СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ — XОРОШИЕДОРОГИ__И З РЕЧИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СНК т. Д. Е. С УЛИМОВА НА СОВЕЩАНИИ НАЧАЛЬНИКОВ ДОРТРАНСОВ И РАЙОННЫХ РАБОТНИКОВ ПО ДОРОЖНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ Дорожное хозяйство, шоссейное строительство в частности,—• один из самых отсталых участков в стране. Индустриализация "страны шагаула-так далеко, что диспропорция между уровнем развития нашего дор'ожноло хозяйства и тем, что имеется в промышленности, в! сельском хозяйстве,, увеличилась, несмотря на общий значительный рост дорожного строительства р последние годы-. Это отставание дорожного ' строительства от растущих потребностей всего народного хо* зяйетва ощущаем мы все, ощущает каждый колхоз и район, так как повседневно приходится сталкиваться с неудовлетворительным состоянием дорог. Эффективность иапользо&ания ооновиьтх видов трананж>та—•железнодорожного и. водного—-тоже тГ большой степени уменьшается из-за плохого (Состояния шоссейных дорог. ^Но как ни страдает все наше хозяйство от бездорожья, все же нужного отношения к этому делу, правильного подхода, должной оценки этого участка нашей работы со стороны местных советских "органов и самого населения еще не имеется. Одним из крупных недостатков работы дорожных органов какв центре, так и на местах является то, что они не сумели до сегодняшнего дня мобилизовать общественное мнение страны вокруг вопросов дорожного строительства. Очень часто приходится слышать жалобы, что исполкомы мало этим делом занимаются, что у них-дё дорожные работы всегда на заднем плане, что в сельсоветах дорожные секции должны быть, но их нет, говорят о том, что дорожные секции в сельсоветах нужно оживить. Верно, 'что райисполкомы, сельсоветы, население недостаточно активно участвуют в дорожном строительстве. Н ов этом прежде всего повинны сами дорожные организации. Характер работ дорожных органов был до последнего времен узко 'специальным, выдержанным в техническом, инженерском духе, в старом понимании этого слова. Организационно-массовой работы не вели, не организовывали по-большевистски заинтересованного в этом деле населения и .хозяйственных органов. В 1933 г. на долю трудового участия населения падает 67 проц. плана дорожного строительства. Значит в работе дорожных органов особое внимание должно быть уделено вовлечению заинтересованного населения в дорожное строительство. Это тем более важно подчеркнуть, так как ив будущем удо, влетворительно решить , задачу дорожного строительства в соответствии с требованиями lacero социалистического строительства мы не сумеем, если будем думать только о государственных вложениях, не привлекая всех заинтересованных органов как промышленных, так и сельскохозяйственных, а также и самого населения. Без их участия, без привлечения широкой общественности к этому делу мы не решим этой задачи, задачи ликвидации бездо'ражья в нашей стране.О том, что работа велась до сего времени однобоко, говорит и ваша литература. Возьму, например, книги, выпущенные Главдортрансом. Я забрал здесь у вас все книги, которые были выставлены в качестве образцов. Заголовки этих книг говорят о животрепещущих темах. Эти книги необходимы, без них нельзя технически хорошо организовать дело дорожного строительства. Но, по .моему мнению, это —; однобокое освещение вопроса. Ваша литература не учитывает имеющихся особенностей дорожного строительства, с которыми мы( должны (считаться, из которых должны исходить. Все ваши книги носят характер технических! (инструкций, как, например, «Руководство по производству дорожных работ с трудовым .участием».. Здесь есть всякие таблицы, чертежи. Это, может быть, неплохое руководство для дорожного мастера. Или книга «Временные нормы1 выработки» — она необходима, но она предназначена для той же категории работников. Затем' имеется книга «Как составлен план дорожного строительства в районе» и т. д. Эти книги характерны для направления работы, для состояния умов всех работников дортраноов, представляющих работу по дорожному строительству узков ед омств енно. Это—-один из очень крупных недостатков, которьщ мне хочется особо подчеркнуть. Все это говорит о том, что вы развернутым фронтом еще не подошли ко веем общественно-хозяйственн'очполитическим организациям, к. самому населению, к его организации. Вы замкнули свою работу внутри себя. Работа всех руководящих органов, начиная от Главдортранса, включая облдортрансы и кончая визами, носила узко ведомственный характер. Конечно, из сказанного не вытекает, что работе по технике и инструктажу не нужно уделять должного внимания. Но, уделяя "внимание этим вопросам, нельзя упускать из виду другую важную работу:' организацию масс, вовлечение актива рабочих и крестьян в дорожное строительство. Я глубоко убежден, • что при правильной организации дела мы можем вокруг дорожного строительства околотить такой актив, какого еще не имеет ни одна организация. . Каждый ив вас признает, что организовывать население, вовлекать его в работу легче ,и успешнее можно именно в том деле, в котором оно ' .непосредственно заинтересовано. Дорожное дело является именно таким: плохая дорога бьет самого крестьянина, бьет его телегу, его" лошадь, бьет наши заводы, наши совхозы, наши .колхозы, приносит убытки на сотни миллионов рублей 'ежегодно. На это дело, если его хорошо организовать, мы безусловно сумеем привлечь актив и опереться на него. •Нужно как следует подумать, как это сделать. Я думаю, что нельзя ограничиваться секцией сельсовета. Если она будет организующим центром,—-это хорошо. Но нам 'нужно в каждом селе нащупать группу товарищей, которые 'осознали уже необходимость дорожного строительства, создать .из них энтузиастов, руководителей, .агитаторов и пропагандистов этого дела. Это можно сделать, и не только можно, но и должно. Бели мы' это дело не поднимем, ~мы не выйдем из состояния бездорожья. Мы стоим перед перспективой очень большого размаха работ., Я думаю, что если для 1933 ir. план дорожного строительства по сравнению с прошлым годом не напряженный, то безусловно он будет увеличен в предстоящие годы. Программу работ этого года надо проводить с учетом того, что это есть начало большой работы в области дорожного строительства. Эту перспективу должны осознать все дорожные органы сверху донизу и, иоходя, из этого, перестроить, свою работу. "Мне кажется, что ик подбору начальников краевых и /областных дорожных строительств и других работников надо подходить с большими требованиями, чем это было до сих пор. Мало того, чтобы человек был неплохим техником, чтобы он знал, к ак . н ужно строить мосты, как нужно укладывать камень или другое покрытие. Этого еще мало. Наряду с тем, что он должен быть хорошим техником, он также должен быть хорошим организатором. он должен уметь мобилизовать вокруг своего дела заинтересованное население, заинтересованные хозорганы. Это' требование является совершенно обязательным. Нужно требовать от каждого дортраясовца, чтобы он не упускал ни 'Одного случая — в исполкоме ли, на сельском ли сходе,—• везде он должен ставить вопросы дорожного строительства, везде об этом говорить. Нечего смущаться, если на первых порах вас не всегдаохотно будут слушать. Не беда, без борьбы ничего не дается, и здесь нужны большая длительная разъяснительная /работа и борьба. Нужно ив этом деле преодолеть косность и. недоверие. Большевики не впервые встречают в своей практике при проведении тех или иных важных дед недостаточное сознание и даже сопротивление, а в дорожном- строительстве, как вы все знаете, с этим недоверием и недооценкой приходится сталкиваться на каждом шагу.. И на нас лежит задача это дело расшевелить, дать ему раскачку, использовать каждую ^возможность, каждую лазейку, в которую можно пролезть. Это нужно сделать. Тут всех возможностей не предусмотришь, их очень много. По-моему, нужно везде и всюду это делать. Вы тем самым будете приковывать внимание к вопросу, вы будете врастать в местное организации. При критическом подходе к своей работе вы сами скажете, что страдали этим недостатком, что вы "'бюрократически замкнулись, что действовали аппаратным путем, в то время когда надо было Опираться на массы. Вот, по-моему, самое необходимое изменение, которое нам нужно обеспечить уже. -в этом году. Теперь относительно плана. План этого года даже несколько меньше, чем в прошлом году. Его результативность для нас выражается, конечно, не в деньгах. Все это подсчитано очень условно. Я думаю, что дажеЩработмики, непосредственно работающие в дорожных органах, скажут, что эти 220 млн. руб. стоимости дорожных работ с трудовым участием подсчитаны только примерно. Я не знаю, к ак шло составление плана, как определялись -конкретные участки строительства, то есть где, в каком селе, какая дорога будет сделана, или отремонтирована. Я не знаю, шло ли это сверху вниз или снизу вверх. (Голос: «Снизу вверх».) По-моему, здесь составляли план без учета конкретных участков работы. -(Голос: «Только передовых».) Видите ли, а у нас передовых не очень много, и передовыми они являются пока на фоне очень плохой, слабой организованности в этом деле. Это, если можно так выразиться, лучшие из худших, а нам надо, чтобы у нас были лучшие из лучших,— вот к чему мы должны!\ стремиться. План мы обязательно должны"" выполнить. Возможности для этого, у нас имеются. Но нельзя думать, что мы в состоянии своим централизованным планом охватить всю ту сумму дорожных работ, которые должны быть произведены в каждом селе, на каждом шоссе. В особенности это относится к так называемому текущему ремонту, к уходу за дорогами,— я говорю об исправлении выбоин, ям и тому подобных мелких вещах, которые, однако, если ик своевременно не исправить, превращаются в большие ухабы. Нам важно так воспитывать наших низовых работников, на которых возложено наблюдение" за дорогами, чтобы каждая ямка, каждая ухабина были своевременно выправлены. Этого никогда никакой центральный план не учтет. Какая у нас сейчас бе'да? Мы строим, улучшаем дороги, но плохо или даже совершенно не наблюдаем за ними после постройки, а каждая веона приносит разрушения, в особен- Материал этого номера был уже сдан в набор и сверстан, (когда в> ЦО нашей партии — газете «Правда» от 13 июня была напечатана передовая статья: «Социалистическому урожаю хорошие дороги». В этой; статье даётся развернутая критическая оценка положению дел на фронте дорожного строительства и участию Автодора в деле борьбы с бездорожьем. Признавая правильной оценку работы Автодора, данной «Правдой», в следуюг щем номере журнала будет помещен материал о задачах Автодора в дорожном строительстве, вытекающих из указаний, данных в передовой газеты |«Правда». Все автодоровские организации, начиная от республиканских, краевых и областных советов и кончая отдельными коллективами, должны тщательно проработать вопросы, поставленные в передовой «Правды», я пересмотреть под этим углом зрения свою работу в области содействия дорожному строительству. Они должны выравнять свою деятельность в согласии с указаниями '«Правды» и на основании подробных и конкретных директив по дорожному строительству, данных Центральным советом о-ва.ности на тех/дорогах, которые интенсивно экаплоатируютоя, где большое грузовое движение. Если своевременно не чинить дорогу, то воя дорога очень быстро разрушается. Что же нужно сделать? Нужно, чтобы само село установило контроль. Нужно, чтобы как только . сошел онег, сейчас же приступили к необходимому ремонту. .Это очень просто сделать. Для этого потребуется каких-нибудь 12—15 дней, и можно будет от села до села выправить дорогу, где нужно, заложить камень, поправить Мостик- и т. д.- Никакими планами из центра- вы. эту работу не преду ом о.трите. Да и грош цена будет плану, если он будет предусматривать из центра каждую дыру в проселочной дороге. Это—• пустяковая работа. А между тем из-за того, что мы ее не делаем, снижается эффективность всего- нашего дорожного, строительства. Вы посмотрите: в ряде мест дороги, построенные с трудовым участием населения, в -результате беспризорности через какие-нибудь полгода ' разрушаются. Как это можно устранить? До ^стоящего времени дорожные органы задачи этой перед собой по существу не поставили, а если и поставили, то не так, как следует/Написали специальную .книгу, издали инструкцию и на этом успокоились. Но дело ведь не в инструкции. Нужен боевой лозунг для всех сел, районов и городов. Нужна мобилизация населения вокруг этой задачи. , Дело не в том, что нехватает (постановления Совнаркома или другого .какого-либо авторитетного органа. Постановления такие есть, каждому из^вас это очевидно. Но- вот .заставить организовать это дело мы не сумели, руки наши не дошли до этого. Почему? Потому, что думали, очевидно, все это будет сделано самотеком. Разговоры о том; что на это дело денег (мало давали,—«(несерьезный довод. Из бюджетных средств, вероятно и ,в будущем, особенно щедро денег не будем отпускать, но это не: значит, что дороги должны быть предоставлены самим себе й должны (оставаться б есприз орными. Ваша вина состоит в том, что вы не сумели использовать, не сумели объединить вокруг этого дела если не все, то хорошо работающие райисполкомы и сельсоветы.До настоящего .времени мы нашу работу гго новому дорожному строительству' ведем полукустарно. (Промышленная база страны достигла сейчас болыдих результатов, которыми мы вправе гордиться. Весь .М1еждуяародный пролетариат гордится достижениями советских рабочих и крестьян." Но вот дорожныеs работники по-настоящему еще не поставили вопроса о реализации этик достижений в дорожном строительстве для технического вооружения дррожныХ работ. На своих заседаниях вы разговариваете, плачетесь на • недостаточность ' технического' вооружения. Но эти жалобы остаются в стенах ваших аппаратов. Другими славами, 1 здесь вы не сумели вынести вои прос из пределов своего ведомства. Исходя из широких перспектив дорожного строитель- " сгва, вы должны были бы и по линии технического вооружения - дорожных работ основательно нажимать через Bice общественное мнение страны на промышленность. Часто приходится слышать: что же мы можем поделать, если нам промышленность недает машин? Есть старая русская пословица: дитя не плачет—мать не разумеет. Надо на-. жимать на промышленность. Ведь промышленность очень .крепко заинтересована в дорожном строительстве. Очень много могли бы помочь местные заводы, да и не только местные. Вообще надо вопросы 'технической базы, новой техники в дорожно-шоссейном строительстве популяризировать, надо .во'круг (них развернуть - работу, вокруг них создать общественное мнение. Это, по-моему, должно быть понятно каждому. И в этой части, мне думается, что Плавдортрансу надо собрать специальное техническое совещание, на котором надо поставить вопрос о том, как и чем вооружить дорожное- строительство (какие машины, сколько их надо, "какие заводы надо специализировать и т. д.). Надо предъявить определенное требование и правительству: дайте нам такое-то и такое-то вооружение. А сейчас ведь вас не слышно. Все, что я вам говорил, можно было бы ко* ротко сформулировать таким образом': надо вывести наше дорожное строительство на широкую большевистскую дорогу, (Бурные аплодисменты.)