть в3 раза дешевле производства природной брусчатки. 4. Размещение соответствующих точек металлургического производства исправляет неблагоприятное географическое распределение ресурсов природного камня, годного для изготовления брусчатки, что дает значительное сокращение расходов на внешний транспорт. 5. Для овладения техникой этого нового производства необходимо поставить основательную исследовательскую работу, привлечь к этому соответствующие институты и ассигновать необходимые средства. Общественность в лице Автодора должна принять самое деятельное участие в разрешении вопроса об удешевлении стоимости дорожного строительства и тем самым в увеличении количества благоустроенных дорог в СССР.Производство шлаковой брусчатки за границей ивСССРЗа границей, в частности в Германии, на Мансфельдских заводах, занимающихся выплавкой меди, давно уже вырабатывается брусчатка из шлаков, получающихся при этой выплавке. Производство этой брусчатки составляет настолько рентабельное дело в общем производстве этих заводов, что там сложилось мнение, что «медь является побочным продуктом при производстве брусчатки». Это мнение отражает действительное соотношение удельного веса этих двух отраслей производства. В Австрии, в Донаевице, брусчатка производится из доменного шлака; такое же производство имеется в Англии, Америке и других странах. В СССР начаты научно-исследовательские работы в Всесоюзном институте промышленного транспорта. Реальных результатов пока еще нет. Наркомхоз предполагает ассигновать известную сумму на проведение необходимой исследовательской работы. К исследованиям необходимо привлечь как дорожные институты по линии Наркомхоза,15